Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Про зиму и снег»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект по познавательному развитию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Бийска

Конспект

организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с предметным и социальным окружением

«Про зиму и снег»

Образовательная область «Познавательное развитие»

(Средняя группа)

Лазаренко И. Ю., воспитатель

г. Бийск, 2024

Тема: Про зиму и снег.

Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года.

Задачи:

Образовательные:

• Расширять знания детей о времени года - зима.

Закрепить знания детей о снеге и его свойствах.

• Закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы.

• Продолжать учить отвечать на вопросы.

Развивающие:

• Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, любознательность, логическое мышление, связную речь.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: Рассматривание и наблюдение за падающим снегом на прогулке, который состоит из отдельных снежинок. Рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание иллюстраций «Зимние забавы», чтение стихов о зиме.

Оборудование: вырезанные снежинки из бумаги; коробка со снегом, игрушка котёнка, картинки с изображением снеговика, санок, лыж, коньков; сюжетная картина «Зимние забавы». Картонный сугроб, изображения объектов, ассоциирующихся с зимой: снежинку, коньки, варежку, санки, снеговика, шубу и прочее,  картинки - схемы свойств снега, явлений зимы, плакат, клеевой карандаш.

Ход организованной образовательной деятельности

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети собираются на ковре, встают в круг.

Дети берутся за руки, смотрят друг на друга с улыбкой.

Ребёнок подходит и засовывает ручки, на ощупь определяет, что там внутри.

Ответы детей: снег.

Дети садятся за столы.

Дети, подойдите ко мне, встаньте в круг.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 Ребята, пришла я сегодня в детский сад, а у меня на столе красивая коробочка. Я не знаю, кто ее принес. А вы не видели? Очень хочется узнать, что там внутри. А давайте попробуем узнать на ощупь, что там.

Кто желает?

 Внутри коробки снег.

 Кто его принес?

Да это же Пушок!

 Что случилось?

Пушок вышел на улицу и его лапки провалились во что – то  холодное и мягкое.

Как вы думаете, что это было?

Он никогда не видел снег, и очень испугался. Набрал в коробку и принёс его нам.

Чтобы Пушок не боялся, давайте расскажем ему про зиму и снег.

Я предлагаю вам пройти в специальную лабораторию и стать юными исследователями снега. Согласны?

Проходите за столы.

Воспитатель открывает коробку и показывает детям. Внутри коробки - снег.

Воспитатель достает игрушку котёнка.

2. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети отвечают: снег похож на покрывало, одеяло, ковёр, шапку.

Дети отвечают: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, блестящий, серебристый, мягкий.

Дети отвечают: из снежинок.

Дети отвечают: снежинка, воздушная, резная, красивая, белая.

Дети отвечают: снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять.

Ответы детей: лёгкая

Ответ детей: снегопад.

Ответы детей: вьюга, метель.

Ответы детей: у-у-у.

Дети отвечают на вопросы.

Дети отвечают на вопросы.

Дети выполняют движения

Хлопают

Топают

наклоны в стороны

кивают головой

шагают

Дети выполняют движения

ходьба друг за другом

Наклоны, имитация скатывания снежных комочков

Выпрямились в стороны

Руки вверх, показывают на нос.

Ходьба на месте.

Дети по картинкам рассказывают, как можно играть зимой.

Дети отвечают.

«Нет, он белый»;

«Нет, они холодные»

«Они стоят голые»

«Оно только светит, но не греет»;

«Нет, река холодная и покрыта льдом».

Ответы детей: превратился в воду, растаял.

Прежде чем приступить к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Таблица «Правила поведения в лаборатории».

Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем о свойствах снега.

А помогут нам в этом схемы.

- Первая картинка (крепится на доску магнитом означает, что в первую очередь мы будем определять ЦВЕТ снега.

Опыт №1. «Определение цвета».

-Рассмотрите снег. Какого цвета снег? (белый)

Отлично. Быстро справились с первым заданием.

- А вот и следующая картинка. Как вы думаете, что она означает? (нужно понюхать). Приступаем.

Опыт №2. «Определение запаха»

Есть ли запах у снега? (нет, или пахнет водой)

- Следующая картинка говорит о том, что мы должны определить, прозрачный снег или нет.

Опыт №3 «Определение прозрачности».

Давайте ложкой насыплем немного снега на картинки (блюдца). Давайте посмотрим, видно картинку (нет). Под снегом картинку не видно. Значит снег – непрозрачный.

Переходим к следующему опыту. Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? - Да пришла пора узнать, какой снег на ощупь. Но сначала, вспомним, какой был на улице (сыпался, сыпучий, рыхлый).

Опыт № 4. «Воздействие температуры».

Ребята, возьмите в ладошку маленькую щепотку снега. Какой снег? (холодный, мокрый, липкий)

Что произошло? Снег тает. А сейчас снег сыплется? Нет, он становится липким. А как вы думаете, почему снег в группе тает, а на улице нет. (В группе тепло, а на улице холодно).

Из него можно лепить. Давайте, слепим колобок - снежный бок .

