Технологическая карта "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Технологическая карта "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_shutova_aa.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта организации совместной НОД с детьми пятого года жизни

Составитель: Шутова А.А

Тема: «Перелётные птицы»

Возрастная группа: средняя группа

Форма НОД: познавательно-исследовательская

Форма организации: Групповая

Цель: Создание условий для обобщения знаний детей о перелётных птицах.

Задачи:        

Образовательные: Актуализировать знания детей об отличительных признаках птиц; о зимующих и перелетных птицах; выявить причины возращения птиц с юга; упражнять детей в названии и узнавании;

Развивающие: Продолжать развивать элементы логического мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; речь: пополнять словарный запас, говорить предложениями; память, зрительную слуховую; наблюдательность; мелкую и крупную моторику;

Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства ; доброе отношение к маленьким соседям по планете - птицы.    

Средства

Наглядные: картинки с птицами (цапля, грач, скворец, ласточка, снегирь )

 Литературные : Загадки о птицах

Информационные: Интернет ресурсы:  Комплексная образовательная программа «Детство»

Мультимедийные: звуки птиц

Этапы

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация к деятельности

Цель. Включение детей в деятельность на личностно-

значимом уровне.

Актуализация знаний. Выявление проблемы.

Чтобы здоровье пожелать,

Надо «здравствуйте» сказать.

- Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.

 Мы с вами знаем много ласковых слов.

А давайте назовём друг друга ласково (ответы детей)

 От ласковых имён стало так тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга своими лучиками. Почувствовали тепло? (да)

А сейчас я хочу предложить вам загадки, а о ком я вас буду спрашивать, вы узнаете, если отгадайте загадку.

Они летать умеют.

Их пух и перья греют (птицы)

- По каким признакам птицы отличаются от других животных? - Кто определил о чём мы  сегодня будем разговаривать? (о птицах)

Предлагает детям поздороваться с гостями, назвать , ласково касаясь ладонью друг друга

Загадывает загадки

Спрашивают у детей признаки отличий птиц

Здороваются с гостями, при этом обмениваясь ласковыми словами.

стоят в кругу и называют, друг друга ласково, касаясь ладонью

Анализируют содержание выделяют главные слова, делают вывод

Вспоминают признаки птиц

Высказывают предположения

Психологическая готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Умеют включаться в обсуждение проблемы, делать выбор.

2.Поиск решения проблемы

Цель. Опора на опыт детей, необходимый для « открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка

Правильно – о птицах!

Сейчас мы узнали, что будем разговаривать о птицах. Но что бы узнать, о каких птицах,  отгадаем еще загадки.

1.  Как на доме, на карнизе
Прилепила птичка снизу
Гнёздышко, как вазочка
Эта птичка-...(
Ласточка)

2. Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко – красный галстук мой. (снегирь)

3. Домик я ему построил,
важный я урок усвоил.
Вот пришел зиме конец,
прилетел домой.......(скворец)

4. Прилетает он весной.
Чёрный, важный... Не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что - то вроде слова врач...
Да не врач! А птица - ... ! (Грач)

Молодцы, ребята!

-  Ребята, есть птицы, которые остаются с нами на всю зиму, а есть птицы, которые улетают зимовать в теплые края.

-Как называют птиц, которые остаются зимовать?

-Как называют птиц, которые улетают в теплые края?

А сейчас подойдите к столу возьмите картинку и определить к какому типу она относится.

Если это перелётная-то в красный обруч, если зимующая - то в синий обруч

Задает детям наводящие вопросы

 

Загадывает загадки

Слушают ответы детей

Задает детям вопрос, стимулирует детей на ответ полным предложением.

Предлагает детям подойти к столу взять картинку и определить  к какому типу относится эта птица.

Слушают воспитателя

Начинают отгадывать загадки

Отвечают

Снегирь

Скворец

Грач

Отвечают на поставленный вопрос,

заинтересованы в занятийной деятельности

(Перелётные и зимующие)

Внимательно слушают задание. Берут картинку и определяют какая эта птица, стараются выполнить задание правильно.

Способны делать выбор, выражать собственные мысли.

