Волкова Н.А. Апрель 2 неделя. Воздух. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Космос».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Весна. Апрель, 2 неделя.

Тема недели «Космос».

Природоведческая тема «Воздух».

 “Природа — не храм, а мастерская и человек в ней работник”.

 Иван Сергеевич Тургенев

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Рассказать детям о Космосе.
  • Расширить знания детей о воздухе.
  • Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
  • Формировать представления детей о народных традициях.
  • Показать детям значение свежего воздуха для здоровья человека.
  • Развивать познавательный интерес детей.
  • Развивать познавательную активность детей.
  • Воспитывать в детях эмоционально-положительное, бережное отношение к окружающему миру.

Фенологический календарь природы.

Весна: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье.

Снеготаяние (примерно с 18 марта по 15 апреля) — продолжается от первых проталин в поле до зацветания серой ольхи и орешника (лещины).

Апрель, 2 неделя.  

Тема «Воздух».

День недели

Дневная прогулка

Вечерняя прогулка

Понедельник

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение

«Благая весть –

весна зиму поборола».

(8 апреля).

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

Подвижная игра

 «Горелки».

Показать детям значение Солнца в жизни людей.

Вторник

Наблюдение

за неживой природой.

Эксперимент

«Невидимка».

Помочь детям обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Весёлые упражнения

«Наша планета».

Воспитывать в детях эмоционально-положительное, бережное отношение к окружающему миру.

Среда

Наблюдение

за неживой природой.

Исследование

«Человек и воздух».

Расширить знания детей о воздухе.

Подвижная игра

 «Горелки».

Показать детям значение Солнца в жизни людей.

Четверг

Наблюдение

за неживой природой.

Разговор-размышление

«Что такое свежий воздух».

Показать детям значение свежего воздуха для здоровья человека.

Весёлые упражнения

«Наша планета».

Воспитывать в детях эмоционально-положительное, бережное отношение к окружающему миру.

Пятница

Наблюдение

за неживой природой.

Разговор-размышление

«Что такое Космос?»

(12 апреля).

Рассказать детям о Космосе.

Игровая ситуация

«Необитаемая планета».

Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.

Наблюдение «Благая весть – весна зиму поборола».

(8 апреля).

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать представления детей о народных традициях. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, вы слышали благую весть – весна зиму поборола! Посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг и скажите, это правда или нет?

Дети делятся своими впечатлениями.

— Вчера, в Благовещенье, в третий и последний раз закликали весну. Закликали, к нам приглашали. Весна пришла, зиму прогнала. В Благовещенье смотрели люди в небеса, искали там чудеса. Дети, посмотрите, пожалуйста, на небо. Расскажите, что вы там видите?

— Дети, весна зиму поборола! Не будет морозов и снегопадов.

Ещё в полях белеет снег.

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт.

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд! …

                                  Ф. И. Тютчев

— Дети, какая благая весть к нам прилетела?

Вывод. Дети, мы узнали благую весть – весна зиму поборола.

Весёлые упражнения «Золотые ключи весны».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом. Дети стоят по кругу.

Птицы в небо летите,

Весну приведите.

Ай, люли-люли,

Весну приведите.

Руки вверх, плавно в стороны.

Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте.

Принесёт весна

Золотые ключи.

Ай, люли-люли,

Золотые ключи.

Пружинка с поворотом туловища вправо и влево, руки на поясе.

Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте.

Замкнёт весна

Зиму лютую.

Ай, люли-люли,

Зиму лютую.

Медленно идём к центру круга, держась за руки.

Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте.

Отомкнёт весна

Лето красное,

Ай, люли-люли,

Лето красное.

Медленно отходим назад от центра круга, держась за руки.

Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте.

Эксперимент (опыт) — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт, когда оно произойдёт.

Эксперимент «Невидимка».

Задачи. Расширить знания детей о воздухе. Помочь детям обнаружить воздух в окружающем пространстве. Напомнить детям о значение воздуха для людей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательную активность детей.

Материалы: прозрачные полиэтиленовые пакеты, веера на каждого ребёнка.

Эксперимент.

— Дети, посмотрите внимательно вокруг себя, что вы видите?

— А вы знаете, что здесь есть невидимка. Как вы думаете, что это?

— Невидимку не видно, но его можно поймать.  Берём полиэтиленовый пакет. Загляните в пакет, там, что-нибудь есть?

— А теперь раздвиньте, пожалуйста, края пакета широко–широко. Подождите, пока невидимка проникнет в ваш пакет, и тихонечко соедините края пакета и начинайте закручивать пакет.

Педагог показывает, а затем помогает детям.

— Посмотрите! Пакет стал полный. Дети, вы видите, что в пакете?

— Я открою вам секрет! Невидимку зовут воздух. Воздух вокруг нас, в наших комнатах, на улице, вокруг нашего города, нашей планеты. Воздух – это газ, он невидимый, прозрачный, бесцветный. Дети, отпустим воздух на свободу, откроем пакетики. Воздух очень полезный газ, он нужен всем. А вы знаете, как ещё можно обнаружить воздух?

