Волкова Н.А. Март 3 неделя. Весна и птицы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

17 марта, день Герасима Грачевника. 22 марта – Жаворонки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Весна. Март, 3 неделя.

Тема недели «Моя страна, моя планета».

Природоведческая тема «Весна и птицы».

“Добро, которое ты делаешь от сердца,

ты делаешь всегда себе”.

Лев Николаевич Толстой

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Обогащать представления детей о птицах.
  • Обогащать представления детей о значении птиц для окружающей природы.
  • Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период.
  • Напомнить детям о значении солнца в жизни человека, животных и растений.  
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между окружающей средой и жизнью птиц.
  • Формировать представление детей о народных традициях.
  • Поддерживать интерес детей к народному фольклору.
  • Воспитывать бережное отношение детей к птицам.  
  • Развивать познавательный интерес детей.

Фенологический календарь природы.

Весна: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье.

Снеготаяние (примерно с 18 марта по 15 апреля) — продолжается от первых проталин в поле до зацветания серой ольхи и орешника (лещины).

Март, 3 неделя.  

Тема «Весна и птицы».

День недели

Дневная прогулка

Дополнительно

Понедельник

Наблюдения за птицами.

Беседа

«Грачи».

(17 марта).

Обогащать представления детей о значении птиц для окружающей природы.

Вторник

Наблюдения за птицами.

Наблюдение

«Скворечники и скворцы».

Расширять знания детей о скворцах.

Среда

Наблюдение

за неживой природой.

Наблюдение 

«Весеннее Солнышко».

(20 марта).

Напомнить детям о значении солнца в жизни человека, животных и растений.  

Четверг

Наблюдения за птицами.

Наблюдение

 «Почему птицы живут

 рядом с людьми?»

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между окружающей средой и жизнью птиц.

Пятница

Наблюдения за птицами.

Беседа

 «Народный праздник "Жаворонки"».

(22 марта).

Формировать представление детей о народных традициях.

Малоподвижная игра «Жаворонок».

Поддерживать интерес детей народным подвижным играм, к народному фольклору.

Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.

Беседа «Грачи».

(17 марта).

Задачи.  Расширять знания детей о грачах. Обогащать представления детей о значении птиц для окружающей природы. Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Развивать познавательный интерес детей.

Беседа.

— Дети, недавно я услышала такую народную примету «Грач на горе — так и весна на дворе». Как вы думаете, почему так говорят? (предположения детей).

— Грач – это кто? (ответы детей).

Грач – это птица. 17 марта, по народному календарю, день Герасима Грачевника.  Ещё в полях лежит снег, но уже появились первые проталины. Весной в старину дети малые по улицам бежали, грачей закликали.

Грачи – киричи,

Летите, летите,

Дружную весну

Несите, несите!

— Как только появляются проталины, грачи первыми возвращаются в родные края. Грач – крупная птица.  Перья чёрные, с фиолетовым отливом. Питаются грачи червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Гнездятся грачи на деревьях. Гнезда строят из сухих сучьев, выстилают сухой травой. Грачи строят гнёзда близко друг к другу, чтобы вместе защищаться от врагов. Дети, как вы думаете, можно ли увидеть грача в городе? (предположения детей).

— Почему грачи живут ближе к деревням? (ответы детей).

 Грачи питаются червяками, насекомыми, поэтому они селятся там, где легче найти себе пищу. Народная примета гласит: если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнёзд, то весна будет скорой да дружной. А если птицы, посидев на гнёздах, снова взлетают, холода продержатся ещё несколько дней. Земледельцы говорят: если грачи сели на гнёзда, то уже через неделю можно начинать пахать. Дети, грачей закликаем, потешку повторяем. Дети хором повторяют закличку.

Грачи – киричи, летите, летите,

Дружную весну несите, несите!

Дети, что мы узнали о грачах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что грачи первыми возвращаются из тёплых стран.

Весёлые упражнения «Грачи».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Грачи в поле прилетали,

Червячков везде искали.

Руки в стороны, взмахи руками вверх-вниз.

Руки на пояс, наклон, выпрямились.

Важно по полю ходили,

Не одного не пропустили.

Руки в стороны, ходьба на месте, с высоким подниманием колена (бедра).

Дружно взлетели,

К деревьям полетели.

Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Гнезда строить начинают,

Веточки собирают.

Остановились, поворот лицом в круг.

Руки на пояс, наклон вперёд, выпрямились.

Вот такие молодцы,

Чёрные грачи.

Поворот туловища вправо.

Поворот туловища влево.

Наблюдение «Скворечники и скворцы».

Задачи. Расширять знания детей о скворцах. Обогащать представления детей о значении птиц для окружающей природы. Упражнять детей в умение обследовать предмет с помощью разных органов. Развивать познавательный интерес детей, общую моторику, координацию речи детей с движением.

Материал к деятельности: деревянные скворечники.

Беседа.

Педагог показывает детям скворечник.

— Дети, посмотрите, какой у меня необычный домик. Предлагаю внимательно домик изучит, глазами во все уголки заглянуть, руками погладить, кулачками по домику постучать, ушками звуки послушать.

