Экологическое воспитание дошкольников
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Экологическое воспитание через эксперементирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_cherez_eksperimentirovanie.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Экологическое воспитание дошкольников через экспериментирование.
Автор проекта: Цимерман Виктория Николаевна.
Место работы: ДОУ ЦРР - детский сад №107 «Кораблик.»,
Вид проекта: долгосрочный, исследовательский.
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы «Звездочки», родители.
Актуальность проекта.
Детское экспериментирование - это познание ребёнком окружающего мира. Повышая экологическое сознание ребенка, мы развиваем его интерес к природе.
Занятия по экспериментированию создают условия для общения ребенка с природой, для его самостоятельной, посильной и осознанной деятельности в ней.
Создав развивающую экспериментальную среду экологического направления в детском саду, мы помогаем дошкольникам самостоятельно познавать окружающий мир, выявлять различные связи, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы, практически экспериментировать с ними. Ребёнок ближе знакомиться с изучаемыми объектами природы, экспериментирует, делает выводы, анализирует, учиться уважительно, с пониманием и бережно относиться к ним.
Проблема:
Дети в наше время всё больше времени проводят за компьютерными играми и у телевизоров, и меньше - на природе, имеют низкий уровень знаний о ней. Они восхищаются, видя красивый цветок, бабочку или удивительной формы листок на дереве, в то же время могут бездумно раздавить червяка, муравья, поймать и спрятать в спичечный коробок бабочку, сорвать листья на дереве или кустарнике и бросить тут же, не задумываясь о том, что всё это живое, всё растёт и дышит.
Родители не всегда обращают внимание на раздавленного ребёнком червяка или замученную бабочку, считая это ерундой; не соблюдают правила поведения на природе, т.к. сами имеют недостаточные знания об экологии.
Взаимодействие ребёнка с природой чрезвычайно актуальная проблема
и начинать эту работу необходимо с ранних лет. Именно в этот период ребёнок более открыт ко всему новому и интересному, более отзывчив и добрее. В этом возрасте легче закладывается позитивное отношение к природе.
В нашем детском саду мы применяем много эффективных методов экологического воспитания детей. Одним из них является метод экспериментирования. В процессе эксперимента у детей развивается и обогащается память и речь, активизируются исследовательские способности, формируется собственный опыт.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно-образное мышление. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на все его вопросы.
Для того чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью, в группе создана детская мини - лаборатория, оснащённая необходимым оборудованием для опытов и экспериментов. В нее помещена картотека опытов, конспектов НОД, наглядный материал. При помощи оборудования, хранящегося в лаборатории, дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами, камнями.
Цель: формирование экологической культуры воспитания старших дошкольников, через экспериментальную деятельность.
Задачи:
- расширять представление детей о различных свойствах природных материалов, о возможности действовать с ними;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи;
- воспитывать гуманное, бережное, эмоционально - положительное отношения к природе.
Методы проведения проекта: наглядные, словесные, практические, игровые.
Результат:
У детей выработались навыки экологически грамотного и безопасного использования природных материалов, знания об их свойствах. Научились самостоятельно находить ответы на собственные вопросы путём экспериментирования с предметами.
У детей накоплен собственный познавательный опыт общения с природой, сформировалось понимание неразрывной связи человека с природой.
У дошкольников развивалась память, активизировались мыслительные процессы, так как постоянно возникала необходимость совершать различные операции, в процессе экспериментирования, развивалась речь, так как необходимо было сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Родители заинтересовались организацией проекта и в течение года были активны, помогали в организации и проведении различных экологических мероприятий, приобретали оборудование для экспериментов.
Повысился уровень знаний у родителей об экологическом воспитании детей.
Родители с большим желанием участвовали в совместных мероприятиях по облагораживанию и озеленению территории детского сада.
- Цикл непосредственно образовательной деятельности .
Непосредственно образовательная деятельность:
1.Опыты по изучению свойств воды.
Расширить представления о свойствах воды (прозрачная; нет запаха; нет вкуса; жидкая и текучая; растворяет некоторые вещества; не имеет формы; бывает разной температуры; может испаряться; имеет способность удерживать некоторые предметы на поверхности).
Дать понятие, что лёд - это тоже вода, только твёрдая; он легче воды.
Показать, как вода превращается в иней.
Познакомить с агрегатным состоянием воды - паром;
Доказать, что вода необходима для роста и жизни растений.
Познакомить с разными способами очистки воды.
2. Опыты по изучению свойств воздуха.
Расширить представления о свойствах воды (обладает силой; есть в некоторых предметах, так же внутри человека; легче воды; при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой; не имеет запаха, но способен его передавать).
Познакомить с понятием -давление воздуха.
3.Опыты по изучению свойств песка, глины, почвы.
Расширить представления о свойствах песка (сухой - сыпучий, мокрый - держит форму; может двигаться);
глины (обладает связывающим свойством).
Установить и изучить состав почвы.
4 Обобщить знания о свойствах бумаги (мнётся, гнётся, рвётся, намокает, горит, склеивается, режется); из чего делают; где применяют; почему нужно рационально её использовать.
5.Опыты по изучению свойствами камней (бывают разной формы, твёрдые, тяжелее воды, мокрый камень темнее сухого).
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах камней.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Помогать устанавливать причинно - следственные связи на основе элементарных опытов.
Учить соблюдать правила безопасности при работе с оборудованием.
Воспитывать у детей умение планировать свою деятельность, делать выводы.
2. Прохождение экологической тропы в детском саду.
Проведение комплексных занятий, на которых закрепляется материал, проходит знакомство с природными объектами, проводятся игры, исследовательская работа.
Обобщать и дополнять у детей представления о состоянии объектов на экологической тропе, через познавательно - экспериментальную деятельность. Развивать любознательность и активность. Поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение к природе.
Проведение сезонных наблюдений; опытов и экспериментов.
3.Прогулки.
Поддерживать стремление детей к экспериментированию на прогулке.
Создавать условия для исследовательской деятельности.
Развивать любознательность, желание экспериментировать. Воспитывать инициативность, сообразительность, самостоятельность.
Посадка, уход и наблюдение за растениями.
4. Уголки в группе (опытно - экспериментальный и экологический).
Развивать познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие.
Формировать навыки самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Воспитывать бережное отношение к оборудованию для опытов и экспериментов.
5.Работа с родителями
Наглядная агитация родителей (консультации, беседы, стенды, папки - передвижки по использованию экспериментирования в экологическом воспитании дошкольников).
Родительское собрание: «Экологическое воспитание дошкольников через экспериментирование».
Участие в акциях: «Ёлочка - ёлочка зелёная иголочка», «Кормушки для птиц».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...