— Воздух можно заставить двигаться. Возьмите веер и помашите им. Дети машут веерами.  Что вы почувствовали?

Ветер – это движение воздуха. Дети, подведём итог, что мы узнали о невидимке, который живёт рядом с нами.

Вывод.  Дети, мы узнали, что, воздух – это газ, невидимый, прозрачный, бесцветный. Воздух может перемещаться, двигаться. Движение воздуха – это ветер.

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

                         Татьяна Шорыгина

Исследование «Человек и воздух».

Задачи. Расширить знания детей о воздухе. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и помочь детям обнаружить его. Обогащать представление детей об особенностях функционирования человеческого организма. Напомнить детям о значении воздуха в жизни человека. Развивать познавательную активность детей.

Исследование.

— Дети, что такое воздух?

Воздух – это невидимый, прозрачный газ. Воздух вокруг нас, вокруг нашей планеты, он защищает нас от космического холода. Дети, как вы думаете, а внутри нас есть воздух?

— Подставьте, пожалуйста, ладонь к губам и подуйте на неё. Педагог показывает, дети дуют на ладонь своей руки.

— Что вы чувствуете?

Ветер – это движение воздуха. Значит, внутри нас есть воздух. Дети, как вы думаете, как воздух попал в наш организм?

— Закройте, пожалуйста, нос пальцами. Педагог показывает, дети ненадолго закрывают нос пальцами.

— Дети, что вы почувствовали?

— Значит, воздух попадает к нам в организм через нос. Дети, как вы считаете, что происходит с воздухом дальше?  

— Внутри нас, есть лёгкие: правое и левое. Педагог на себе показывает расположение лёгких в организме человека. Они большие, но лёгкие. Дети, как вы считаете, почему дышать нужно только носом, а ртом нельзя?

Нос воздух обогревает, от пыли очищает. Воздух по трубочкам пробегает, в лёгкие залетает. Лёгкие работу начинают, воздух разделяют. Полезный кислород в кровь поступает, вредный углекислый газ лёгкие выгоняют, обратно выдыхают. Дети, вдохните носом много-много воздуха. А потом медленно выдохните воздух. Внимание! Дышим только носом, рот закрыт. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Педагог показывает. Дети выполняют дыхательные упражнения.

— Дети, как вы думаете, для чего человеку нужен воздух?

Воздух – это жизнь. Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха умрёт. Дети, что мы узнали о воздухе?

Вывод.  Дети, мы узнали, что воздух вокруг нас, воздух внутри нас, человеку воздух необходим для жизни.

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

                         Татьяна Шорыгина

Разговор-размышление «Что такое свежий воздух».

Задачи. Показать детям значение свежего воздуха для здоровья человека. Поощрять желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Развивать познавательный активность детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Что вы чувствуйте?

Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое воздух?

Воздух – это прозрачный, бесцветный, невидимый газ, которым мы дышим. Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: что такое свежий воздух?

Свежий воздух – это чистый, здоровый, бодрящий воздух. Дети, как вы считаете, где воздух чище, в помещение или на улице?

— Дети, как вы думаете, почему в помещение воздух не свежий?

— В помещение много людей, которые выдыхают вредней углекислый газ. Воздух в помещение становится не свежий. На улице воздуха больше, чем в помещении, поэтому он более чистый, полезный для здоровья. Дети, как вы считаете, кто из людей более здоровый, тот кто часто гуляет на свежем воздухе, или тот, кто целыми днями сидит дома и играет?

Свежий воздух организм очищает, здоровье укрепляет. Дети, чем глубже мы вдохнём носом, тем больше свежего воздуха попадёт в наш организм. Выдыхать воздух нужно долго, чтобы хорошо очистить лёгкие от старого воздуха. Попробуем? Дети, воздух глубоко вдыхаем, долго выдыхаем. Внимание! Дышим только носом, рот закрыт. Дети вместе с педагогом выполняют дыхательные упражнения.

— Дети, что мы узнали о свежем воздухе?

Вывод. Дети, мы узнали, что свежий воздух – это чистый, здоровый, бодрящий воздух на улице. Надо чаще гулять, чтобы свежим воздухом дышать.

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

                         Татьяна Шорыгина

Разговор-размышление «Что такое Космос?»

(12 апреля).

Задачи. Рассказать детям о Космосе. Напомнить детям о значении воздуха в жизни человека, животных и растений. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать в детях эмоционально-положительное, бережное отношение к окружающему миру, чуткость к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: что такое Космос?

Космос – это огромный мир, Вселенная, в которой плывёт наша Земля. Дети, что ещё есть в Космосе?  

— В Космосе есть Солнце и Луна. Вокруг Солнца кружатся разные планеты. Ночью мы видим в Космосе звёзды. В Космосе летают метеоры. В Космосе очень-очень темно и холодно. Дети, как вы думаете, что защищает нашу планету Земля и нас от космического холода?

