ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса уголков эксперементирования «Лаборатория почемучек»
методическая разработка по окружающему миру

Инна Игоревна Радченко

Настоящее Положение определяет порядок проведения смотра-конкурса познавательно-исследовательских уголков «Лаборатория почемучек» (далее – Конкурс) в МКДОУ «Глушковский детский сад №2 «Радуга». 

Конкурс проводится в соответствии с годовым планом работы ДОУ среди всех возрастных групп ДОУ. Участие в Конкурсе является обязательным, так как функционирование уголков познавательно-исследовательской деятельности в целях организации детского экспериментирования - это необходимое условие развития познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении смотра-конкурса уголков эксперементирования «Лаборатория почемучек»

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения смотра-конкурса познавательно-исследовательских уголков «Лаборатория почемучек» (далее – Конкурс) в МКДОУ «Глушковский детский сад №2 «Радуга».

1.2. Конкурс проводится в соответствии с годовым планом работы ДОУ среди всех возрастных групп ДОУ. Участие в Конкурсе является обязательным, так как функционирование уголков познавательно-исследовательской деятельности в целях организации детского экспериментирования - это необходимое условие развития познавательно-исследовательской деятельности.

1.3. В Конкурсе принимают участие педагоги, дети и родители воспитанников.

2. Цели и задачи

2.1. Создание условий для всестороннего развития познавательной активности детей, для развития у детей первичных естественнонаучных представлений, навыков обследования предметов и материалов, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций.

2.2. Представление и распространение педагогического опыта по организации познавательно-исследовательской деятельности.

2.3. Развитие взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования.

2.4. Активизация творческой деятельности педагогов, выявление и поощрение талантливых участников Конкурса.

3. Условия конкурса

3.1. Смотру-конкурсу подлежат организованные уголки познавательно-исследовательской деятельности, оснащенные необходимыми материалами и оборудованием.  

3.2. Конкурс проводится с 01 ноября по 24 ноября 2023 г.

4. Критерии оценки:

4.1. Наличие символа «Лаборатории почемучек».

4.2. Аккуратность и эстетичность, проявление творчества в оформлении.

4.3. Оформление и содержание в соответствии с возрастом детей.

4.4. Соблюдение принципов безопасности, здоровьесберегающих требований (достаточная освещенность, санитарное состояние оборудования и пособий, создание условия для соблюдения правил безопасности при организации опытов и экспериментов).

4.5. Наличие наглядных материалов по категориям:

- Наличие познавательной литературы, тематические альбомы в картинках;

- Наличие обучающих игр по экологии;

- Наличие наглядного материала;

- Наличие природного материала (эстетика оформления);

- Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты);

- Наличие инструментов для экспериментальной деятельности;

- Компонент стимулирующий.

4.6. Оснащенность уголка авторскими пособиями.

4.7. Доступность уголка для детей, возможность использования ими материалов и оборудования в самостоятельной деятельности.

4.8. Наличие материалов для консультирования родителей по вопросам организации детского экспериментирования.

4.9. Презентация уголка (представление, демонстрация, разъяснение).

5. Подведение итогов, награждение

5.1. Итоги конкурса подводит жюри, в состав которого входят:

5.2. Победители Конкурса определяются согласно оценочным листам по 5-ти балльной системе

5.3. Победители Конкурса (1, 2, и 3 место) награждаются Грамотами.

Приложение № 1

Примерный перечень материалов и оборудования Уголка познавательно-исследовательской деятельности «Лаборатория почемучек»  в разных возрастных группах.

 младшая группа

Категории

Наличие познавательной литературы, тематические альбомы

Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, ракушки (крупных размеров), коллекции "Ткани", "Бумага", коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени)

Наличие обучающих игр по экологии

Наличие наглядного материала:

■        наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты

■        картины, альбомы, загадки, энциклопедии

■        серии из 4 картинок: части суток

■        серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей)

Наличие природного материала (эстетика оформления)

глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья, веревки, шнурки, тесьма, нитки, вата, синтепон, катушки деревянные, киндер –сюрпризы, прищепки разноцветные, семена бобов, фасоли, гороха и т. п

Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)

Наличие инструментов для экспериментальной деятельности:

  • набор для экспериментирования с водой: фартуки, стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания - черпачки, сачки, воронки, трубочки, соломинки. Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде, материалы для игр с мыльной пеной

