Квест - игра " Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Турабаева Айна Айсуевна

Закрепление и проверка знаний у детей о птицах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-_igra_ptitsy.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме квест - игра «Птицы» 

 

Тема: Птицы. 

Цель: Закрепление и проверка знаний у детей о птицах.  

Задачи: 

1. Образовательные:  

-уточнить  представления детей о взаимодействии живых организмов со средой обитания;  2. Развивающие: 

  • развивать психические процессы: логическое мышление, память, творческое воображение, наблюдательность, зрительное восприятие, внимание; 3. Воспитательные: 
  • способствовать формированию у детей основ экологически грамотного поведения.  

Активизация словаря: орнитолог, стержень, бородки, клином, шеренгой, дугой, опахала, очина. 

Форма проведения: игра-занятие.

Форма организации: подгрупповая.

Предварительная работа: 

  • наблюдение за птицами во время прогулки; 
  • чтение стихов, сказок и рассказов о птицах (В. Бианки «Кто, чем поёт? », Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» и др.), чтение энциклопедий о птицах, об интересных фактах из их жизни; 
  • беседы на тему: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Птицы нашего края», «Интересные факты о жизни птиц»; 
  • рассматривание иллюстраций  и предметных картинок с различными видами птиц;
  • просмотр научно-документального фильма о птицах;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов», «Гнезда птиц»; 
  • подготовка сообщений (совместно с родителями) о птицах нашего края; 
  • прослушивание аудиозаписи  «Голоса птиц»; 
  • подготовка выставки поделок и рисунков, книг о птицах; 
  • подготовка консультации для родителей по теме: «Все о перелетных птицах»,

«Птицы -  наши друзья»; 

  • подготовка книжечек для гостей «Знаете ли вы, что…» 
  • подготовка информационного стенда для родителей об интересных фактах из жизни птиц:  «А знаете ли вы, что….» Материалы и оборудование:

Телевизор, аудиозапись, игра «Геоконт», Коврограф  «Ларчик»,  перья разной формы, цвета, размера, ножницы, тазик с водой, картинки.

 

Ход занятия:

Организационный момент:

(Занятие начинается перед дверями группы, около группы на стене вывешена газета для родителей: «Знаете ли вы, что…»)

  • Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:

Снится ночью пауку Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла….

Прилетит – плохи дела!

А кого паук боится? Угадали? Это… - Вы угадали, это птица. Сообщение темы:

  • Наше занятие будет посвящено птицам, но сначала ответьте на вопрос:
  • Как называют специалиста, изучающего птиц и их распространение?  (орнитолог) - Вам сегодня предстоит собрать знак юного орнитолога  (из нескольких частей целое). - Чтобы собрать данный знак,  вам необходимо пройти несколько этапов. На каждом этапе вы должны выполнить задание, а за правильно выполненное задание получить часть знака «Юный орнитолог».
  • Готовы преодолеть все этапы? (ответ детей) Ну что ж ребята, в путь?!  

Начало игры:

I этап: «Знаете ли вы, что…»

  • Пред вами газета для родителей, которая так и называется: «Знаете ли вы, что…»
  • Что же в этой газете напечатано?
  • Правильно, интересные факты из жизни птиц.
  • Вам нужно назвать не меньше пяти интересных фактов из жизни птиц (дети называют). 
  • Вы смогли назвать больше, поэтому 1-ю часть знака получаете заслуженно. - Отправляемся к следующему этапу.

IIэтап:

(Дети заходят в раздевалку, у каждого на дверце шкафа вывешено сообщение о птице, проживающей на Южном Урале)

  • Ребята, назовите, пожалуйста, птиц изображенных на ваших  шкафчиках. (ответы детей) 
  • Как вы думаете, почему именно изображения этих птиц вывешены на ваших шкафчиках? (эти птицы проживают на Южном Урале)
  • Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется: «Узнай по описанию». - Один из вас описывает птицу, но не называет ее. Вы должны по описанию найти изображение этой птицу и назвать ее.
  • Кто хочет первый  описать одну из птиц, изображения которых вывешены на шкафчиках? 
  • Какие птицы внесены в красную книгу Оренбургской области?  
  • Что такое красная книга? (в красную книгу вошли названия тех птиц, которые находятся на грани исчезновения, могут исчезнуть с нашей земли). - Что нужно делать, чтобы некоторые птицы не исчезли? (ответы детей)
  • Вы смогли по описанию найти изображения птиц, назвать их, смогли объяснить, что такое красная книга.  Вы выполнили задание (педагог отдает часть знака). Отправляемся дальше.

