Конспект занятия по познавательному развитию "Школа юных агрономов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мосолова Татьяна Сергеевна

Конспект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Предполагает наличие предварительной работы. Состоит из двух частей: закрепления теоретических знаний у детей  об овощной культуре-картофеле и  практической части -   посадка картофеля  на огороде. В конспекте подробно описаны игры, задания, опыты и сам процесс  организации трудовой деятельности на огороде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_posadka_kartoshki.docx44.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

в старшей группе «Школа юного агронома»

Цель:  приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру овощных культур, сельскохозяйственной  деятельности.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о труде людей весной в поле и на огороде;
  • закрепить знания об овощной культуре – картофеле,  этапах его роста, особенностях выращивания;
  • научить последовательному выполнению действий, используя  схему  при посадке картофеля.
  • формировать практические навыки  посадки картофеля.

Развивающие задачи:

  • развивать мыслительные способности:  умение обобщать, размышлять,  анализировать;
  • развивать умение работать  подгруппой, в парах;
  • развивать умение пользоваться  простыми инструментами при посадке картофеля;
  • развивать память, монологическую, связную речь;
  • развивать интерес к  познавательно-исследовательской работе  в области растениеводства.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать  трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.

Предварительная работа: беседы, просмотр видео: «Как картофель пришел к нам в дом», «Картофель в жизни людей»,  «Строение картофеля»,  опыты: «Из чего состоит картофель», «Три условия для роста картофеля», «Проращивание  картофеля в различных условиях», «Почему картошка рыхлая?»

Оборудование: доска, иллюстрации  на тему «Весна», корзинка с картофелем разных сортов,  набор картинок  с этапами роста картофеля на каждого ребенка, телевизор, слайд-презентация на тему «Проращивание картофеля», персонаж Антошка, ведро с проросшим картофелем, палочки-мерки, лопаты, грабли, схема с  последовательностью посадки картофеля,  мольберт.

Ход. Дети   заходят в группу, встают  полукругом к мольберту.

Организационный момент.

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся. –

Доброе утро!

Ребята, я очень рада вас видеть. Посмотрите на картинки и скажите, что общего на них изображено.

Ответ. Общее: время года - весна.

Воспитатель. Что происходит весной в природе.

Ответ. Весной тает снег, появляется первая трава, ярко и тепло пригревает солнышко, текут ручьи, просыпаются насекомые и животные, прилетают птицы из теплых краев и т.д.

Воспитатель. Молодцы. Все верно, природа оживает после долгой зимы, а у  людей наступает время тяжелого труда на земле. В народе говорят «весной день весь год кормит» или «кто весной не пролежит, целый год будет сыт». Как вы думаете, что это значит?  

Ответ. Весна - это время, когда нужно  много трудиться, чтобы осенью получить хороший урожай. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений. Если упустишь время – не  получится вырастить хороший урожай, нечего будет есть.

Воспитатель. Люди понимают, что весна год кормит. Они стараются не пропустить не одного денечка: проращивают семена, готовят почву, сеют семена в землю. Ребята, а как называются профессии  людей, которые занимаются выращиванием  овощей, пшеницы, ржи?

Ответ. Овощеводы, агрономы, а  помогают взрыхлить землю  трактористы.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите научиться сажать и выращивать овощи?

Ответ. Да.

Воспитатель. Замечательно. Тогда я предлагаю вам пройти школу «Юного агронома», где  вы сможете  проявить свои  знания, смекалку, а также узнать много нового и самое главное-сегодня вы научитесь сажать очень вкусный, полезный, известный как «второй хлеб на столе» овощ.  Все, кто будет стараться, внимательно слушать, отвечать  на вопросы, трудиться, получат награду. Ну что, вы согласны?

    А что это за овощ, о котором мы будем сегодня говорить и сажать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Наверху ботва бушует,  
А под ней клад из клубней,  
Вскоре я их извлеку,  
С маслицем пюре сварю!
Ответ. Это овощ-картошка.C:\Users\tatya\Downloads\image001.jpg

Или: ребус

Воспитатель. Правильно, конечно же, это картофель. (Снимает салфетку  с картофелем разных цветов).   А давайте поиграем  с картофелиной. Мы будем передавать ее по кругу. Каждый из вас должен поделиться своими знаниями об этом овоще.

