Ознакомление с окружающим
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анастасия Сергеевна Трусова

Цель: сформировать экологическую культуру детей.

Задачи:

- Продолжать формировать представление о зимующих и перелетных птицах, их характерных особенностях и общих признаках;

- Устанавливать связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме;

- Развивать внимание, мышление, память, учить анализировать, содействовать в умении делать простейшие выводы;

- Закреплять умение составлять объемные фигуры птиц по схемам конструктора;

- Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;

- Прививать любовь к природе и воспитывать бережное к ней отношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_starshaya_gruppa.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад комбинированного вида №14 “Березка”

(МБДОУ “Детский сад №14 “Березка”

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы»

 ознакомление с миром природы

Подготовила: Трусова А.С.

Ханты-Мансийск

2023

Цель: сформировать экологическую культуру детей.

Задачи:

- Продолжать формировать представление о зимующих и перелетных птицах, их характерных особенностях и общих признаках;

- Устанавливать связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме;

- Развивать внимание, мышление, память, учить анализировать, содействовать в умении делать простейшие выводы;

- Закреплять умение составлять объемные фигуры птиц по схемам конструктора;

- Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;

- Прививать любовь к природе и воспитывать бережное к ней отношение.

Материалы: Экологический знак «Поможем птицам зимой», карта зимующих и перелетных птиц, фломастеры, конверты с заданиями, дидактическая игра «Сложи птицу», схемы- модели существенных признаков живых организмов, маховое перо птицы, пуховое перо птицы, лупа, пинцет, замок – «молния», кормушка, баночки с кормом, конструктор, схема объемного моделирования «Птица».

Ход занятия


Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли удивительные гости, это юные экологи из нашего детского сада. Они – защитники природы. Давайте их поприветствуем.

В форме входят дети-экологи. Ребята их приветствуют.

Юный эколог: Мы любим природу и бережем.
В обиду ее никому не даем.

Юный эколог: К охране природы мы всех призываем

Живет пусть планета без бед и печалей


Юный эколог: Демонстрирует экознак «Поможем птицам зимой»

Мы вам экознак посмотреть предлагаем,

В нем птицы холодной зимой погибают,

Чем можем помочь мы пернатым друзьям,

Скорее ребята, ответ дайте нам.

Дети предлагают свои варианты помощи зимующим птицам.

Ответы детей: Сделать и развесить кормушки, покормить кормом, которым питаются зимующие птицы.

Юные экологи: Молодцы, ребята!

А в подарок мы вам оставляем карту и конверт с заданиями, чтобы вы получше узнали мир птиц.

Экологи уходят.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какая необыкновенная карта. (Дети рассматривают карту с изображениями зимующих и перелетных птиц). И очень сложное задание, экологи предлагают построить нам маршруты птиц к своим домикам.
Кто может ответить, по какому признаку можно разделить этих птиц?

Ответы детей: Зимующие и перелетные.

Воспитатель: Как вы думаете, к домику с каким опознавательным знаком полетят зимующие птицы?

Ответы детей: К домику с изображением снежинки.

Воспитатель: а какое время года она может обозначать?

Ответы детей: Зиму.

Воспитатель: а перелетные полетят к домику с каким опознавательным знаком? Ответы детей: К домику с солнышком.

Воспитатель: а какое время года оно означает?

Ответы детей: Весну.

Воспитатель: а кто хотел помочь бы птицам и проложить правильные маршруты? Желающие дети на карте соединяют всех зимующих птиц синей линией и заканчивают у домика со снежинкой, а перелетных – зеленой линией, у домика с солнышком.

Воспитатель: Маршрут проложен правильно.

Экологи могут вами гордится, но в следующем задании они просили вас назвать всех птиц, которые вы объединили в группы.

1 группа - это зимующие птицы, кто может вспомнить их названия?

Желающий ребенок называет и одновременно показывает их на карте: синица, дятел, сорока, ворона, голубь, галка, воробьи, снегири.

2 группа – перелетные – это грачи, ласточки, журавли, лебеди, утки, кукушки, соловьи, скворцы.

Воспитатель: Наши гости приготовили для вас новое задание. Угадать, какую птичку они вчера видели. Ее изображение в конверте. Я думаю, это легкое задание, и мы быстро его выполним.

(Открывает конверт и достает элементы птицы – «разрезные картинки»)

Ой, тут нет целой картинки, а только отдельные детали. Кто хочет попробовать сложить целую картинку?

Дидактическая игра «Сложи птицу».

Воспитатель: Вы узнали эту зимующую птицу?

Дети: Да! Это – дятел!

Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам немного размяться. И превращу вас в стайку птичек. «Вокруг себя повернитесь в зимующих птичек превратитесь»

Физкультминутка

Сели на кормушку птицы

Галки, воробьи, синицы

(приседают)

Дружно зернышки клевали

(наклоняются, «клюют»)

И довольно ворковали

(«воркуют»)

Почесали клювом грудку (встали, наклоны головой влево –вправо)

И попрыгали минутку (прыгают)

Распахнули два крыла (руки в стороны)

Им в полет уже пора. (летят)

Воспитатель: Ребята, еще одно интересное задание придумали для нас экологи. В этом конверте карточки со схемами – моделями различных групп живых организмов: зверей, рыб, насекомых, птиц.

А вы могли бы найти среди всех схем только те, которые отражают существенные признаки, характерные для птиц.

Дети отбирают необходимые схемы – модели: птицы покрыты перьями, у них есть два крыла и две ноги, клюв, появляются из яиц.

Воспитатель: Вы правильно справились с этим заданием и определили, что тело птиц покрыто перьями. Для чего они птицам?

Ответы детей: Перья помогают птицам летать. Они служат легкой и прочной «одеждой».

Воспитатель: а хотите узнать, как устроено птичье перо?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Тогда давайте проведем интересный опыт.

Опытно-экспериментальная деятельность

«Как устроены перья у птиц?»

(Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась. (Перо легкое, так как внутри стержня пустота) Воспитатель предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птицы машут крыльями. (Перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность.) Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздах пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера).

Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера. (Пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру.) Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела). Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам еще раз взглянуть на экологический знак. К чему он нас призывает?

Ответы детей: Подкармливать птиц, помогать нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Воспитатель: Сегодня я принесла для этого кормушку, но я не знаю, что мне в нее положить, что любят есть наши зимующие птицы. Я принесла из дома все что у меня было, но не уверенна, что все это понравится птицам. Помогите, пожалуйста, мне.

Дидактическая игра «Покорми птиц»

(Из предложенных продуктов дети выбирают баночки с зернышками, семенами, семечками, плодами ягод, семенами трав и шишек, хлебными крошками и насыпают их в кормушку.)

Воспитатель: Ну вот и готова наша кормушка к подкормке птиц, но где же птицы? А вы смогли бы сконструировать птиц, которые прилетят к нам на кормушку?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю их сконструировать из конструктора.

Дети конструируют из конструктора птиц по предложенным схемам.

Воспитатель: Какие удивительные птички у вас получились. Давайте скорее посадим их в нашу кормушку (Дети рассаживают своих птиц в кормушку)

Воспитатель: Подкрепитесь, наши крылатые друзья!

Воспитатель: Вот и закончилась наша встреча с зимующими птицами. Вспомните, пожалуйста, что нового и интересного вы сегодня узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Я очень надеюсь, что с вашей помощью птицы нашего края хорошо перезимуют и радостно встретят весну и вернувшихся к нам перелетных птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление родителей с проектной деятельностью по ознакомлению с окружающим

Данная система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира,  раскрыть его индивидуальные и творческие способнос...

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель  Быченко  Наталья Викторов...