III этап: «Поиграйка»

  • Ребята, как вы думаете, почему мы не видим, как птицы, собравшись в стаи, улетают или прилетают с юга? (потому что они летят в основном ночью). 
  • Как вы думаете почему? (так безопаснее). 
  • Вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?  
  • Причём у разных птиц этот порядок свой. Вспомните и назовите, кто как летает.
  • Журавли и  лебеди летят клином.  o Цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу.  o Гуси, чаще всего, летят косяком или вереницей.  
  • Утки, выстраиваются в прямую линию или образуют дугу.  o Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят – они летят вразнобой, как попало. o А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, соколы) компаний не признают:

летят в одиночку.

. 

Предлагаю вам поиграть в игру «Перелетные птицы».

Игра «Перелетные птицы» 

                                                                     Под музыку игроки хаотично двигаются по

группе. По команде ведущего «журавли» игроки должны построиться клином. По команде «аисты» – шеренгой, по команде «дрозды» – «застыть» на месте. Побеждает та команда, которая совершит меньше ошибок.

 

-Как птицы находят дорогу на юг? (В полете они ориентируются на звезды, если небо затянуто тучами - они ориентируются на магнитные колебания Земли). - Вы справились и с этим заданием, поэтому получаете 3-ю деталь картинки.

  • Чтобы перейти к следующему этапу, посмотрите на карточку. Как вы думаете, что же здесь зашифровано? Что это за игра? (игра «Геоконт»)
  • Переходим к следующему этапу…

IV этап: игра «Расшифруй-ка»

  • Перед вами «шифр», который вам нужно раскодировать (после завершения работы, педагог открывает большой  «Геоконт» для сравнения результатов) - Что за предметная фигура у вас получилась? (После раскодировки шифра) 
  • Но на данном этапе не одно задание, а два. Поэтому слушайте следующее задание… - На коврографе прикреплены силуэты птиц.  На столе карточки, на них изображены птицы.
  • Вам нужно подойти к столу, выбрать карточку и соотнести с силуэтом птицы, сесть на свое место.
  • Каждый из вас должен вспомнить что-то интересное об этой птице.
  • Кто хочет рассказать об этой птице и показать силуэт выбранной птицы? (дети по очереди встают, называют птицу, рассказывают о ней и показывают ее силуэт, после педагог вручает следующую деталь).
  • Вы смогли раскодировать шифр, правильно подобрать силуэт птицы (педагог отдает детям следующую часть знака). - Следующий этап… VI этап:  
  • Почему гусь после купания остается сухой?
  • Вы сказали, что гусь остается сухой, благодаря своим перьям.
  • Что вы можете рассказать о перьях птиц? (ответы детей).
  • Кто расскажет и покажет строение пера?  (перо состоит из ствола, опахала, очина)
  • Сейчас каждому из вас я раздам по перышку  и лупу. Мы с вами более близко рассмотрим строение пера. Направьте лупу на перо, попробуйте разъединить опахало. Что вы видите? (ответы детей) 
  • От стержня отходят волоски – бородки, у них  есть крючочки, которые сцепляют волоски между собой. Покажите бородки. Посмотрите на рисунок, как волоски – бородки цепляются друг за друга. Более крупно можно увидеть только в микроскоп.

