Сценарий "Птицы- вестники весны"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Шенкель

Сценарий "Птицы-вестники весны" расширит кругозор детей и познакомит с птицами,которые на крыльях весну принесли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия «Птицы - вестники весны» в подготовительной к школе группе.

Цели проведения праздника:

Пробудить интерес к традициям своего народа; развивать кругозор воспитанников.

Задачи:

Развить творческие способности;

Получить эмоциональный отклик на происходящие события;

Развить речь при помощи песенок, поговорок, пословиц и закличек;

Активировать познавательную деятельность;

Создать положительные эмоции от ярких народных образов;

Хозяйка: Здравствуйте люди добрые, гости дорогие! Добро пожаловать!

Наша встреча совсем не случайно началась с этого слова.

Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, как на Руси в особых случаях здоровались

Дети: Здравствуй, небо (поднимают руки вверх)

Здравствуй, земля (приседают, показывают руками вниз)

Здраве буде, мои друзья! (делают поклон по-русски от сердца)

Хозяйка: садитесь по удобнее. 22 марта, день прилета птиц , люди русские считали праздничным и необычно его отмечали. В народной традиции этот день носит название «Жаворонка». В этот день, по народному календарю, прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них – жаворонок

В народе так говорили: Когда вода разольется,

Когда лес зазеленится,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

Хозяйка: Будем весну встречать, Жаворонков завлекать!

Дети:

1. Жавороночек, прилети, Студену зиму унеси!

2. Жавороночек, принеси Весну - красну на своем хвосту!

Так зозывали птиц в старину.

Хозяйка: Давайте – ка и мы проявим свою смекалку, да загадку отгадаем:

Ежегодно приходят к нам гости:

Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвертый плачет.

Дети: Времена года.

Хозяюшка: А какие времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето, осень. (Постепенно появляются изображения: слайд)

Хозяюшка: А сейчас у нас какое время года?

Дети: Весна! (На экране крупное изображение весны: слайд)

Хозяюшка: А месяцы – то весенние не забыли? Попробуем поиграть, да словечко досказать?

Игра «Доскажи словечко».

(На экране постепенно меняются изображения природы в разные весенние месяцы)

Прошла зима И каждый рад. Спешит весна, И месяц … (март) 4 слайд

За ним другой стучится в дверь, Он называется … (апрель) 5 слайд

И третий месяц вспоминай, И называется он (май) 6 слайд

Повторите весенние месяцы.

Март, апрель, май – Их не забывай!

Хозяюшка: В старину весну называли «утро года». Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что вся природа как бы просыпается, оживает после зимнего сна.

Хозяюшка: Было время, когда даже празднование Нового года проводилось с началом весны, т. е. 1 марта.

Музыкальная пауза « Солнышко смеется»

Хозяюшка: Ребята, вы сказали, что перелетные птицы весной прилетают с юга. Почему они к нам возвращаются?

Дети: Здесь их Родина.

Хозяюшка: Что такое Родина?

Дети: Родина – это наша страна Россия, это наш город Куйбышев, это родной дом, семья(слайд)

(Дети вновь возвращаются на скамьи)

Хозяюшка: Ребята, у каждого человека есть дом. Да и многие животные строят себе различные жилища. Как вы думаете, ребята, для чего нужен дом?

Дети: Чтобы жить в нем. Чтобы защитить…

Хозяюшка: Как мы себя чувствуем дома?

Дети: Нам дома хорошо, тепло, уютно!

Хозяюшка: Не зря в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» С самых давних времен люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Сейчас мы с вами живем в высотных благоустроенных домах. А как называли дом на Руси?

Дети: Изба

Хозяюшка: Посмотрите, какие в старину на Руси делали избы.

(На экране картинки различных видов русских изб: 12 слайд)

Игра «Узнай, картинку из сказки»

Я думаю, что вы знаете много сказок, в которых говориться про дом, жилище.

Вспомните их названия. (Дети рассматривают картинки и называют сказки)

Дети: «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Заюшкина избушка», «Три медведя»,

«Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь»

Хозяюшка: В сказках птицы и животные очень похожи на людей. Даже дома они возводят такие же, как у человека. А в природе все по - другому… Как называется жилище птиц?

Дети: Гнездо

Хозяюшка: А где чаще всего птицы строят себе гнезда?

Дети: В лесу

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе, кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

(Звучит фонограмма ручейка и пения птиц: слайд. Дети присаживаются на ковер перед экраном. Девочка одевает веночек, берет на плечи коромысло с ведрами, подходит к детям)

Девочка Весна: Я - Весна красна!

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугу ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу,

Людям радость я несу!

Хозяюшка: Проходи, Весна, присаживайся. Весна-красна, что ты нам принесла?

Весна: Соху, борону

И лошадку ворону.