Дидактическая игра «Что я знаю о картошке»

Ответы. Картофель может быть круглым и овальным, красным, желтым, фиолетовым, разных сортов, крупным, мелким, шероховатым, гладким, из него можно приготовить вкусные блюда,  он растет в огороде и в поле, его садят в землю, картошкой можно лечиться, картошка рассыпчатая,  в ней  есть крахмал, картофель завез в Россию царь Петр 1, из картошки можно сделать штампики для рисования, поделки и т.д.

Воспитатель. Молодцы, ребята, как вы замечательно  справились с  заданием. А знаете ли вы, какой путь должен пройти картофель,  прежде чем он окажется на нашем столе?

Ответы. Да.

Воспитатель. Давайте это мы сейчас и проверим. На столах лежат конвертики с картинками. Вам нужно взять их и  разложить  последовательно, слева направо от начала посадки клубня  до созревшего растения. (Один ребенок выполняет на доске, остальные за столами с последующим объяснением последовательности этапов роста растения).

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Воспитатель. Все  верно. Для того чтобы  осенью растение дало нам богатый урожай, оно должно пройти несколько этапов роста. А начинается все с клубня картофеля или его части. Ребята, мы с вами уже рассматривали картофель и даже наблюдали  за его глазками, за тем как он прорастает.  Кто расскажет нам об опыте  с проращиванием картофеля.

Рассказ ребенка об опыте по проращиванию картофеля

(фото опыта на экране телевизора)

Ребенок. Для проращивания картофеля мы подготовили клубни среднего размера. Чтобы узнать, в каких условиях картофель прорастет быстрее, один клубень положили в холодильник - в холодное и темное место,  один  оставили в сухом светлом теплом месте, один положили в воду на несколько дней. И  поняли, что ростки быстрее и лучше прорастают на свету в теплом месте.

Воспитатель. Молодец.  Проращивать картофель нужно обязательно перед посадкой, чтобы  понять,  пригоден ли он для выращивания, а также это позволит вырастить крепкое здоровое растение, которое даст хороший урожай. 

    (Звучит музыка). Ребята, вы слышите, кто-то к нам идет. Вы догадались кто это? (Заходит  Антошка с ведром  с проросшей картошкой).

Антошка. Здравствуйте, ребята, взрослые.  Это школа юных агрономов? Я не ошибся?

Воспитатель. Здравствуй, Антошка. Да,  все верно. А что случилось?

Антошка.  Мне срочно нужна ваша помощь. Я пообещал своей старенькой бабушке посадить картошку в огороде, а  как это делается, не знаю. Я   картошечку  очень люблю. Помогите мне ребята.

Воспитатель. Ребята, поможем Антошке? Но сначала  немного разомнемся.

Динамическая пауза «Огородники»

Мы лопатки взяли (движения, изображающие носку лопаты на плече)

Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два -
Вот как раскопали (движения в соответствии с текстом)

Грабли в руки взяли
Грядки причесали.
Раз-два, раз-два -
Вот как причесали.
Семена рядами
В землю мы сажали.
Раз-два, раз-два -
Вот как мы сажали (движения в соответствии с текстом)

Мы водой прохладной
Грядки поливали.
Раз-два, раз-два -
Вот как поливали (изображать полив грядок из лейки)

Урожай богатый
Дружно собирали.
Раз-два, раз-два -
Вот как собирали (наклоны)

Танцы и песни
Сами затевали
Раз-два, раз-два -
Вот как затевали (хлопки в ладоши).

Воспитатель. Антошка, мы видим, что ты приготовил картошку.  Но для того, чтобы ее посадить,  нам нужны будут инструменты.

Антошка.  У меня есть один инструмент, может пригодиться? (Достает ложку).

Воспитатель. Ну что ты, Антошка. Ложка нужна, чтобы есть. А для посадки  картофеля нужны совсем другие инструменты. 