 

  • Для чего нужны большие упругие перья?  (для полета) 
  • Как называют такие перья?  (маховые, рулевые) 
  • Более мягкие перья, контурные? (покрывает тело, защищает его) - Самые мягкие и пуховые перья? (согревают птицу).
  • - Кто сможет доказать, что перо не впитывает воду? (если дети не догадываются педагог дает подсказку – можно взять перо обмокнуть в тазик с водой)
  • Как можно доказать, что перо легкое? (ребенок кладет на ладонь перышко и сдувает его с ладони)
  • Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.
  • Что еще вы можете рассказать о перьях птицы? (если все перья птицы собрать в кучу, то они будут висеть тяжелее, чем ее кости).
  • Вы смогли показать и доказать, что перо птицы легкое, не намокает. Смогли рассказать о строении пера, для чего он нужен.  
  • Прежде, чем получите последнюю часть знака, уберите перья, лупы и помойте руки..
  • Держите последнюю деталь знака.

 – Сейчас мы с вами отправляемся собирать из полученных вами частей знак «Юный орнитолог».

VII этап: «Заключительный».

(дети собирают картинку)

  • Ребята, что вы собрали? (знак юного орнитолога) 
  • Вы смогли собрать знак юного орнитолога: пройти все этапы, выполнить задания. Это говорит о том, что вы знаете много интересного о птицах и можете получить звание «Юный орнитолог».
  • Каждого из вас посвящаю в юные орнитологи и вручаю  знак юного орнитолога. Поздравляю!

Рефлексия:

  • Ребята, какой этап вам больше всего понравился? Почему?

 

  • Я думаю, и гости с нами согласятся, что мы с вами прошли  огромный путь и по праву заслужили звание «Юный орнитолог». Молодцы!

 

Vэтап: «Отгадай-ка» (педагог ориентируется по времени, если время остается проводит данный этап) 

  • Как вы думаете, что это означает? (педагог читает загадку, дети отгадывают, ответ появляется на экране телевизора в форме картинки)

1. Без рук, без топоренка Построена избенка (гнездо). 

  1. Стоит дом на палке,

А хозяин на крылечке сидит (скворечник). 

  1. Не дровосек ни плотник,

А первый в лесу работник (дятел). 

  1. Шпоры носит,

А верхом не ездит (петух). 

  1. Черный проворный кричит «крак»,   Червякам враг (грач). 
  2. Какие города летают? (Орел, Сокол, Гусь Хрустальный) 
  3. У берега под склоном, Где тальничек зеленый,

Где хмель разросся дикий,

Поет артист великий,  

Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит (соловей). 

  1. Птенец еще не родился.

А уже отдан на воспитание (кукушка). 9. Бела как снег, черна как жук, Вертится как бес (сорока). 10. На шесте дворец, Во дворце певец (скворец). 

11. В воде купался,

А сух остался (утка, гусь). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра "Зимующие птицы"

Конспект игры направлен на углубление знаний детей о птицах (о повадках, о внешнем виде и т.д.)...

Конспект квест игры " Птицы с ЮГА прилетают"

Конспект, где  в квестово- игровой форме,подобран материал для закрепления знаний о перелётных птицах. Квест игру  лучше проводить  на улице....

Конспект квест - игры "Зимующие и перелётные птицы"

Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской д...

Конкурс. Сценарий мероприятия. Прогулка в форме квест-игры "Следы птиц на снегу"

Квест - игра позволяет расширять кругозор детей, воспитывает любознательность, учит  детей сравнивать, анализировать и обобщать на предложенном материале собственные наблюдения. Помогает зак...

Квест-игра по познавательному развитию «Кормушка для птиц»

Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.Задачи:учить оказывать помощь объектам природы;развитие познавательного, доброжелательного и ответственного отношения...

Конспект НОД в подготовительной группе по теме квест - игра «Птицы»

Квест - игра "Птицы".По этапам.Iэтап - "Знаете ли вы что..." (дети вспоминают и называют не менее 5 интересных фактов из жизни птиц , в помрщь стенгазета "Знаете ли вы, что.....

Квест-игра «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР

ЗадачиОбразовательные:Активизация словаря по теме «Птицы».Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Совершенствование грамматического строя речи.Автоматизация правильного произ...