Проект «Круглый год» группа ОН для детей 4 года жизни
проект по окружающему миру (средняя группа)

Куриневская Светлана Германовна

     Проект направлен на ознакомление детей с временами года, на изучение погодных явлений и на то, как природа и весь её растительный и животный мир меняется круглый год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kruglyy_god_1.docx49.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Д/С№2 «Рябинка»

  Проект

  «Круглый год»

группа общеразвивающей направленности

для детей 4 года жизни

                                                                                        Воспитатели:

                                                                                               Куриневская С.Г.

                                                                                         

Г. Мегион

Актуальность: Сегодня все знают о существующих экологических проблемах, угрожающих жизни и здоровью людей. Вырубаются леса, загрязняется земля и вода, поэтому нужно глубже вникать в суть этих проблем и активно включаться в их практическое разрешение. С учётом этого нами была выбрана данная тема проектной деятельности. Ведь именно в детстве закладываются основы бережного отношения к природе и всему живому.

     Проект направлен на ознакомление детей с временами года, на изучение погодных явлений и на то, как природа и весь её растительный и животный мир меняется круглый год.

Проблемная ситуация: В группу, внесли новую игру «Времена года», а когда начали играть, оказалось, что дети не могут соотносить карточку-картинку ко времени года, и  назвать простейшие признаки времени года.
Возникла проблема, которую надо было решать - о
 формировании умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, доступных пониманию ребенка 4года жизни.

Тип проекта:

         Познавательно - творческий

Сроки реализации:

         Среднесрочный (3 недели)

Участники проекта:

        Дети, воспитатели, родители

Цель проекта:

 Формирование элементарных экологических  представлений о природе. Повышение речевой активности и потенциальных возможностей младших дошкольников.

Задачи проекта:

  1. способствовать формированию элементарных экологических  представлений о сезонных изменениях в природе;
  2. знакомить с разнообразием растительного и животного мира; развивать познавательные, речевые и творческие способности детей (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);
  3. воспитывать бережное  отношения к природе, животному и растительному миру; пропагандировать экологическую культуру среди родителей.

Предполагаемые результаты:

  1.  Расширение и закрепление знаний о природе, сезонных явлениях и безопасного поведения в природе;
  2. Обогащение словарного запаса детей по теме «Мы и природа»;
  3. Пополнение развивающей среды в группе по теме проекта (подбор иллюстраций, изготовление дидактических игр, изготовление атрибутов для игр,  изготовление мнемодорожек)
  4. Развитие эмоциональной реакции на явления окружающего мира - способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости.

«Продукт» проекта:

1.Лепбук «Экология».

2.Газета «Любознайки».

3. Плакат «Я природе помогу».

4. Фотоальбом «Мы и природа».

5. Презентация проекта на родительском собрании «Круглый год».

Этапы проекта:

I Этап

Подготовительный

  1. Сбор и анализ литературы;
  2. Разработка плана по реализации.

II этап

Разработка проекта

  1. Разработка совместной деятельности – проведение опытов, ООД.
  2.  Проведение  бесед по данной теме;
  3. подбор дидактических, подвижных игр;
  4. составление консультаций, памяток для родителей.

III этап

Заключительный (3 неделя)

В ходе заключительного этапа: подготовлен лепбук «Экология», газета «Любознайки»,изготовлен фотоальбом «Мы и природа», плакат «Я природе помогу» с  участием родителей.

Итог проекта: презентация  этапов проекта и продуктов проекта для детей и для родителей на родительском собрание.

Реализация проекта

Образовательные области

Совместная деятельность

Познавательное развитие

Опытно – экспериментальная деятельность:

Игра-эксперимент «Времена года»

 Познакомить со свойствами воды;

опыт «Снег-снежок»

 развивать познавательно – исследовательскую   деятельность;

Рассматривание и анализирование моделей птиц, зверей, растений

развивать умение рассматривать, анализировать , делать выводы.

Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»;

закрепить знания о правилах поведения в природе;

Экскурсия вокруг садика

 воспитывать интерес к окружающей природе

Рассматривание  иллюстраций о животном и растительном мире (по временам года);

 воспитывать любовь, к природе и животным.

Просмотр презентаций «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»

 Познакомить с сезонными признаками.

Викторина «Времена года»

Закрепить знания у детей о том, что у каждого времени года есть свои особенности и отличия, учить внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Дидактические игры:  

«Коробка ощущений»

«Щедрая осень» 

«Цвета времён года»

 «Следы лесных животных»

«Подбери словечко»

«Что было бы если…»,

«Родственные слова» 

«Кто больше назовет признаков времён года»

Речевое развитие

Составление рассказов  по мнемодорожкам «Времена года»

Дать  знания о сезонных особенностях времени года, учить узнавать и называть эти признаки по картинкам. Способствовать развитию умений составлять рассказ по мнемодорожкам.

