ПРОЕКТ Тематический день «Экология наш друг, это знают все вокруг!»
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зайналова Раисаханум Гасановна

Цель: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  • Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить  устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
  • Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
  • Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
  • Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
  • Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_den_ekologii.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДС №12 «Росинка»

ПРОЕКТ

Тематический день «Экология наш друг, это знают все вокруг!»

 

Подготовила: Зайналова Р.Г.

2022г.

Вид  проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети всех возрастных групп, родители, педагоги  

Тип проекта: краткосрочный

Сроки реализации: 20.09.2022г.

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе вечный источник детского разума

В. Сухомлинский

В наши дни, экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта:

  • беседы, ситуативные разговоры
  • дидактические игры
  • опытно-экспериментальная деятельность
  • целевые прогулки и экскурсии
  • экологические викторины

 Актуальность

Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической депривации.

Современное содержание работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни. Огромная роль в этом отводится экологическому образованию детей, так как именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на этапе завершения дошкольного образования мы ориентируемся на целевые ориентиры. Одним из пунктов целевых ориентиров является следующее:

•        «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. … Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».

Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.

Таким образом, в этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.

Цель и задачи проекта

Цель: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  • Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить  устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
  • Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
  • Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
  • Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
  • Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Ожидаемы результаты

У детей:

1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;

2. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.

У родителей:

1. повышение экологической культуры;

2 . участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.

 Этапы реализации проекта

Реализация проекта

1 этап – подготовительный: изучение литературы по теме проекта, подбор и оформление материала (игры, презентации, викторины и др.), планирование по возрастам.

2 этап – основной: организация и проведение мероприятий проекта через совместную деятельность с детьми, организуемую в ходе режимных моментов, через интеграцию образовательных областей и видов детской деятельности.

3 этап – заключительный: продукт деятельности: экологическая игра - викторина «Будь природе другом!», создание коллажа «Сохраним природу!», оформление выставки творческих работ «Красоты северной природы».

Методы проекта: 

- игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры – драматизации; сюжетно – ролевые игры;

- словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедий;
- практические: упражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребенка;
- наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, тематические выставки.

Младший дошкольный возраст

Ситуативный разговор с просмотром презентации: «Осень золотая в гости к нам пришла»

Цель: расширять знания детей о приметах осени, обогащать словарь детей, воспитывать любовь к родному краю.

Дидактическая игра «Кто, где живет, что где растет»

Цель: формировать умение детей соотносить изображения животных и растений с их местом обитания и произрастания; развивать внимание, память, речь.

Подвижная игра «Мы идем лесной дорогой» дети идут по кругу, говорят слова и выполняют движения.

Цель: развивать двигательную активность детей; учить соотносить слова и движения.

Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба)

Интересного тут много,

По дорожке в лес пойдём,

Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)

Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)

Рябинка пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)

Белка скачет скок, поскок, (прыжки)

И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)

Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)

По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)

Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!

Наблюдение за состоянием погоды

Цель: учить определять время года по характерным признакам.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Трудовая исследовательская деятельность в уголке природы.

Наблюдения за комнатными растениями

Цель: расширять знания детей о комнатных растениях, их особенностях и разнообразии; формировать навыки ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к природе.

Раскрашивание осенних листочков

Цель: развивать творческие способности детей, учить подбирать нужный цвет для раскрашивания листочков, раскрашивать, не выходя за контур.

Слушание и пение песен об осени «Что нам осень принесет», «Чудная пора», «Танец с листочками»

Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, любовь к красоте осенней природы через музыку.

Работа с родителями

-Папка-передвижка «Осень – рыжая подружка»

-Рекомендации «Будь природе другом!»

-Фотовыставка «Красоты северной природы…»

Средний дошкольный возраст

Ситуативный разговор с просмотром презентации: «Охранять природу – значит, охранять родину».

Цель: уточнить представления о том, что природа (животные, растения) нуждаются в охране заботе человека; побуждать детей к высказыванию; развивать мышление. Воспитывать бережному отношению к природе, любовь к родному краю.

Экологическая игра-викторина «Друзья природы»

Цель: закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе, учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный ответ. 

Наблюдение за дождем

 Цель: пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.

Разучивание пальчиковой игры «Дождик»

Капля - раз, капля - два,     (Хлопки руками на каждое слово)

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом. (Бег)

Стали капли поспевать, (Хлопки руками на каждое слово)

Капля каплю догонять.

Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой).

Познавательно- исследовательская деятельность «Хочу все знать»

(опыты с водой, воздухом)

Цель: формирование у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Чтение С.Н. Николаева «Что такое кислотный дождь»

Цель: познакомить детей с интересными фактами, происходящими в природе, способствующими гибели природы; воспитывать устойчивое понимание, что от поведения человека зависит состояние окружающего мира, природы.

