Путешествие в прошлое посуды.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Данный конспект занятия для детей подготовительной группы. Занятие по познавательно- исследовательской деятельности:                                        

Путешествие по «Реке времени» Н.А. Коротковой.

В ходе занятия дети путешествуют из древности в современность, с остановкой на станции "Старина". Дети рассматривают иллюстрации, экспериментируют, знакомятся с росписью Хохлома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_posudy.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательно- исследовательской деятельности: Путешествие по «Реке времени» Н.А. Короткова

«Путешествие в прошлое посуды»

(Открытое занятие для педагогов ДОУ, г)

Фамилия, имя, отчество: Суворова Мария Георгиевна, воспитатель 1 КК, МБДОУ «Детский сад № 5»

Возрастная группа: подготовительная

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вилы деятельности: Коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая

Форма организации: Фронтальная, индивидуальная, групповая, подгрупповая

Цель: совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес в процессе знакомства с историей появления посуды.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с историей эволюции посуды; формировать представления детей об истории появления посуды, её разновидностях, качествах и свойствах;

Закрепить умение составлять узоры по мотивам Хохломской росписи: ягодки, цветы, листья (по готовому рисунку композиции);

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление, восприятие;

Развивать мелкую и крупную моторику;

Развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: Хохломская роспись, береста, древность, старина, сувенир. Развивать эстетические чувства, эмоции, восприятие, интерес к народным промыслам

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;

Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

Воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных мастеров, любовь к родному краю.

Ход занятия:

Воспитатель: - Я вам принесла волшебный сундучок, а вы хотите узнать, что в нем?

Предлагаю вам отгадать загадку.

Если б не было ее

Было б кушать тяжело.

Некуда и суп налить

И котлетку положить.

Что это? (Посуда)

Воспитатель: - Как вы думаете, всегда ли посуда была такой как сейчас? (Нет)

Хотите узнать об истории появления посуды?

Скажите, а где об этом можно узнать? (В библиотеке, в интернете, в энциклопедии, у мамы, бабушки и т.д.)

Воспитатель: - Предлагаю вам отправиться в путешествие по Реке Времени. Время течёт так быстро, как вода в реке, и на пути нам будут встречаться острова, мы узнаем много интересного. Может, вы уже знаете, как называются остановки по Реке Времени? (Древность, Старина и Современность).

Первая остановка называется «Древность»

Воспитатель: - А помогут нам путешествовать вот эти часы. Мы возьмем их с собой и поплывём по реке времени в древность. Давайте скажем волшебные слова:

Тик-так, тик-так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В Древность с вами попадём.

Воспитатель: - Вот мы очутились в Древности (предлагаю сесть на ковёр)

Как вы думаете, из чего древние люди делали посуду?

Да, её делали из камня.

Как вы думаете, удобна ли была такая посуда? (ответы детей)

Воспитатель: - Да, такая посуда была большой, не красивой, неудобной и тяжёлой.

У древних людей ещё не было такого разнообразия материалов и приспособлений для изготовления красивой посуды.

Хотите узнать, как изменилась посуда? (Да, хотим)

Следующая остановка: «Старина»

Воспитатель: - Давайте поплывём дальше по нашей Реке Времени на следующий остров — Старину. Давайте скажем волшебные слова:

Тик-так, тик-так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В Старину мы попадём.

Это Великая Русь.

Воспитатель: - Скажите, может, вы знаете, из чего делали, посуду на Руси?

Посуду на Руси делали руками, из простой глины. Первая посуда, конечно, не была такой ровной, красивой и удобной, какую мы с вами можем видеть сегодня.

И наступили времена, когда стали появляться мастера — умельцы, которые изменили посуду, они научились делать её из бересты и украшать красивыми узорами.

Может, вы знаете, как называется эта роспись? (Хохломская)

Воспитатель:

- Предметы эти не простые,

А волшебно расписные,

Простой, казалось бы, узор,

А отвести не в силах взор.

Там травка вьется, и цветы растут нездешней красоты.