Солнца клочок,

Хлеба краюшечку,

Водицы кружечку.

Я, Весна красна,

К вам в гости пришла,

Коромысло принесла. (Показывает детям)

Это коромысло. Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка?

В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.

Хозяюшка: Весна, а какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: Да по – разному бывает, но сейчас оба ведра по весу мне нужно уровнять…

Хозяюшка: Ребята, а вы знаете зачем?

Оказывается, сегодня день весеннего равноденствия

А кто-нибудь из вас знает, что это такое – равноденствие?

Дети: Это когда день равен ночи. ( слайд)

Хозяюшка: Правильно. В старину люди русские люди были очень наблюдательны. До наших времен сохранились народные приметы, обычаи, меткие народные выражения.

А вы знаете пословицы и поговорки о весне? Чтобы Весне помочь уровнять ведра дня и ночи, надо ее пословицами да поговорками позабавить. Поможете?

Дети (называют по очереди пословицы и поговорки и кладут в ведра по «камушку»)

Весна да осень – на дню погод восемь

На дворе капель, так и у нас тепель.

Весной посеешь в срок – урожай будет высок.

Потрудись весной – сытым будешь зимой.

Коли грач прилетел, через месяц снег сойдет.

Прилетел скворец – зиме конец.

Хозяюшка: Молодцы, много пословиц и поговорок о весне рассказали.

Помогли Весне уровнять ведра дня и ночи.

Песня «А мы песенку споем, хоровод заведем»

Хозяйка: А Теперь я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Совы и ватрушки.

Молодцы, знаете названия птиц

Загадки: (После ответа детей на экране появляется изображение)

1. Всех прилетных птиц черней.

Чистит землю от червей.

Вдоль по пашням мчится вскачь,

А зовется птица… (Грач) ( слайд)

Хозяюшка: Ребята! А кто сам может загадать детям загадку о перелетных птицах?

1 ребенок: На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

Издалека прилетел,

Песню нам свою запел… (Скворец) ( слайд)

2 ребенок: Кто сидит в тенистом парке

На рябиновых ветвях?

Красногрудый, в черной шапке,

Сзади крылышки блестят. (Снегирь) ( слайд)

3 ребенок: Высоко под облаками.

Над полями и лугами.

Словно выпорхнув спросонок.

Песнь заводит… (Жаворонок) ( слайд)

Хозяюшка: Посмотрите внимательно, мы правильно загадки отгадали, но разве только перелетных птиц назвали? Какая птица лишняя? (слайд)

Дети: Нет! Снегирь – неперелетная, а качующая птица!

Хозяюшка: Молодцы, внимательные!

Музыкальная пауза танец «Весну звали»

Хозяюшка: На Руси был обычай такой: в каждом доме лепили из теста и выпекали птичек, которых называли «Птюшками», «Чувильками», «Жаворонками». ( слайд)

Игра «Жаворонок»

Хозяюшка:У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх или печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки и закликали весну:

Девочки вместе: Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите.

Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела

Девочка Весна: Ой, а у нас – то и нет жаворонков. Как же мне быть? Что, Весне не приходить?

Лепка жаворонков из соленого теста

Хозяюшка: О чем вы сегодня узнали? Что вы запомнили?

Дети отвечают, начиная фразу со слов

- сегодня я узнал…

- было интересно узнать…

- я научился…

- у меня получилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вестник весны" тематическое занятие

Тематическое занятие с элементами логоритмики проводится по плану взаимодействия музыкального руководителя и логопеда. Игровой сюжет занятия помогает детям справиться с поставленными задачами и добить...

Конспект совместной деятельности "Вестники Весны" с детьми подготовительной к школе группы.

Цель: Закрепить знания детей о перелетных птицах.Задачи: Воспитывать любовь к природе, к птицам.Воспитывать бережное отношение к природе.Способствовать развитию интереса детей к жизни птиц.Закреп...

Конспект занятия по развитию речи в старшей коррекционной дошкольной группе по теме "Вестники весны"

Закрепить знания признаков весны, представления о перелетных птицах. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употреб...

Итоговое мероприятие по теме недели "Птицы" Игра - викторина "Вестники весны"

Работая по ФГТ  всю неделю дети изучали тему птицы: знакомили с птицами, читали литературные произведения, пели песни, разучивали закличкирисовали, делали аппликации. В итоговом занятии, дети обо...

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе детского сада "Вестники весны".

Конспект занятия по оригами, приемы складывания птиц из бумаги....

Конспект.Интегрированной образовательной деятельности с детьми по теме: « Птицы — вестники весны »

Конспект интегрированной образовательной деятельностис детьми по теме:« Птицы — вестники весны » Цели и задачи психолого-педагогической работы:Вызвать интерес детей к окружающему миру, формироват...