Конспект занятия с детьми 5-6 лет «Край мой Тамбовский» с использованием презентации.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Якушина Татьяна Юрьевна

Цель:  формировать нравственно-патриотические чувства, расширять  представления детей об истории тамбовского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotki.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по приобщению дошкольников

к культурно – историческому наследию

                           Конспект занятия с детьми 5-6 лет

«Край мой Тамбовский» с использованием презентации.

 Пояснительная записка

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание приумножить богатство своей страны. Поэтому  задачей педагогов является воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, развитие интереса к русским традициям, знакомство с символами государства, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативнойтрудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.

Данная методическая разработка представляет собой конспект интегрированной образовательной деятельности на тему «Мой край тамбовский». Интегрированное занятие построено в виде экскурсии – рассказа о Тамбовском крае, его прошлом и настоящим, традициях.  Представлена слайдовая презентация.Данная разработка может быть использована, как элементы занятия.

Цель:  формировать нравственно-патриотические чувства, расширять  представления детей об истории тамбовского края.

Задачи:

  1. Формирование у детей системы знаний о своей малой Родине , некоторые исторические сведения о возникновении Тамбовского края.
  2. Познакомить с народными промыслами тамбовского края, народными праздниками.
  3. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
  4. Развитие умений конструировать из бумаги, используя ножницы и клей, способности действовать по образцу и самостоятельно.
  5. Развитие у детей высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, воображение)
  6. Пополнение словарного запаса.
  7. Воспитание дружеских отношений, желания помогать друг другу.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • авторский медиапродукт –  презентация PowerPoint «Моя малая родина» 2023, 20 слайдов

Ход мероприятия.

Организационный момент. Приветствие.

Дети стоят в кругу.

Здравствуй, правая рука

Здравствуй, левая рука

Здравствуй, друг

Здравствуй, друг

Здравствуй наш дружный круг.

Крепко за руки держитесь

И друг – другу улыбнитесь.

Вот с таким хорошим настроением мы свами отправимся в путешествие. Ребята, мы с вами живём в огромной стране , которая называется – Россия. Россия – самая большая и могучая страна на свете..
Но и у каждого из нас есть и своя малая родина-та часть земли, где мы родились, протоптали тропинку от дома до детского сада, где живут наши родители, где жили наши предки . Как же называется наша малая родина? В какой области мы живем?
 ( ответы детей)

Правильно, мы живем в городе Котовск, который является частью Тамбовского края.

Тамбовский край -сады и пашни

России черноземный край.

Тамбовский край - частушки, песни,

Ржаной по свойски каравай.

Тамбовский край -святые храмы,

И колокольный звон венчальный.

Тамбовский край -легенды, сказы,

Из глубины веков рассказы .( слайд2)

А хотите побывать в прошлом  и узнать историю возникновения Тамбовского края? А на чем же можно туда отправиться? Как вы думаете, как люди раньше передвигались? ( ответы детей).раньше, в давние времена люди в основном передвигались на лошадях. Вот и мы с вами отправляемся  в путь-дорогу.

Конь меня в дорогу ждет,  (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду — полечу, (подскоки на месте)
Цок — цок — цок,
Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)

В-ль: По указу царя Михаила Фёдоровича стольник и воевода Роман Боборыкин начал строительство города-крепости Тамбов для защиты Московского государства от кочевников.

В 1779 г. Указом императрицы Екатерины II было образовано Тамбовское наместничество

В 1796 году Тамбовское наместничество стало именоваться губернией.

 в 1928 году Тамбовскую губернию вошла в состав образованной Центрально-Черноземной области.

27 сентября 1937 года из состава Воронежской и Куйбышевской областей была выделена Тамбовская область.( слайд 3,4)

У каждого города есть свой герб, отражающий его особенности. Есть он и у нашей области

 Герб Тамбовской губернии был  принят  5.07.1878 г. Описание: "В лазуревом щите серебряный улей, сопровождаемый, в главе щита, тремя таковыми же пчелами. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентою".

 А кто знает,  что обозначают детали герба? на нашем гербе и почему? (золотой улей и три пчелы, потому, что наши предки занимались пчеловодством, а мёд в то время ценился очень высоко) Обратите внимание  на цветовую гамму герба: лазоревый означает честность, серебряный – благородство (слайд 5).