Рассматривание иллюстраций-картинок:

«Наш край»

Продолжать учить детей рассматриванию картины (целостное восприятие и рассматривание отдельных эпизодов), формировать умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание.

Разучивание чистоговорок о временах года

Закреплять правильное произношение чистоговорок.

Беседы:

 «Времена года»,

 расширить и уточнить знания детей о временах года.

«Какой бывает снег?»

Познакомить детей с особенностями снега.

«Наши «соседи по планете» 

сформировать у детей представления о разнообразии животного мира.

Д/и «Угадай животное»

Учить детей угадывать по описанию животных.

Д/и «Угадай время года»

Учить детей угадывать по описанию признаков время года.

Д/упр. «Похвали солнышко и весну»

Учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе, образовывать слова суффиксальным способом (например, белка-белочка)

Чтение художественной литературы

Экологические сказки Коломина Н.В: «Маленькие путешественницы»,  «Катя и божья коровка»; «Сказка о радуге»; «Осень»; «Приключения листика».

Потешки-заклички

«Солнышко»; «Дождик»; «Радуга».

А.Блок «Зайчик»;

А.Майков «Ласточка примчалась»;

А.Плещеев «Весна»

В.Берестов «Весёлое лето»

Рассказы

М.Пришвин «Листопад»

А.Бианки «Новые лесные обычаи»;

К.Ушинский «Ветер и солнце»;

К. Чуковский «Краденное солнце»;

Л.Воронкова «Снег идет».

Русская народная сказка "Зайкина избушка"

Русская народная сказка "Снегурочка" (в пересказе В. И. Даля)

Русская народная сказка "Мужик и медведь"

Георгий Скребицкий "Сказка о Весне"

И. С. Соколов-Микитов "Лето в лесу"

Владимир Сутеев "Яблоко"

Познакомить детей с новыми художественными произведениями. Помочь понять содержание рассказов (сказки). Обогатить знания дошкольников о природе.

Отгадывание загадок о растениях, животных, временах года

 Учить разгадывать загадки, развивать умение анализировать и делать выводы, пояснять свой выбор

Социально - коммуникативное развитие

Беседа о культуре поведения на природе, бережном отношении ко всему живому

Обобщить знания  по культуре поведения на природе, воспитывать общую культуру

инсценировка 

Г.Ладонщиков «Медведь»

Сказка Г.Сладков«Медведь и солнце», РНС«Теремок»; «Заюшкина избушка»

Учить воплощать замысел в роли, вовремя отзываться на реплику и входить в роль, взаимодействовать с партнерами по сцене. развивать умение выразительно воплощаться в роли и развивать способности к импровизации активизировать воображение детей.

Сюжетно-ролевые игры

«Семья»,

«Кукла Катя на прогулке»

«Прогулка в лесу»

совершенствовать и расширять игровые замыслы детей, формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Художественно-эстетическое  развитие

Коллаж «Соберём зверей» 

Учить собирать предмет из деталей. Упражнять в правильном наклеивании деталей.

составление узоров и рисунков из природных материалов (шишки, ракушки, орехи, палочки)

развивать фантазию, творчество, мелкую моторику.

 

Лепка из пластилина и природного материала «Деревья» 

Продолжать учить делать поделки из пластилина и украшать их, учить доводить начатое дело до конца. Поощрять детское фантазирование

прослушивание музыки П.Чайковского из альбома «Времена года» («Песня косаря», «Жатва»). 

развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее, продолжать знакомство с композиторами, воспитывать умение наслаждаться музыкой.

 Конструирование из бросового материала «Газетное творчество-"Цветы для мамы» 

Учить детей изготовлению поделок из бросового материала на основе определённой схемы действий.

Рисование «Солнышко лучистое»

Развивать творческие способности детей.

Физическое  развитие

Подвижные игры:

 «Мы пойдём сегодня в лес», «Зайка беленький сидит», «Как-то мы в лесу гуляли», «Забавные танцы», «Солнышко и дождик», «Зайцы в огороде»

Развивать двигательную активность, умение выполнять движения согласно тексту. Продолжать учить детей согласовывать движения со словами.

Пальчиковая гимнастика

 «Солнышко», «Божья коровка», «Бабочка», «Зима», «Осень, осень к нам пришла», «Листья», «Дождик», «Капель», «Весна-красавица»

Развивать мелкую моторику рук

Физкультминутка «Птичья физкультура», «Мишка вылез из берлоги»

 «Посадили мы зерно»

Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о временах года.

