проектная деятельность
проект по окружающему миру (младшая группа)

Экологический практико-ориентированный проект

«Эколята - дошколята»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_ekolyata_doshkolyata.docx208.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

«Кваркенский детский сад Колосок»

Экологический практико-ориентированный проект

«Эколята - дошколята»

hello_html_m365ee47e.jpg

2019г.

1. Паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема проекта

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята»

Сроки реализации проекта

1 год

Автор проекта

Заместитель заведующего по ВМР  

Участники проекта

Дети всех возрастных групп, педагоги, родители

Особенности проекта

Социально-познавательный, долгосрочный

Актуальность  и социальная значимость проекта

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

  Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Анализ ситуации

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Проект «Эколята–дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Проект является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

Постановка проблемы

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.  Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя.  Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Аннотация проекта

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в МАДОУ Кваркенский детский сад с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

На торжественной церемонии воспитанника ДОУ принимают в «Эколята – дошколята». Ребенок будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций.

Цель проекта

Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.

Задачи проекта

  • дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
  • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приемов, способных сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне - ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Принципы, лежащие в основе проекта

- реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости;

- интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания;

- создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска;

- наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения;

- создание условий для практического экспериментирования с разными материалами;

- простота и доступность изучаемого материала;

- поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

- добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении проблемного вопроса и темы;

- безопасность в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса;

- наличие осознанного подхода при организации совместной деятельности со стороны воспитателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка

- принцип системности и наглядности

- принцип доступности изучаемого материала

- эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий

- проблемно – исследовательский характер заданий

- вариативно – дифференцированное содержание заданий

- опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения

- привлекательность, занимательность и образность содержания заданий

- психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации занятий

- принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений  

- принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к природе родного города,  к природе Отечества, природоохранная деятельность

- принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности

- принцип наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе экологического материала.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный.

  • внедрение в проект образы сказочных героев
  • изучение и создание информационной базы, подбор материала по проекту

II этап - основной

  • совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей
  • включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам
  • активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению единства человека и природы

III этап - заключительный

  • подведение итогов деятельности в рамках проекта
  • результаты мониторинга по экологическому воспитанию
  • создание фотовыставки в рамках проекта.

Ресурсы проекта

Информационно-техническое:

- мультимедийный проектор,

- ноутбук,

- компьютер,

- фотоаппарат,

- видеокамера.

Информационное обеспечение:

- интернет,

- учебное пособие «Азбука Природолюбия»;

- тематические книги;

- хрестоматии;

- альбомы и тетради для раскрашивания;

- дидактический материал: схемы, таблицы, дид. игры по краеведению;

 - наглядные, дидактические и раздаточные материалы;

- художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

- семейные фотографии общения с природой,

- тематические альбомы и фотоальбомы,

- энциклопедические и справочные издания;

- аудио и видеоносители информации;

- настольные, напольные, компьютерные и другие игры,

- элементы мультипликации;

- художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Предполагаемые результаты:

- повышение общей культуры ребенка;

- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

-  формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

- развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Продукт деятельности детей:

- Рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям;

-  Модели и схемы,

- Творческие работы

    Продукт деятельности педагогов:

 - Разработка и оформление проекта;

 - Разработка конспектов ООД по тематике проекта

 - Презентация итогов проекта

 - Консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.)

- Тематические стенды и выставки,

- Сценарии и конспекты  музыкальных, спортивных,  тематических мероприятий.

Перспективы распространения

Использование  данного педагогического проекта в работе дошкольных образовательных учреждений

2. Этапы работы над проектом.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1 этап - подготовительный

Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и разбивка на веер задач. Поиск информации, подготовка стендов, уголков, наглядного материала

Предварительная работа с детьми, беседы, чтение худ. литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику.

январь

Все педагоги

Организация предметно-развивающей среды группы в рамках реализации проекта;

январь

Все педагоги

Поиск информации по проекту: логотип, гимн, клятва, создание грамот для посвящения в «Эколята-дошколята», костюмов эколят.

январь

Творческая группа

Создание стендов (уголков) «Эколята – дошколята» с возможностью использования элементов стенда для проведения занятий с детьми.

январь

Все педагоги

Создание странички «Проект «Эколята-дошколята» на сайте ДОУ

январь

Зам. зав. по ВМР

2 этап - основной

Развлекательное мероприятие «Посвящение в Эколята». Проведение акции принятия детей в «Эколята – дошколята».

февраль

Творческая группа

Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»

февраль

Все педагоги

Педагогический совет «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников)

март

Зам. зав. по ВМР

Всемирный День Земли (проведение в ДОУ  уроков Природолюбия)

март

Все педагоги

Неделя «Эколята знают все!» (беседы, игры, викторины, ООД, наблюдения) «Умница всему научит!»

апрель

Все педагоги

Методическая разработка «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» (экологические ширмы)

апрель

Все педагоги

Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь ненужным вещам»

апрель

Все педагоги

Неделя экологических опытов и экспериментов «Шалун исследователь»

май

Все педагоги

Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо – просит нас Умница!» (оригинальные фотографии природы родного края)

май

Творческая группа

Тематическая неделя на тему «Вода и жизнь» к Международному Дню очистки водоёмов»:

июнь

Все педагоги

Тематическая неделя на тему «Цветы – улыбка природы» – акция «Летние цветы – улыбка природы»

июль

Все педагоги

Тематическая неделя «Путешествие Эколят» (тематические дни «Эколята и мир растений», «Эколята и мир животных», «Эколята и водный мир», «Эколята защищают чистоту водуха»)

август

Все педагоги

Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят»

сентябрь

Все педагоги

Проведение тематических «Уроков Природолюбия» с «Эколятами» – друзьями и защитниками природы

сентябрь

Все педагоги

Игра – викторина старший дошкольный возраст «Берегите нашу планету от мусора»

октябрь

Творческая группа

Конкурс «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями

октябрь

Все педагоги

Создание  тематического музея «Эколята» (различные поделки, рисунки и композиции с «Эколятами»).

ноябрь

Творческая группа

Цикл занятий «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» с участием детей и родителей.

ноябрь

Все педагоги

Неделя экологических  игр «Елочка и Тихоня очень любят поиграть»

декабрь

Все педагоги

Трансляция отчётных  фотоматериалов на сайте, от проведённых мероприятий, и консультативного материала для родителей, по тематике Проекта.

весь период

Творческая группа

Работа по индивидуальным планам педагогов в рамках реализации мероприятий, посвященных Году экологии в России

весь период

Все педагоги

3 этап – заключительный

Подведение итогов проекта «Эколята-дошколята»

декабрь

Все педагоги

Праздник «Эколята-дошколята – друзья природы»

декабрь

Все педагоги

Презентация проекта «Эколята-дошколята-2017»

декабрь

Все педагоги

3. Работа с родителями

Участие в акциях

Название акции

Срок проведения

«Эколята-дошколята»

Январь-февраль

«Наши пушистые друзья»

Март-апрель

«Чистый город»

Апрель-май

«Береги воду»

Июнь

«Цветы – улыбка природы»

Июль

«Береги природу»

Август-сентябрь

«Накорми птиц»

Октябрь-ноябрь

«Спаси елку»

Декабрь

        Участие в совместных мероприятиях, развлечениях, конкурсах рисунков, фотовыставках.

C:\Users\1\Desktop\ЭКОЛЯТА!\maxresdefault.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...