Блестят они, переливаются, как будто солнцем наливаются.

Каждый элемент в росписи имел своё смысловое значение.

Птица была вестницей солнца и облаками, дающими дождь.

Цветы на дереве — это родители, бутоны и ягодки-дети.

Воспитатель: - Какими красками мастера расписывали изделия в старину? (тёмными и не яркими).

- Как вы думаете, такая посуда была красивой? (Такая посуда была не очень красивой, не прочной, и не удобной).

Воспитатель: - Ребята, хотели бы вы посмотреть, как изменилась посуда и роспись, и какой она стала в Современное время? Тогда давайте возьмем часы и поплывём по Реке Времени дальше.

Следующая остановка «Наше время».

Давайте скажем волшебные слова:

Тик-так, тик-так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В Современность попадём.

Воспитатель: - Современным художникам удалось восстановить приемы хохломской росписи и передать их местным мастерам. Искусство росписи не стоит на месте, оно развивается, сохраняя свои традиции. Посмотрите, сохранились образы листьев, цветов, ягод, плодов и птиц.

Чем отличается современная посуда хохломской росписи?

(Краски стали яркими, сочными, насыщенными и роспись обрела выразительный характер).

Воспитатель: - Большая коллекция предметов быта с росписью была собрана в музее. Этот музей находится на Урале.

Предлагаю отправиться в мастерскую и превратиться в уральских умельцев и попробовать выполнить роспись на тарелочке. Для каждого мастера приготовлено рабочее место, проходите, пожалуйста.

Воспитатель: - На столах находится весь материал для работы: гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки и тарелочки, на которых мы будем выполнять роспись.

Раньше мастера расписывали пальчиками. Особенность уральской росписи — разбел, когда рисуют одновременно двумя красками. Мастер, обмакнёт пальчик в основной цвет (красный, синий, зелёный), затем кончик пальца в белый цвет и выполняет роспись.

А в наше современное время, мастера роспись выполняют кистью.

Перед вами находится алгоритм последовательности выполнения этой росписи, давайте рассмотрим его:

Цветы, ягодки и листья расписывали пальцами, а листья и травку кистью.

Цветок - выполняется из элемента ягодки и бутона. С начало прописывают середину - ягодку, затем лепестки - бутона.

Листок выполняем таким образом. Раскрашивают его зелёным цветом в виде змейки, затем в центре прописывают пальчиком змейку белого цвета.

Сейчас я предлагаю взять тарелочку.

Если вы затрудняетесь выполнить рисунок росписи, я предлагаю взять тарелочку с готовым эскизом.

Можно приступать к выполнению росписи:

Вот мы взяли краски в руки,

И не стало у нас скуки.

(звучит спокойная музыка)

Педагог помогает затрудняющимся детям.

Воспитатель: - Какие чудесные у вас получились тарелочки с росписью! Вы настоящие мастера. Оставьте работы на столах и пройдите на ковёр.

Скажите, а мы с вами едим из такой посуды? (нет не едим)

Для чего тогда, она нам нужна? (ответы детей)

Воспитатель: - Такая посуда считается сувениром нашей Страны — России, узоры рассказывают нам о жизни людей того времени и их традициях. Такая посуда украшает наш дом, мы смотрим на неё, любуемся и аккуратно с ней обращаемся.

А что ещё можно с ней делать? (коллекционировать, подарить, как сувенир на память).

Воспитатель: - Сегодня, так много материалов и красок, и посуда, из которой мы едим, тоже стала очень разнообразной (красивой, яркой и удобной).

Воспитатель: - На столе очень много картинок, все они могут найти свое место на «Реке времени». Давайте мы их все вместе дружно разместим.

Педагог предлагает объединиться в 3 группы:

- Ребята, предлагаю вам взять по одной фишке, на которых написаны цифры (дети берут по фишке).

А теперь, послушайте меня внимательно: у кого фишки с цифрой 1, подойдите к столу с цифрой 1; у кого фишки с цифрой 2, подойдите к столу с цифрой 2; у кого фишки с цифрой 3, подойдите к столу с цифрой 3.