Слышится стук в дверь.

Воспитатель вносит куклу в национальном костюме.

Посмотрите, к нам в пришла гостья.  Это жительница тамбовской губернии. Давайте рассмотрим необычный костюм.( слайд 6,7)

Но наша гостья пришла не одна, а со своими подружками из других губерний.( рассмотреть куклы в костюмах).

Дидактическая игра разрезные картинки « Народный костюм».

Цель:  Сложить картинки народного костюма и найти костюм Тамбовской губернии

А кто же изготавливал народные костюмы в тамбовской губернии? Народные умельцы (слайд 8,9,10)

Да. В тамбовской губернии проживали народные умельцы.

Я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению игрушек из глины.

( дети лепят из глины игрушки).

Воспитатель: А сейчас наш путь лежит в настоящее. Совершенствуется транспорт и люди стали передвигаться на машинах, поездах. ( музыкальная игра «Поезд).

27 сентября 1937 года была образована Тамбовская область. ( слайд 11,12)

Воспитатель : 5 марта 2003 года был принят полный вариант герба Тамбовской области и флаг.( слайд 13,14)

А как называется наш город? ( Котовск)

Правильно. А какие еще города есть в Тамбовской области? ( ответы детей)

Городов в Тамбовской области не мало. Рассказово, Моршанск, Кирсаново, Мичуринск (слайд 15,16)

Жители городов очень любят  не только работать, но и веселиться. В каждом городе есть своя изюминка. В Мичуринске проводится ежегодный фестиваль «Мичуринские яблоки  в цвету», в Кирсаново фестиваль «Вишневарово», в Котовске ежегодный фестиваль «Неваляшка».( слайд 18 – 23)

И я вам предлагаю немного поиграть в русскую народную игру «Платочки»

Проводится игра «Платочки»

Правила игры. В разных углах зала платочки. Дети делятся на группы , становятся вокруг платочков, водят хоровод , говоря речевку

«Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок

Поиграем и попляшем

 И помчимся на лужок.

Под музыку по окончании слов, дети бегут в общий хоровод.По окончании музыки дети должны собраться вокруг своего платочка.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам понравилось? Что вы узнали нового?

И в заключении послушайте стихотворение

Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.

И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Литература:

«На земле Тамбовской я живу»

В. Дорожкина. «Тамбовский край – ты часть моей России», 2002 г

Черменский П.Н. Прошлое тамбовского края. Тамбов,1961

Интернет – ресурсы:

Щукин Ю.К., Горелов А. А., Молчанов Г. А. Тамбов старый, Тамбов новый, Тамбов, 2002.

Интернет – ресурсы:

Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. Как научить детей любить Родину.  Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы придумывание сказки "Снежинка" с использованием приема разрезных картинок .

В процессе  работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.Работая с детьми старшей...

Конспект занятия с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи с использованием приёмов мнемотехники и элементов логоритмики. Тема: "Путешествие по сказке "Снежная королева"

Логопедические цели:    Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса:   воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие общей ...

Конспект занятия с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи с использованием приёмов мнемотехники и элементов ритмопластики и логоритмики. Тема: "У нас в гостях Федора»

Логопедические цели:    Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса:   воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие ручной...

Конспект занятия с детьми первой младшей группы в детскому саду с использованием нетрадиционных техник рисования "Волшебный дождь" (рисование пальцем).

Конспект занятия с детьми первой младшей группы в детскому саду с использованием нетрадиционных техник рисования "Волшебный дождь" (рисование пальцем)....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапии на тему "Лето", "Насекомые"

Конспект занятия  с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапиина тему «Лето» «Насекомые»Задачи:образовательные:закреплять обобщающие понятия «н...

Конспект занятия с детьми первой младшей группы в детскому саду с использованием нетрадиционных техник рисования В деревне у бабушки и дедушки (рисование пальчиком).

Конспект занятия с детьми первой младшей группы в детскому саду с использованием нетрадиционных техник рисования "В деревне у бабушки и дедушки" (рисование пальчиком)....