Дети обследуют скворечники, рассматривают птичий домик, проводят по стенам домика ладонями, стучат, заглядывают внутрь домика.

—  Дети, как вы думаете, из чего построен этот домик? (ответы детей).

— Домик деревянный. Дети, как вы думаете, для кого построен этот домик? (ответы).

— Правильно, это дом для птиц. Почему вы решили, что этот домик подходит птицам, а не кошкам или собакам? (ответы детей).

— Домик небольшой, вход в домик маленький, кошка или собака не пройдут. Возле входа – жёрдочка, чтобы птицам было удобно присесть после полёта. Дети, как вы считаете, для какой птицы люди строят такие домики? (ответы детей).

—  Это скворечники. Люди строят скворечники, чтобы привлечь в свои сады и огороды скворцов. Скворечники прикрепляют к дереву, высоко-высоко, что бы птицам удобно было залетать в домик. Если на участке детского сада, есть скворечники на дереве, педагог показывает скворечник детям.

—  Скворцы защищают урожай от вредных насекомых. Скворец – крупная, красивая птица. Оперение скворца чёрное, с белыми пятнышками. Клюв длинный и острый.  Скворцы – певчие птицы. Песенка у скворушки красивая, звонкая. Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой. Скворцы прилетают в наши края в конце марта, когда растает снег и появятся первые насекомые.

— Дети, что мы нового узнали о птицах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что в марте прилетают скворцы. Люди строят для скворцов скворечники.

Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

От полуденных лучей 

Побежал с горы ручей, 

Бег по кругу или на месте, руки полусогнуты в локтях.

И подснежник маленький 
Вырос на проталинке. 

Стоим.

Руки плавно вверх, в стороны.

Возвращаются скворцы
Работяги и певцы, 

Бег по кругу или на месте, машем руками-крыльями.

Воробьи у лужицы 
Шумной стайкой кружатся. 
                   

Георгий Ладонщиков

Стоим.

Кружимся на месте.

Наблюдение «Весеннее Солнышко».

(20 марта).

Задачи.  Напомнить детям о значении солнца в жизни человека, животных и растений.  Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

Солнце землю осмотрело,

Каждый луч оставил след.

В мире нет важнее дела,

Чем дарить тепло и свет.

— Дети, как вы считаете, сегодня солнечный день или нет? (ответы детей).

— Дети, почему зимой солнышко мало дарило нам тепла и света? (предположения детей).

— Далеко – далеко в космосе живёт Солнышко. А вокруг него, как дети возле своей мамы, кружатся планеты. И наша планета Земля, кружится вокруг Солнца. Зимой планета Земля далеко ушла от Солнышка, поэтому зимой холодно. Лучи Солнца не долетали до Земли, рассеивались в Космосе. А сейчас наша планета приближается к Солнцу, всё ближе и ближе. Лучи Солнца ласкают нашу планету, согревают своим теплом. И вот наступил очень важный день День весеннего равноденствия. День равен ночи. Теперь ночи будут короче, а дни … (длиннее). Дети, весной ночью холодно, днём … (тепло). Дети, как вы считаете, почему? (ответы детей).

 Весеннее Солнце днём пригревает, холод прогоняет. Дети, для кого важны свет и тепло Солнца? (ответы детей).

Свет и тепло Солнца нужны всем: людям, животным, растениям.

        Если в этот день светит солнце, педагог предлагает.

— Дети, закройте глаза, поднимите, пожалуйста, лицо к солнцу. Погреемся в лучах весеннего солнца, зарядимся солнечной энергией. Только, пожалуйста, не открывайте глаза, яркий солнечный свет опасен для глаз. Дети греются в лучах солнца.

— Дети, что вы чувствуете?  Какие лучи весеннего Солнца? (ответы детей).

— Лучи весеннего солнца тёплые, приятные.

Вывод. Дети, мы узнали, что весеннее Солнце пригревает, холод прогоняет.

Весёлые упражнения «Весеннее Солнце».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, закличку запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Солнце, солнце!

Где же ты?

Руки вверх.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Без тебя замёрзнем мы.

Обнимаем плечи руками.

Воробьи не скачут,

Ребятишки плачут...

Руки на пояс. Прыжки на месте.

Руки вниз. Наклон головы вниз.

Солнце, солнце,

Яркая звезда!

Руки на пояс, ходьба на месте.

Надоели холода.

Выйди из-за тучек,

Протяни нам лучик!

Покачаем головой влево, вправо.

Руки плавно вверх, в стороны.

Руки вперёд, ладонями вверх.

Наблюдение «Почему птицы живут рядом с людьми?»

Задачи. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между окружающей средой и жизнью птиц. Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение детей к птицам.  Развивать познавательный интерес, память детей, общую моторику, координацию речи с движением.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите? (ответы детей).

 Весной лесные птицы возвращаются домой, в лес, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов.  Почему воробьи и голуби весной не улетают из городов в лес? (предположения детей).

Дети, как вы думаете, где воробьи и голуби строят свои гнёзда в городе? (ответы детей).