Воспитатель: - задание для первой группы: вам нужно отобрать картинки, относящиеся к древности, назовите их.

Дети: - Это посуда из камня.

Для второй группы: отобрать картинки, относящиеся к старине, назовите их.

Дети: - Это посуда из глины, бересты, дерева, серебра и золота.

Воспитатель: - Для третьей группы: отобрать картинки, относящиеся к нашему времени, назовите их.

Дети: - Это посуда алюминиевая, из нержавеющей стали, пластмассовая.

Воспитатель: - Прикладываем картинки на ту остановку времени, где они возникли.

- Предлагаю проверить, все ли картинки вы правильно приклеили.

Воспитатель: - Посмотрим на результат нашей работы. Все согласны с расположением картинок? Если все согласны, то давайте приклеим картинки в древность, старину и наше время.

Рассматривание и анализ «Река времени».

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, у нас получилась река времени?

Дети: - Да, получилась.

Воспитатель: - А что бы вы ещё хотели узнать о посуде? (ответы детей).

Беседа во время работы:

История посуды уходит своими корнями в глубь веков, ее богатую родословную окружают всевозможные легенды и мифы, а также занимательные исторические описания. Считается, что первая посуда появилась примерно семь тысяч лет назад. Лепили ее из простой глины и вручную. Со временем люди поняли, что не любая глина подойдет для изготовления прочной посуды. Тогда в нее стали добавлять другие вещества. Так появилась керамика. Что касается стекла, то его применяли еще в древнем Египте. Однако подлинного расцвета стекольное производство достигло в более поздний период. В Китае придумали рецепт фарфора и долго этот рецепт хранили в тайне.

Давняя история и у деревянной посуды. Горшки и миски – первая посуда в Древней Руси. Делали их из дерева, а позднее из металла. Долгое время на кухне царствовал горшок – прямой предшественник современной кастрюли. Размеры горшков были самыми разными. Различались горшки и по внешней отделке. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол. В городах развивалось гончарное мастерство и внешней отделке горшков уделялось мало внимания. Однако, несмотря на универсальность, горшку трудно было удовлетворить многочисленные кулинарные запросы. Тогда и пришли к нему на помощь всевозможные кастрюли, противни и сковороды.

Много вы узнали о посуде, много еще предстоит узнать, поэтому предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Интересная история и у столовых приборов. Например, обыкновенный столовый нож. Наши далекие предки не делали различия между боевым, охотничьим, хозяйственным или столовым ножами. Каждый носил свой нож за поясом и использовал его для разных целей. Специальные столовые ножи вошли в обиход намного позже и были острыми на конце. Потом позже стали делать их закругленными, чтобы люди во время еды, поссорившись, не смогли поранить друг друга.

Очень интересную историю имеет и столовая ложка. Самая первая ложка была сделана человеком из камня. Она была очень тяжелая и нагревалась во время еды, тогда люди стали делать ложки из костей животных. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах, либо просто за поясом или голенищем сапог. Позже люди стали делать ложки из дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в прошлое посуды"

Цель: познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.Материал: ложки д...

Путешествие в прошлое посуды

1. Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком.                  2. Научить понимать, что человек создаёт предметы дл...

Презентация "Путешествие в прошлое посуды"

Презентация к НОД " Путешествие в прошлое посуды"...

"Путешествие в прошлое посуды"

quot;Путешествие в прошлое посуды"...

Конспект нод в средней группе "Путешествие в прошлое посуды"

Занятие для средней группы детского сада....

Методическая разработка. Конспект занятия для подготовительного к школе возраста по познавательному развитию с интеграцией в области речевого и художественно-эстетического развития на тему: "Путешествие в прошлое посуды».

Цели: ознакомление с историей посуды, с процессом её преобразования человеком.Задачи:Образовательные:Повысить уровень знаний ребенка об истории посуды; ее назначении; закрепить умение узнава...