Рисование и организация выставки детских творческих работ:

Художественно-творческая деятельность: Рисование природоохранительных и запрещающих знаков и создание коллажа «Берегите природу»

Цель: развивать творческие способности детей, воображение; формировать положительное отношение к природе желание защищать и оберегать ее.

Просмотр видеоролика «Красная Книга России»

Цель: познакомить с Красной книгой; дать элементарные знания о животных и растениях, которые требуют к себе особое внимание со стороны людей; воспитывать чувство сопереживания и заботы.

Работа с родителями

-Папка-передвижка «Осень – рыжая подружка»

-Рекомендации «Будь природе другом!»

-Фотовыставка «Красоты северной природы…»

Старший дошкольный возраст

Беседа с показом презентации «Лес богатство и краса! Береги свои леса!»

Цель: формировать положительное отношение к природе родного края, интерес к окружающему миру и любознательность; закрепить знания основных признаков осени; воспитывать бережное отношение к природе.

Рассматривание энциклопедий, книг с рисунками о природе, иллюстраций

Цель: расширять знания о природе; побуждать проявлять бережное отношение к окружающему миру.

Экологические ситуации «Что было бы на Земле без воды», «Что нужно для того, чтобы воздух был чистым»

Цель: побуждать детей размышлять, делать простейшие выводы; формировать экологическую культуру.

Экологический практикум «Зеленая аптека родного края»

 Цель: закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования; воспитывать бережное отношение к растениям.

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Целевая прогулка по территории детского сада. Обратить внимание на наличие мусора на территории, отметить о необходимости соблюдения чистоты.

Трудовой десант на территории детского сада «Проделки короля Мусора»

Цель: воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, бережное отношение к природе.

Дидактическая игра «Загадки старичка - Лесовичка»

Цель: учить отгадывать загадки о природе, различать изменения природы в разные времена года; понимать и ценить красоту родной природы; развивать память, мышление, логику.

Познавательно- исследовательская деятельность «Хочу все знать»

(опыты с водой, воздухом)

Цель: формирование у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Подвижная игра «Земля, огонь, вода»

Цель: развивать двигательную активность детей, быстроту реакции, слуховое внимание.

Развивающая игра «Экологический светофор»

Цель: продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении; развивать внимание, память, речь.

Чтение сказок о природе

Цель: познакомить со сказками о природе; развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению в природе.

Экологическая игра - викторина «Будь природе другом!»

Цели: формировать экологическую культуру, чувство ответственности; воспитывать бережное отношение к природе; развивать мышление, учить сравнивать, обобщать, наблюдать; создать атмосферу доброжелательности между воспитателем и детьми.

Рисование и организация выставки детских творческих работ: «Красоты северной природы…»

Цель: развивать творческие способность, воображение; учить подбирать нужный материал для рисования; воспитывать аккуратность; формировать понимание взаимосвязи человека и природы.

Работа с родителями

-Папка-передвижка «Осень – рыжая подружка»

-Рекомендации «Будь природе другом!»

-Фотовыставка «Красоты северной природы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по здоровьесбережению «Василек» - природе друг, пусть узнают все вокруг!».

Здоровье ребенка тесно связано с состоянием окружающей его среды. Надо жить в согласии с природой, беречь ее. Дети первыми попадают под удар неблагоприятных факторов окружающей среды. Мы должны ...

Проект - Тематический день Тема: «Мамочка, цветочек ясный, ты – мой яркий свет! Нет тебя для нас прекрасней и роднее нет!»

Проект Тематический день Тема: «Мамочка, цветочек ясный, ты – мой яркий свет! Нет тебя для нас прекрасней и роднее нет!» Цель проекта: воспитание уважение и заботу, оказывать бережное отноше...

Проект - Тематический день Тема: «Доброта спасет мир!»

Проект Тематический день Тема: «Доброта спасет мир!» Цель проекта: формировать у детей представления о понятии доброты как основы дружеских отношений.Задачи проекта:-формировать доброжелател...

Проект - Тематический день Тема: «День отказа от курения – навсегда!»

Проект Тематический день Тема: «День отказа от курения – навсегда!» Цель проекта: формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей к...

Экологический образовательный проект в подготовительной группе компенсирующей направленности " Человек -природе друг, это знают все вокруг"

Цель проекта: Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. При ознакомлении детей с природой  родного поселка, отк...

Сценарий развлечения на тему «Мама – самый лучший друг, это знают все вокруг!»

Сценарий тематического развлеченияпо ОО « Познавательное развитие»на тему «Мама – самый лучший друг, это знают все вокруг!»с детьми среднего дошкольного возраста...

Презентация"Человек природе друг-это знают все вокруг"

Экологическое воспитание в раннем возрасте....