 Городские воробьи строят свои гнёзда под козырьком подъезда или балкона.  Сизые голуби вьют гнёзда под крышами, на чердаках, на карнизах каменных домов. Дети, как вы думаете, где легче найти корм: в лесу или возле людей? (ответы детей).

 В городе легче найти корм. Дети, где живёт больше хищных птиц и животных: в лесу или в городе? (ответы детей).

— В лесу больше хищников. Но и в городе встречаются хищники. Дети, какие хищные животные угрожают птицам в городе? (кошки).

А кто, кроме кошек может разрушить гнездо, погубить птенцов? (плохие люди).

— Опасны для птиц не только кошки, но и плохие люди, что ломают гнёзда птиц и убивают птиц. Дети, как вы считаете, почему некоторые птицы живут рядом с людьми? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что птицы живут рядом с людьми потому, что есть корм и места, где можно свить гнездо. Люди должны оберегать птиц и птичьи гнёзда.

Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

От полуденных лучей 

Побежал с горы ручей, 

Бег по кругу или на месте, руки полусогнуты в локтях.

И подснежник маленький 
Вырос на проталинке. 

Стоим.

Руки плавно вверх, в стороны.

Возвращаются скворцы
Работяги и певцы, 

Бег по кругу или на месте, машем руками-крыльями.

Воробьи у лужицы 
Шумной стайкой кружатся. 
                   

Георгий Ладонщиков

Стоим.

Кружимся на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.

Беседа «Народный праздник "Жаворонки"».

(22 марта).

Задачи. Обогащать представления детей о птицах. Формировать представление детей о народных традициях. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на художественное слово.

Беседа. 

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В. А.  Жуковский

— Дети, кто это – жаворонок? (ответы детей).

Жаворонок – неприметная серо–бурая птичка, маленькая, как воробей. Знаменит жаворонок своим пением. Ранней весной, когда на полях ещё лежит снег поёт свою песню жаворонок. Стремительно взмывая в небо, трепеща крылышками, взлетая всё выше, и выше жаворонок исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива звонкая песня жаворонка. 22 марта – старинный народный праздник – Жаворонки. По народному поверью считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы.   Хозяйки с утра тесто месили, печенье–жаворонки лепили, в печке запекали, детей угощали. Угощали да приговаривали «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Дети жаворонки вверх поднимали, на улицу бежали, весну закликали.

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И просили у жаворонка счастья да здоровья.

Жаворонки, жаворонки!

Летите из-за моря,

Несите здоровья.

Кому крошку, кому ложку,

А мне целую лепёшку!

— Дети, как вы думаете, почему зима надоела? (ответы детей).

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

— Что просили дети у жаворонка? (ответы детей).

Летите из-за моря,

Несите здоровья

— Дети, что мы нового узнали о птицах?

Вывод. Дети, мы узнали, что русский народ почитал птиц.

Малоподвижная игра «Жаворонок».

Задачи. Поддерживать интерес детей народным подвижным играм, к народному фольклору. Упражнять детей в беге на скорость.  Закреплять умение детей действовать по сигналу. Формировать умение детей осознанно относиться к выполнению правил игры. Воспитывать в детях честность, справедливость в играх со сверстниками.

Игровой материал. Колокольчик, ободок с изображением жаворонка.

Игра.                            

Закличка

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей.

— Дети, в игру играем, да не в простую, а русскую, народную. Называется игра «Жаворонок». Для игры нужно выбрать ведущего – жаворонка с помощью считалочки.

Считалочка.

Раз, два, три, четыре, пять,

К нам весна пришла опять,

Будем мы с тобой считать,

Жаворонка выбирать.

Раз, два, три,

Жаворонок – это ты!

— Дети, мы в поле, над которым летает жаворонок. Встаём в круг, берёмся за руки, идём по кругу хороводным шагом. Жаворонок стоит в центре круга и играет в колокольчик. Все вместе произносим волшебные слова.

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

— Дети закрывают глаза, чтобы не спугнуть жаворонка, а жаворонок подходит к кому-то из детей и ставить колокольчик между детьми. Жаворонок звонко поёт: «Спрятал песенку в траве». Все дети открывают глаза и внимательно смотрят под ноги. Дети, между которыми стоит колокольчик, встают друг с другом спина к спине. Мы звонко говорим: «Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год». После слова «год», дети бегут в разные стороны вокруг круга. Остальные дети, болеют за товарищей, но не мешают им бежать. Кто вперёд прибежит к колокольчику, берёт колокольчик в руки, поднимает вверх и звонко поёт: «Я – жаворонок». Игра начинается сначала. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:  

  • слова игры все дружно повторяем, жаворонку помогаем;
  • играющие честно закрывают глаза, не смотрят за жаворонком;
  • Жаворонок кладёт колокольчик между двумя детьми посередине;
  • бегуны бегут в разные стороны, только вокруг круга.

Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.

 

Заря-заряница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Апрель 3 неделя. Встречаем птиц. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Встречаем птиц». Лексическая тема «Перелётные птицы»....