Замёрзли ладошки? Давайте погреем ручки” - (дети растирают руки, дуют на них).

А чтобы стало ещё теплей, нам с вами нужна «Согревалочка».

Динамическая пауза «Согревалочка»

А на улице мороз, отморозить можно нос,

Отморозить ушки, Щёчки, как ватрушки.

Мы руками хлоп-хлоп, мы ногами топ-топ.

Головою круть - круть, постучали себя в грудь.

Мы руками хлоп-хлоп, мы ногами топ-топ.

Головою круть - круть, постучали себя в грудь.

 Зима каждый год приходит к нам в гости.

Она  укрывает все белым снежным покрывалом.

--Когда много снега падает с неба, как это называется?

А когда снежинки кружатся, ветер их несет, как это называется?

   Зима бывает разная. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать,  когда это бывает.

Игра «Когда это бывает?»

- Когда падает снег?

- Когда строят снежные горки?

- Когда приходит праздник Новый год? 

-Когда замерзают реки?

-Когда можно кататься на санках?

-Когда сугробы по колено?

-Сколько снега намело! Я предлагаю вам прогуляться на лесную полянку и показать Пушку, что ничего страшного в сугробах нет.

Воспитатель: – Как нужно одеваться, чтобы не замёрзнуть? 

– Давайте оденемся и пойдём в лес.

Физкультминутка «Собираемся в лес.

Вот так, вот так, мы надели варежки

Вот так, вот так, мы надели валенки

Вот так, вот так, мы надели шубку

Вот так, вот так, мы надели шапки

Вот так, вот так, мы идем гулять

Мы на улицу выходим, и по снегу ходим, ходим

Снег мы в руки набираем и комочки покатаем

Мы комочки покатали, и они большими стали

Снеговик уже подрос, у него морковкой нос

Снеговик нас подожди, нам домой пора идти .

-Дети, вам нравится играть зимой на улице?

- А в какие игры можно поиграть зимой поможет рассказать этот волшебный сугроб.

Дидактическая игра «Что находится за сугробом»

Молодцы, рассказали Пушку, что зимой можно играть со снегом и это не страшно, а весело.

Предлагаю поиграть.

- Дидактическая игра. «Скажи правильно про зиму»

  • «Снег красный»
  • «Снежинки горячие»
  • «Зимой деревья с листьями»
  • «Зимой солнце согревает»
  • «Зимой в реке можно купаться»
  • «Зимой можно ходить без шапки»
  • «Зимой можно кататься на велосипеде»
  • «Зимой бывает пыльная буря»

Молодцы.

Ребята, пора возвращаться в лабораторию.

Дети, давайте посмотрим, что произошло со снегом в стаканчиках.

Да, снег растаял в теплом помещении. Превратился в воду. Вот какой волшебник снег, может превращаться.

Посмотрите, вода прозрачная или мутная?

А на улице снег казался белым и чистым. Значит снег грязный.

Можно его есть?

Воспитатель достает из коробки бумажные снежинки.

Физкультминутка.

На доске бумажный сугроб, из которого видна часть картинки.

Рассматриваем снег в коробке.

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Ответы детей.

Дети с помощью картинок - знаков рассказывают о свойствах снега.

Дети называют свойства снега и зимние явления.

  • Ответы детей.

.

Дети, о чем мы сегодня говорили на занятии? (о снеге, о зиме).

-Для кого мы рассказывали про снег и зиму?

-Как вы думаете, важно то, что мы рассказали про зиму Пушку?

-Мы помогли Пушку узнать про зиму  много интересного.

Теперь Пушок будет бояться зимы и снега?

Давайте напомним  Пушку, что узнали про снег и зиму.

У нас вот такая снежная картина, мы заполним её картинками про зиму, чтобы Пушок, когда захочет, мог её посмотреть.

А помогут нам картинки.

Подходи, Ярослава, бери картинку и расскажи  про зиму.

Вам понравилось сегодня помогать Пушку?

-Мы ещё много интересного узнаем о зиме в следующий раз.

Воспитатель предлагает картинки с изображением свойств снега и зимних явлений. После рассказа ребёнка картинка приклеивается к плакату.

Список использованной литературы.

1.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая  группа (3-4 года) [Текст]   /О.В.Дыбина. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. -84 с.

2. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.4-е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. -335с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по «Ознакомлению с предметным и социальным окружением» во второй младшей группе Тема: «В гостях у Варвары».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по  «Ознакомлению с предметным и социальным окружением» во второй младшей группеТема: «В гостях у Варвары»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему «Государственные символы России» для детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста.

Цель: Ознакомление детей с государственными символами Российского государства (герб, гимн, флаг), формирование представлений об их значении.Задачи:Обучающие: Активизировать словарь детей фра...

Мультимедийная разработка образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Как звери к зиме готовятся», (младшая группа).

Цель: Закреплять знания детей о диких животных,  о том, где живут и чем питаются зимой. Учить правильно называть диких животных и их детенышей....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Улицы героев ВОВ в городе Бийске»

Конспект  занятия   в средней группеПедагог (ФИО): Медведева Ольга ГеннадьевнаОбразовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художеств...