Пытается самостоятельно придумывать объяснения явления природы

3.«Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель. Формирование представлений о …

Развитие умений

«Физ.минутка»

Почему птиц называют перелетными? (ответы детей). Правильно, перелетные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину покидают нас, отправляясь в другие страны.

- Всем известны такие птицы как (показываю) ласточки, стрижи, грачи, скворцы. Давайте послушаем их пение.

- Почему они  улетают осенью, а весной прилетают? (ответы детей) - Правильно, они питаются насекомыми. Но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в теплые края.

-А теперь давайте разомнемся и превратимся в птиц (проводится физминутка)

Руки подняли и помахали,

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Ребята немного отдохнули садитесь.

- Ребята, посмотрите,  какая- то птица бросила нам перышко. Как вы думаете, чье это перо?

Давайте еще раз посмотрим на картинки птиц и определим чье перышко?

А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Выходим в круг и поиграем в игру «Один - много». Я называю птицу и даю перышко, а следующий участник говорит в название птицы во множественном числе.

Например, Один грач – много грачей.

Одна ласточка – много ласточек.

Один дятел –

Один воробей –

Один стриж-

Один голубь-

Одна ворона-

Ребята, а сейчас вы можете выбрать птицу  раскрасить  её, ту которая  вам больше запомнилась.

Задает наводящие вопросы, выслушивает ответы детей.

Показывает наглядность картинок птиц и задает вопросы

Включает звуки птиц

Предлагает сымитировать движения птиц

Произносит слова и делает упражнения.

Показывает детям перышко. Задает наводящие вопросы

Предлагает поиграть в игру

Объясняет правила игры

После игры предлагает сесть на своё место и раскрасить  выбранную перелётную птицу.

Отвечают на вопросы

Потому что это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину покидают нас, отправляясь в другие страны.

Смотрят картинки с птицами и отвечают на вопросы

Внимательно, с интересом слушают.

Отвечают

Разминаются на физ.минутке

Слушают воспитателя и выполняют движения

Обращают внимание на перышко и отвечают на вопросы воспитателя

Выходят в круг и начинают играть

Высказывают предположение чье перо

Внимательно слушают правила игры

Садятся на места и начинают раскрашивать перелётную птичку.

Умеют включаться в обсуждение проблемы, делать выбор.

Ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика;

Играют по правилам. умеют называть птиц во множественном и единственном числе.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Рефлексия

- Ребята, с какими птицами  мы с вами знакомились на занятии?

- Каких птиц называют перелётными?

- А каких перелётных вы знаете?

Показ иллюстрации для подсказок.

Стимулирует детей на ответ полным предложением.

Называют ответы на вопросы.

Стараются отвечать полным предложением.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других

Открытость

После занятия мы сможем сделать выставку наших рисунков птичек, что ваши родители смогли на них полюбоваться. А вечером вы расскажете папе и маме, какие есть перелетные птицы. А мы с вами на вечерней прогулке понаблюдаем, какие птицы уже прилетели.

Оформляет выставку

Помогают в оформление выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Старшая группа. Апрель - 1 неделя. Тема: «Весна. Перелетные птицы»

Технологическая карта. Планирование. Поможет педагогам в работе....

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Птицы», рисование заваркой

Занятие по художественной деятельности разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленно...

Технологическая карта "Птицы Казахстана" (по страницам Красной книги)

Представляю Вашему вниманию технологическую карту и презентацию по лексической  теме "Птицы Казахстана" (по страницам Красной книги). Надеюсь, выложенные мной материалы будут для Вас интересны, п...

Технологическая карта по экологии " Птицы-наши друзья"

Технологическая карта по экологии "Птицы -наши друзья"...

технологическая карта ИНОД по Художественному и ручному труду в старшей группе Тема: "Птицы"

Подробный конспект:  1 часть познавательное2 час ть изготовление кормушки...

Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Зимующие птицы». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна

Цель: Создать условия для формирования  представления детей о жизни птиц в зимний период.Задачи:- Организовать игровую  деятельность  по закреплению характерных признаков птиц через игр...

Технологическая карта "Птицы"

Технологическая карта для детей 6-7 лет...