Антошка. Какие? И для чего они нужны?

Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе все покажем и расскажем.  А поможет нам в этом схема. Она пригодится нам  на огороде.  

Рассказ последовательности посадки картофеля на огороде

1.Сначала  нужно выкопать лопаткой бороздку, а палочкой-меркой измерить ее  ширину и   глубину.  Ширину желтой стороной, а глубину - красной.

2. Затем положить  в неё картошку ростками вверх. Близко  друг к другу картошку класть нельзя, нужно ее класть на расстоянии мерной палочки.

5. Закопать лопаткой картофель и разровнять землю граблями.

Воспитатель. Поливать картошку несколько дней не нужно.

     Ну, что  Антошка, теперь ты понял, какие понадобятся нам инструменты? 

Антошка. Понял. Это  палочка-мерка, лопата и грабли.

Воспитатель. Эти инструменты мы уже приготовили.  Теперь самое время сажать картошку. Я приглашаю всех в огород. (Дети надевают фартуки  и нарукавники).

Работа на огороде.

Воспитатель. (Размещает схему на мольберт). Ребята, Антошка, что мы сначала должны сделать?

Ответ. Выкопать канавку. ( Место для вскапывания обозначено веревочкой)

Воспитатель.  Каким инструментом начнем работать?

Ответ. Палочкой  измерим ширину, а потом лопаткой будем  копать землю.

Воспитатель. Будем работать в парах. Сава с Соней, Дима с Есенией. Мальчики берите лопатки, а девочки мерные палочки. Проходите и приступайте к работе.

Антошка. А можно я ребятам помогать буду.

Воспитатель. Конечно, помогай. Учись.

(Девочки намечают ширину борозды, мальчики копают землю, девочки  измеряют   глубину.  Воспитатель чередует   детей в парах).

Воспитатель.  Ребята, Антошка, борозды готовы, время класть картошку. Как мы ее будем укладывать?

 Ответ. Мы ее будем класть на расстоянии  палочки, ростками вверх, чтобы они тянулись к верху. (Дети по очереди кладут картошку и измеряют расстояние).

Воспитатель. Картошка на месте. Что осталось сделать?

Ответ. Закопать картошку и разровнять землю граблями. (Выполняют)

Воспитатель. Ребята, Антошка, какие вы молодцы. Хорошо потрудились. А чтобы знать, что здесь посажено  мы установим палочку с изображением картофеля. (Ставят).

Воспитатель. Ребята,  наше занятие в школе  «Юного агронома» подошло к к концу. Скажите, чем сегодня мы занимались в школе «Юного агронома»?  Чему научились?  Что узнали нового?  Как вы думаете, посадить картофель это достаточно для того, чтобы собрать богатый урожай осенью? Что еще нужно для этого?

Воспитатель. Ребята, а вы будете ухаживать за картофелем?

Ответ. Будем.

Воспитатель. Молодцы, я рада, что у нас в детском саду растут  такие трудолюбивые, дружные и отзывчивые ребята, которые сами учатся и другим помогают.

Антошка. Спасибо вам ребята. Благодаря вам я  теперь знаю, как правильно сажать картошку. И в благодарность я хочу подарить вам эти раскраски. Или

И в благодарность я хочу угостить вас пирожками с картошкой, которые испекла моя бабушка.  Или  Я приглашаю вас на игру «Огородник».

(Дети заходят в детский сад, моют руки и садятся за накрытый стол с пирожками. Чаепитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательный проект "Юный патриот"

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольног...

ОО «Познавательное развитие» «Юные волшебники»

Конспект разработан с учетом примерной общеобразовательной  программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой...

Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Юные агрономы»

Актуальность проекта   Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное д...

Проект "Юные агрономы" средняя группа.

Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и р...

Книга юного агронома по выращиванию "Лука-порея".

В книге юного агронома по выращиванию "Лука-порея" вы найдёте:История происхождения лукаБотаническое описание  лука-порейСорта лука- порейМетоды ухода за луком – порей  и осо...

Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность «Юные агрономы-исследователи»

Доклад Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность   «Юные агрономы-исследователи»  ...