"Мой любимый северный край"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Дерябина Татьяна Михайловна

"Мой любимый северный край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_lyubimyy_severnyy_kray.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕЯХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ОЛЕНЕНОК»

                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                               

                                                                                                             

Интегрированное занятие

«Мой любимый северный край» »

                                                                     

Автор:

Дерябина Татьяна Михайловна

                                       

с. Сеяха, 2023 г

Конспект НОД «Мой любимый северный край»

   Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей воспитания. Чтобы стать патриотом своей Родины, ребенок должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру, иметь желание как можно больше узнать о своем родном крае. А узнать дошкольники могут через игры, песни и пляски, рассказы, сказки, картины, музыку и т.д.

      Мы живем на Крайнем севере. Север – это удивительный край. С его природой, животным и растительным миром, с самобытной культурой и обычаями народов севера. Наша задача воспитать у детей любовь к родному краю, уважение к своему народу, ведь именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Данное занятие разработано с целью:

Воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину, любовь к родному селу Сеяха.

Задачи: 

Обучающие:

Знакомить детей с образом жизни коренных жителей Севера.

Развивающие: 

Развивать умение находить закономерность в климатических условиях и образе жизни людей (погода, природа, животный мир).

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное отношение к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренного народа (ненцы) Севера.

Материал: кусты, картинки – животные, макет чума, куклы в национальной одежде, макеты ягод, мох, массажные коврики, чашка из картона, ненецкие узоры, клей, кисточки, салфетки, влажные салфетки.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель. Мы живем, где оленей пасут,

                        А в чумах тепло и уют.

                        И над сопками туман,

                        Ветер, снег и ураган.

- Ребята, как вы думаете, о чем говорится в стихотворении?

Дети: О нашем северном крае, тундре.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами живем, где холодно, где не видно высоких деревьев, растут только кустарники, зимой дует холодный ветер, заметает пурга, на самом крайнем севере нашей родины – на Ямале. Но не смотря на холода, суровую зиму, мы любим свой край за его красоту, за его природу, интересных животных, живущих только на севере. А ещё у нас есть замечательное место-тундра, там можно увидеть и узнать много интересного.

- Ребята, а вы хотели бы оказаться в тундре?

Дети: Да. Хотели бы.

Воспитатель: Как мы можем добраться до тундры?

Дети: На трэколе, на снегоходе, на оленьей упряжке…

Воспитатель: Правильно, а быстрее всего, на чем можно добраться?

Дети: На вертолете.

Воспитатель: Да, вертолет очень необходимый транспорт в тундре.  А наш вертолет необычный, волшебный. Чтобы он полетел, нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной:

Вертолет, вертолет, увези меня в полет.

Раз, два, три четыре с вами в тундре очутились.

Воспитатель: Мы с вами прилетели. Только в тундру мы попали или нет.   Как мы узнаем, что мы в тундре?

Дети: Посмотрим вокруг, и увидим животных и растения, которые живут и растут только в тундре.

Воспитатель: Правильно. Какие животные живут в тундре? Давайте посмотрим и назовем их.

Дети: В тундре живут северный олень, песец, полярная сова, заяц, куропатка.

Воспитатель: Надо заметить, ребята, они не боятся ни мороза, ни вьюги, ни ветра. Как вы думаете, почему?

Воспитатель: Они подготовлены жить в таких условиях. У них густая, тёплая шерсть. А сейчас мы поиграем в игру.

У оленя дом большой,

Он глядит в своё окошко.

Зайка по лесу бежит,

В дверь ему стучит!

Стук, стук дверь открой,

Там в лесу охотник злой,

Зайка, зайка забегай

Лапу мне давай

Молодцы! Очень хорошо поиграли!

Посмотрите вокруг. Видите, как много здесь растений! Давайте назовем их,

Дети: Полярная ива, голубика, морошка, мох и т.д.

Молодцы! Я вижу, что вы много знаете про животных и растения тундры.