2. Выпуск газеты «Я природе помогу».

3. Выпуск фотоальбома «Мы и природа».

4.

5. Разработка правил поведения на природе и изображение в виде знаков.

6.

Используемая литература:

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.– 2000.– № 2.– С.8-17.

Рыжова Н.А. «Экологическое воспитание в детском саду».

Рыжова Н.А. «Наш дом – природа».

Шаехова Р.К. «Природа и ребенок».

Николаева С.Н. «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве».

Игра «Солнышко и дождик»

 «Солнышко светит!.. Можно гулять!..» После этих слов дети выходят из своих «домиков», бегают по площадке, резвятся. По предложению воспитателя, дети могут собирать цветы, ловить бабочек, танцевать и т. п.

Воспитатель говорит: «Дождик начинается!.. Всем домой!..» По этому сигналу дети спешат в свои «домики» и присаживаются за стульчиками.

ИГРА «КОТ И МЫШИ»

Воспитатель и дети говорят:

 Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот,

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите:

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!

Описание хода игры: играющие водят хоровод, в центре которого – мышка – это ее «домик», проговаривая или напевая слова. Как только песенка кончилась, играющие понимают руки, не размыкая их – «дверки открываются», мышка выбегает наружу и бежит от кота, поджидавшего ее за пределами хоровода.

 Правила и условия игры:

Если кот успел поймать мышку, игра заканчивается. Можно сделать кота мышкой или выбрать новую пару.

Кот не имеет права забегать в круг.

Мышка не имеет права слишком долго находиться в домике во время погони – только забегать и сразу выбегать.

Игра «Гуси-лебеди»

— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!

Игра «Зайцы в огороде».

Целую ночь в огороде на грядке,

Зайцы играли в ловишки и в прятки.

Бабушка утром пошла за капустой

А в огороде-то пусто- пусто.

Раз –два –три – беги!

Дети встают в круг, берутся за руки – огород. В центр круга встают дети-зайцы, 3,4 человека. Напевая слова, дети идут по кругу, держась за руки, дети – зайцы прыгают в кругу. На слова «Раз –два –три -беги!» дети поднимают руки, зайцы должны успеть выбежать из круга. Кто не успел выбывает из игры. У бежавшие зайцы отвечают на вопрос детей:

- Что съели зайцы в огороде?

Зайцы по очереди перечисляют, что растет в огороде.

1) Вариант – кто больше назовет овощей? (называется заяц – победитель).

2) Вариант – называть овощи, которые не назвали предыдущие «зайцы».

Выбираются следующие зайцыигра продолжается

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВРЕМЕНАХ ГОДА

         В устном творчестве русского народа, упоминание о временах года встречается часто. Это неудивительно, с давних пор люди всё подмечали и передавали из поколения в поколение.

• Пришла зима — не отвертишься.

• Чем крепче зима, тем скорее весна.

• Как зима ни злится, а весне покорится.

• Зима снежная — лето дождливое.

• Зима морозная — лето жаркое.

• Береги нос в сильный мороз.

• Новый год — к весне поворот.

• Грач на горе — весна на дворе.

• Весна красна, да голодна.

• Весна красна цветами, а осень — пирогами.

• Весною сверху печёт, а снизу морозит.

• Весна да осень — на дню погод восемь.

• Вешний день целый год кормит.

• Кто спит весною — тот плачет зимою.

• Знать по цвету, что дело идёт к лету.

• Летом всякий кустик ночевать пустит.

• Летний день год кормит.

• Худо лето, когда солнца нету.

• Летом дома сидеть — зимой хлеба не иметь.

• Что летом соберёшь, то зимой на столе найдёшь.

• Что летом родится, то зимой пригодится.

• Осень — перемен восемь.

• Осень идёт и дождь за собой ведёт.

• Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

• В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.

• Сырое лето и тёплая осень — к долгой зиме.

• Застала зима в летнем сарафане.

             Времена года — народные приметы зимы:

Зиму в народе называют: Зима. Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька, Зимишка (хилая), Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка.

Если зимой снег ложится ровно, сей весной гуще; ложится грядками, надувается — сей реже.

Зимой много больших сосулек — к урожаю овощей.

Кошка на печи — к стуже; кошка на полу — к теплу.

Снежные хлопья крупные — будет оттепель.

Сильно блестят зимою звёзды — к морозу.

Воробьи дружно чирикают — к теплу.

Зима снежная — лето дождливое.

Зима морозная — лето жаркое.