■        набор для экспериментирования с песком: фартуки, стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия - совочки, лопатки, поролоновые губки, щетки

  • предметы для игр с тенями
  • сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.
  • зеркала, стекла разного цвета, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком"
  • пищевые красители-пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.), мыльные пузыри
  • лупы
  • «Погремушки»,  «Звонкие  бутылочки»  (коробочки,  баночки  с  разными наполнителями), "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

Компонент стимулирующий

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

-  персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средняя группа

Категории

Наличие познавательной литературы, тематические альбомы

коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", «Подарки» (зимы, весны, осени),
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

Наличие обучающих игр по экологии

Наличие наглядного материала:

■        наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения,

■        картины, альбомы, загадки, энциклопедии

■        серии из 4 картинок: части суток

■        серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей)

Наличие природного материала (эстетика оформления)

глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья, сыпучие продукты (сахар, соль, красители-пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.), мыло, семена бобов, фасоли, гороха)

бросовый материал:  веревки,  шнурки,  тесьма, нитки,  вата,  синтепон, катушки деревянные, прищепки, пробки

Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)

Наличие инструментов для экспериментальной деятельности:

  • набор для экспериментирования с водой: фартуки, стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5-6) различной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки, мерные стаканчики, поролоновые губки, предметы из разных материалов (тонет – не тонет), черпачки, сачки, воронки,  набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде, формочки разных размеров для замораживания воды

■        набор для экспериментирования с песком: фартуки, стол-песочница, емкости разного размера и формы (4-5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций, щеточка и совок для подметания.

материалы для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри

предметы для игр с тенями

зеркала, стекла разного цвета, фонарики

лупы

Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.

"ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для  игр  с  "солнечным  зайчиком",  контейнеры  из  "киндер-сюрпризов"  с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами и т.д.)

прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, предметы из разных материалов, виды бумаги

Компонент стимулирующий

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  среднего возраста.

-  персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

Старшая группа

Категории

Наличие познавательной литературы

  • серии картин с изображением природных сообществ
  • атласы, энциклопедическая литература
  • тематические альбомы
  • коллекции «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», «Камни», «Ракушки»
  • материалы по сезону, макеты.
  • мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:",  "Изделия из камня" и т.д.
  • Литература по окружающему миру, иллюстрированные альбомы, валеологические игры и пособия

Наличие обучающих игр по экологии

Наличие наглядного материала:

  • наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов
  • картины, альбомы, загадки, энциклопедии
  • серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)

Наличие календаря природы, соответствие возрасту

  • набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность – облачность)

Наличие природного материала, коллекция семян и плодов (эстетика оформления)

камни, ракушки, опилки, спилы и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов глина, деревяшки, шишки, плоды, перья, кора, листья сыпучие продукты (сахар, соль, манка, пшено, пищевые красители, мыло) и др.

Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)

  • Пооперационные карты, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
  • дневник наблюдений
  • приготовления простейших блюд (доска, безопасный нож)

Наличие инструментов для экспериментальной деятельности:

  • материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина";
  • клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
  • набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов, воронки, трубочки, соломинки, формочки разных размеров для замораживания воды, , воронки, мерные стаканчики, мелкие игрушки из разных материалов и бросовый материал для плавания, поролоновые губки
  • набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов, весы, щеточка и совок для подметания, сито
  • утилизированный  материал:  проволока,  кусочки  кожи,  меха,  ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора, магниты, молоточек, доска для забивания и т. д.
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
  • медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, одноразовые шприцы без игл, колбы, шпатели, вата, марля
  • материалы для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри
  • предметы для игр с тенями
  • сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.
  • приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, термометры, бинокли, лампы, глобус, микроскопы, лупы, фонарики, зеркальца, прозрачные и цветные стёкла, юла, волчок, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, половинки мыльниц, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, свечи и др.
  1. Компонент стимулирующий

- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

-  персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Подготовительная группа

Категории

Наличие познавательной литературы

  • серии картин с изображением природных сообществ
  • атласы, энциклопедическая литература
  • тематические альбомы
  • коллекции «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», «Камни», «Ракушки» , «Бусины»
  • материалы по сезону, макеты.
  • мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:",  "Изделия из камня" и т.д.
  • Литература по окружающему миру, иллюстрированные альбомы, валеологические игры и пособия

Наличие обучающих игр по экологии

Наличие наглядного материала:

  • наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов
  • картины, альбомы, загадки, энциклопедии
  • серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)

Наличие календаря природы, соответствие возрасту

  • набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность – облачность)

Наличие природного материала, коллекция семян и плодов (эстетика оформления)

камни, ракушки, опилки, спилы и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов глина, деревяшки, шишки, плоды, перья, кора, листья сыпучие продукты (сахар, соль, манка, пшено, пищевые красители, мыло) и др.

Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)

  • Пооперационные карты, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
  • дневник наблюдений
  • приготовления простейших блюд (доска, безопасный нож)
  • Карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

Наличие инструментов для экспериментальной деятельности:

  • материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина";
  • клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
  • набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов, воронки, трубочки, соломинки, формочки разных размеров для замораживания воды, , воронки, мерные стаканчики, мелкие игрушки из разных материалов и бросовый материал для плавания, поролоновые губки, фильтры для очистки воды (бумага, марля, сетка)
  • набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов, весы, щеточка и совок для подметания, сито
  • утилизированный  материал:  проволока,  кусочки  кожи,  меха,  ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора, магниты, молоточек, доска для забивания и т. д.
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
  • медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, одноразовые шприцы без игл, колбы, шпатели, вата, марля
  • материалы для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри
  • предметы для игр с тенями
  • сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.
  • магниты, металлические предметы
  • приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, термометры, бинокли, лампы, глобус, микроскопы, лупы, фонарики, компас, безмен, пенопласт, зеркальца, прозрачные и цветные стёкла, юла, волчок, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, половинки мыльниц, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, свечи, сосуды с узким и широким горлом и др.

Компонент стимулирующий

- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

-  персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Приложение № 2

Оценочный лист смотра-конкурса познавательно-исследовательских уголков

«Лаборатория почемучек»

№ п/п

Критерии Конкурса

Карапузы

Колобок

Левушка

Солнышко

Мозаика

Зол. Ключик

1.

Наличие символа уголка «Лаборатория почемучек»

2.

Аккуратность и эстетичность, проявление творчества в оформлении уголка.

3.

Оформление и содержание в соответствии с возрастом детей и требованиями ООП ДОУ.

4.

Соблюдение принципов безопасности, здоровьесберегающих требований (достаточная освещенность, санитарное состояние оборудования и пособий, создание условия для соблюдения правил безопасности при организации опытов и экспериментов).

5.

Наличие наглядных материалов по категориям:

- Уголок природы;

- Содержание растений в группе;

- Моделирование;

- Наличие познавательной литературы, тематические альбомы в картинках;

- Наличие обучающих игр по экологии;

- Наличие наглядного материала;

- Наличие календаря природы, соответствие возрасту;

- Наличие природного материала (эстетика оформления);

-Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты);

-Наличие инструментов для экспериментальной деятельности;

- Компонент стимулирующий.

6.

Оснащенность уголка авторскими пособиями.

7.

Доступность уголка для детей, возможность использования ими материалов и оборудования в самостоятельной деятельности.

8.

Наличие материалов для консультирования родителей по вопросам организации детского экспериментирования.

9.

Презентация «Лаборатории почемучек» (представление, демонстрация, разъяснение).

ИТОГО:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении смотра-конкурса Центров науки «Лаборатория почемучек»

В положении определены критерии оценки Центров науки, дан примерный перечень оборудования для каждой возрастной группы....

Положение о проведении смотра-конкурса физкультурных уголков в группах

Положение о проведении смотра-конкурса физкультурных уголков...

Положение о проведении смотра-конкурса музыкальных уголков в группах ДОУ

Творческая группа МДОУ "Майский детский сад "Солнышко", работает над темой «Предметно - пространственная развивающая среда - условие реализации ФГОС  ДОУ»Цель: совершенствование предметно – ...

Положение о проведении смотра-конкурса уголков патриотического воспитания в ДОУ

Положение о проведении смотра-конкурса уголков патриотического воспитания в ДОУ...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса уголков патриотического воспитания в группах.

Смотр- конкурс "Уголок патриотического воспитания в ДОУ"...

Положение о проведении смотра - конкурса «Мы этой памяти верны» (уголки патриотического воспитания в группах)

Положение определяет порядок и условия проведения смотра - конкурса «Мы этой памяти верны» (уголки патриотического воспитания в группах)...