Воспитатель: Ребята, я что – то вижу вдалеке. А что, угадайте, отгадав загадку.

Загадка: В доме лишь одна стена,

                 Очень круглая она

                 До того она кругла –

                 Ни единого угла. (Чум)

Дети: Это чум. Дом оленеводов, ненцев.

Воспитатель: Правильно, чум – жилище ненцев - оленеводов.  (Воспитатель выставляет макет чума).

Давайте вместе с вами отправимся в чум в гости. Ведь ненцы очень гостеприимный и добрый народ. Но кругом болота, кочки, а нам надо пройти, не промочив ноги. Давайте мы с вами будем перепрыгивать с кочки на кочку (массажные коврики). Нам нужно добраться до чума.

Воспитатель: Молодцы! Вот и чум.  Нас встречает хозяйка чума. Присаживайтесь рядом на коврики, и послушаем, что она нам расскажет, как они здесь живут и чем занимаются. Она говорит, что ненцы – оленеводы живут в чуме. Это очень удобно. Когда нужно перегнать оленей на новое пастбище, чум разбирают, складывают на нарты и перевозят на новое.  Приехав на новое место, чум снова собирают, и продолжают в нем жить.

- Как называется дом оленеводов?

Дети: Чум.

Воспитатель: Почему оленеводы ставят чумы, а не строят такие же дома, как у нас?

Дети: Потому что удобно перевозить на новое место.

Воспитатель: Одежда которую носят ненцы тоже необычная. Ее шьют из оленьих шкур. Она очень теплая и красивая. Малица одежда для мужчин, ягушка – женская одежда.

Воспитатель: Как интересно! Правда ребята?

Воспитатель: Какую одежду носят ненцы?

Дети: Малица, ягушка.

Воспитатель: Хозяйка предлагает нам попить чаю с брусничным вареньем. Но у нее не хватит чашек для всех ребят. Что же делать?

Дети: Сделаем чашки своими руками.

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Ведь для этого у нас все есть: макеты чашек и ненецкие узоры, чтобы их украсить.

Сначала возьмем узоры и прикладываем на чашку. Посмотрите, как красиво получается. Теперь берем кисточку, макаем в клей, излишки убираем о край баночки, берем готовый узор и аккуратно промазываем полоску с узором клеем. Прикладываем на чашку. Салфеткой аккуратно прижимаем наш узор и убираем лишний клей. Какие замечательные чашки у вас получились! Хозяйке они очень нравятся. Давайте попьем из них чай (имитируют чаепитие). Какой вкусный чай! Скажем спасибо хозяевам чума, и полетим дальше.  

Куда мы полетим?

Дети: Домой.

Воспитатель: Куда домой? Как же называется наш поселок?  

Дети: Сеяха.

Воспитатель: Хорошо. Давайте сядем в вертолет. Повторяйте за мной волшебные слова.

Вертолет, вертолет, увези меня в полет.

Раз, два, три четыре снова дома очутились.

Воспитатель: Вам нравится жить в Сеяхе? Почему?

Дети: В Сеяхе наш дом. Есть детский сад, игровые площадки, где можно поиграть с друзьями. А еще есть школа, клуб, больница.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какое замечательное путешествие у нас получилось. Куда мы летали? Чем понравилось путешествие? Мне очень понравилось путешествовать с вами. Спасибо большое! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект КВН. Тема: «Наш любимый северный край»

Цель: расширять и углублять знания и представления детей о нашем крае. Подчеркнуть общность в культуре и месте проживания народов хаты и манси. Развивать познавательные способности: внимание, мышление...

Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился и вырос. И даже если  судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой ...

Перспективное тематическое планирование : «Край мой северный – край родной» ( в рамках краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина...

Творческий и познавательный проект: «Край мой северный, край мой любимый Коротчаево» для детей старшего дошкольного возраста

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок ещ...

Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»

Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота,  без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...