— Нашу Землю со всех сторон охраняет, защищает от космического холода воздух. Дети, напомните мне, что такое воздух?

Воздух – это невидимый, прозрачный, бесцветный газ. Как тёплое, лёгкое одеяло окружает он планету Земля со всех сторон. Дети, посмотрите, пожалуйста, на небо. Какое оно?  

— Воздух прозрачный, бесцветный, а небо в ясный, солнечный день голубое. Дети, как вы думаете, почему?

— Много разноцветных лучей у Солнца. Небу солнышко подарила голубой цвет. Небо – это прозрачный воздух, который окружает нашу планету и защищает от чёрного, холодного Космоса. Дети, воздух не только защищает нас, но и дарит жизнь. Люди, животные, растения дышать воздухом, и поэтому живут. Дети, что такое Космос?

Вывод. Дети, мы узнали, что Космос – это огромный холодный мир, Вселенная, в которой плывёт наша Земля. Землю от холодного Космоса защищает воздух.

Весёлые упражнения «Наша планета».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Руками нарисуем большой круг (вверх–в стороны–вниз).

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Яков Аким

Обнимаем плечи руками.

Руки в стороны, ладонями вверх.

Игровая ситуация «Необитаемая планета».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Развивать познавательный интерес детей.

Игра.

— Дети, представьте, что вы космонавты. Ваш корабль разбился, и вы попали на необитаемую планету.  Что бы вы стали делать?

— Что бы вы сделали в первую очередь?

— Чем будет заниматься каждый из вас?

— Попробуйте распределить обязанности между собой. Кого бы вы выбрали командиром?

— На планете много опасных мест. Как вы защитите себя?

— На планету надвигается солнечная буря. Как вы от неё укроетесь?

                Дети отвечают на поставленные вопросы. При необходимости педагог задаёт дополнительные вопросы. Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

После обсуждения дети играют в игру «Необитаемая планета».

Подвижная игра «Горелки»

Задачи. Упражнять детей в беге на скорость.  Развивать ловкость детей, увёртливость, умение ориентироваться в пространстве, быстроту реакции, смекалку. Закреплять умение детей действовать по сигналу. Поощрять ответственное отношение детей к выполнению ведущей роли в игре. Формировать умение детей осознанно относиться к выполнению правил игры. Воспитывать в детях честность, справедливость в играх со сверстниками. Поддерживать интерес детей народным подвижным играм, к народному фольклору. Игра.                            

Закличка.

Собирайся народ, кто играть идёт.        

В «горелки» играем, народ собираем.

В игре принимают участие нечётное количество детей. Если количество детей чётное, педагог участвует в игре.

— Дети, игра называется «Горелки». Это народная игра, в неё играли наши предки в далёком прошлом. Игра эта посвящена Солнцу. Народ Солнце весной прославлял, ярче гореть призывал. Для игры нужно выбрать ведущего с помощью считалочки.

Считалочка.

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

— Дети, встаём парами в колонну. Держим свою пару за руку. Ведущий встаёт впереди колонны и смотрит вперёд. Дружно Солнышко прославляем, слова повторяем.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два – не воронь,

А беги, как огонь.

— Когда говорим слова «Глянь на небо», смотрим вверх. Отпускаем руку своей пары, берём понарошку колокольчики, поднимаем руки вверх «Колокольчики звенят!». Когда звучит команда «Огонь», последняя пара бежит в сторону ведущего. Каждый ребёнок обегает колону, со своей стороны. Дети, обратите внимание, бежит только последняя пара, остальные дети стоят на месте. Ведущий смотрит вперёд, не оглядывается. Бегуны должны соединится в пару впереди ведущего. А ведущий поймать за руку одного из бегунов. Внимание! Ведущий ловит только за руку, а не за одежду. Бегуны могут уворачиваться, но не убегать в сторону. Задача бегунов, забежать вперёд ведущего и взяться за руки. Цель ведущего поймать одного из бегунов. Если ведущий поймал бегуна. Они встают парой впереди колонны. Оставшийся бегун становится водящим. Игра повторяется.  Дети, правила игры запоминаем, правила не нарушаем.

Правила игры:  

  • слова игры все дружно повторяем, Солнце прославляем;
  • про сигнал не забываем, без сигнала бег не начинаем;
  • друг друга не толкаем, за одежду не хватаем.

Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.

Горелки

Весёлые упражнения «Наша планета».

Задачи. Воспитывать в детях эмоционально-положительное, бережное отношение к окружающему миру. Развивать память детей, общую моторику, координацию речи с движениями.

Игра.

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Руками нарисуем большой круг (вверх–в стороны–вниз).

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Яков Аким

Обнимаем плечи руками.

Руки в стороны, ладонями вверх.

По желанию детей упражнения повторяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. До свидания, лето. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «До свидания, лето». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет на период конец августа, первые дни сентября....

Волкова Н.А. Сентябрь, 1 неделя. Урожай. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Урожай». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....