  СЧИТАЛКИ О животных

Шла лисичка по базару,
чтоб купить себе товару,
продавал медведь товар
и рычал на весь базар:
торопись товар купить,
опоздал - тебе водить!
*
Сели ёжики в кружок,
делят вкусный пирожок:
дольку зайцу, дольку мишке,
дольку белке, дольку мышке.
Разделили пирожок,
а тебе водить, дружок!
*
В речке плавают лягушки -
лупоглазые подружки,
их ныряет сразу пять,
а тебе водить опять!
*
Заяц вышел погулять,
по тропинкам поскакать,
в ручейке воды попить,
а тебе сейчас водить!
*
Кошка с мышкою играла,
мышка бегала, вздыхала,
надо кошке угодить,
кто устал - тому водить!
*
Дождик капает с утра,
рада лужам детвора,
промочили сапоги,
я вожу, а ты беги!
*
Ветер, ветер, ветерок,
ты не дуй на мой порог,
киска дремлет на пути,
улетай или води!


Чистоговорки по временам года:

ОСЕНЬ

ла-ла-ла - в гости осень к нам пришла

ва-ва-ва – на землю падает листва

ди-ди-ди – кругом идут одни дожди

ей-ей-ей – сидит на ветке воробей

ат-ат-ат – птицы в тёплый край летят

да-да-да – наступают холода

но-но-но – стало очень холодно

ЗИМА

ма-ма-ма наступила зима

ит-ит-ит дятел по дереву стучит

ри-ри-ри на ветку сели снегири

ей-ей-ей прилетел к ним воробей

ма-ма-ма наступила зима;

ок-ок-ок выпал белый снежок;

ул – ул – ул ветер сильный подул;

оз – оз – оз – пришёл трескучий мороз;

ой-ой-ой очень холодно зимой;

са-са-са в зимнем лесе чудеса;

ат-ат-ат все деревья крепко спят;

ло-ло-ло скоро будет тепло;

ой-ой-ой деревья проснуться все весной.

ВЕСНА

на-на-на – пришла долгожданная весна

ля-ля-ля – ожила кругом земля

ель-ель-ель – звенит звонкая капель

чи-чи-чи – журчат весенние ручьи

цы-цы-цы – прилетели с юга птицы

шо-шо-шо – зверям тоже хорошо

од-од-од – все сажают огород

то-то-то – скоро будет лето

ЛЕТО

ло-ло-ло – вот и лето к нам пришло

ра-ра-ра – наступила жара

аш-аш-аш – собираемся на пляж

ать-ать-ать – будем дружно загорать

же-же-же – загараем все уже

то-то-то – наступило лето

ты-ты-ты – на поляне растут цветы

ом-ом-ом –пархают бабочки кругом

ла-ла-ла – пчёлка вкусный мёд нашла

ёт-ёт-ёт – кузнечик песенки поёт

ца-ца-ца – ползёт длинная гусеница

шо-шо-шо – насекомым хорошо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах». Группа компенсирующей направленности седьмого года жизни № 4. Май 2015 год.

В отчете по выполнению рабочей учебной программы по реализации "Программы воспитания и обучения в детском саду" изложены пути  повышение качества образования, создание условий для укрепления здор...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в средней группе c детьми пятого года жизни (на январь)

Планирование воспитательно - образовательной работы средней группы разработано в соответствии с Образовательной программой ДОУ, основывается на принципах гуманистической педагогики и руководствуется п...

Реализация проекта с детьми 2-го -3-го года жизни по адаптации детей к детскому саду на тему: " С улыбкой в детский сад" (фотоотчёт)

quot;Мы с тобой, малыш!" Адаптация ребенка к детскому саду – это нелегкий, но очень важный процесс. В норме он протекает от нескольких недель до нескольких месяцев в зависимости от ин...

Проект с детьми 2-го - 3-го года жизни по адаптации детей к детскому саду на тему: "С улыбкой в детский сад"

Использование инновационных педагогических технологий открыва­ет новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология пр...

Завершение реализации проекта с детьми 2-го - 3-го года жизни по адаптации детей к детскому саду на тему: " С улыбкой в детский сад" (фотоотчёт)

В детском саду "Солнышко", под руководством воспитателя Гринькиной Е.А., заканчивается реализация проекта по адаптациималышей к условиям детского сада на тему:"С улыбкой в детский сад&q...

Проект с детьми 2-го - 3-го года жизни на тему:"Цветные фантазии"

Данный проект формирует четкие представления  об основных цветах у детей раннего возраста  через использование в воспитательно-образовательном процессе устного народного творчествав игровой ...

Реализация проекта с детьми 2-го - 3 -го года жизни "Волшебная водичка" (фотоотчёт)

С детьми 2-го - 3-го года жизни реализуется проект на тему: "Волшебная водичка" под руководством воспитателя Гринькиной Е.А.Работа посвящена проблеме развития любознательности и исследовател...