Волкова Н.А. Апрель 1 неделя. Апрель-снегогон. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Цирк».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Весна. Апрель, 1 неделя.

Тема недели «Цирк».

Природоведческая тема «Апрель-снегогон».

“Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться”. 

Леонардо да Винчи

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Познакомить детей с вторым месяцем весны.  
  • Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.  
  • Формировать представления детей о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
  • Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
  • Формировать представления детей о народных традициях.
  • Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев.
  • Развивать познавательный интерес детей
  • Развивать познавательную активность детей
  • Воспитывать бережное отношение детей к птицам.

Фенологический календарь природы.

Весна: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье.

Снеготаяние (примерно с 18 марта по 15 апреля) — продолжается от первых проталин в поле до зацветания серой ольхи и орешника (лещины).

Апрель, 1 неделя.  

Тема «Апрель-снегогон».

День недели

Дневная прогулка

Вечерняя прогулка

Понедельник

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение

«Апрель – снегогон».

Познакомить детей с вторым месяцем весны.

Наблюдение «Птицы».

(1 апреля).

Формировать представления детей о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Вторник

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Целевая прогулка

по участку детского сада.

Исследование «Лужи».

Расширять и обогащать знания о весенних изменениях в природе.

Весёлые упражнения

«Весна».

Поддерживать интерес детей к весенним изменениям в природе.

Среда

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Целевая прогулка

по участку детского сада.

Исследование «Ручей».

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Подвижная игра

«Матушка Весна».

Напомнить детям название весенних месяцев.

Четверг

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Разговор-размышление

«Кто сломал лёд на реке?»

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

Весёлые упражнения

«Весна».

Поддерживать интерес детей к весенним изменениям в природе.

Пятница

Наблюдения за птицами.

 Рассказ педагога

«Птиц на волю отпущенье».

Воспитывать бережное отношение детей к птицам.

Подвижная игра

«Матушка Весна».

Напомнить детям название весенних месяцев.

Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.

Наблюдение «Апрель – снегогон».

Задачи. Познакомить детей с вторым месяцем весны.  Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.  Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Что вы чувствуйте?

Дети делятся своими впечатлениями.

Дети, какое сейчас время года?

— Правильно! Весна! Дети, назовите, пожалуйста, первый месяц весны. (Март).

— Первый месяц весны – март. Второй месяц весны называется апрель. В народе говорят: апрель – снегогон. Дети, как вы считаете, почему апрель – снегогон?

Снегогон – значит снег гонит. Дети, как вы думаете, как апрель снег гонит?

— Солнце пригревает, снег в воду превращает. Дети, посмотрите внимательно вокруг себя. Как вы считаете, апрель весь снег прогнал или нет?

— В апреле тает последний снег. Дети, какая погода сегодня?

— В апреле погода непостоянная. Днём тепло, ночью холодно. Часто дуют холодные ветры. Дети, что мы узнали об апреле?

Вывод. Дети, мы узнали, что апрель – второй месяц весны. В апреле тает последний снег, погода в апреле непостоянная.

Весёлые упражнения «Апрель».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Апрель – снегогон,

Уходит снег вон!

Руки в стороны, ладонями вверх.

Резко руки вперёд, ладони вниз.

Апрель, апрель,

Звенит капель.

Ладонями ловим капельки.

Ночью холод,

Всё замерзает.

Обнимаем плечи руками.

Днём тепло,

Всё оживает.

Прыжки на двух ногах на месте, руки на пояс.

Апрель – снегогон,

Уходит снег вон!

Руки в стороны, ладонями вверх.

Резко руки вперёд, ладони вниз.

По желанию детей упражнения повторяются.

Наблюдение «Птицы».

(1 апреля).

Задачи.   Формировать представления детей о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Воспитывать любовь детей к птицам. Расширять кругозор детей. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на художественное слово.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите?

Сегодня 1 апреля – Международный день птиц. Дети, что вы знаете о птицах?

Птицы – это живые существа, животные, наши меньшие братья. Мы должны защищать птиц и помогать им. Дети, как вы думаете, смогут ли люди прожить без птиц?

— Люди не смогу прожить без птиц. Дети, как вы считаете, почему?

— Птицы уничтожают вредных насекомых: комаров, мух, гусениц. Пение многих птиц доставляют людям радость.

Я, ребята, птиц люблю. 
Никогда их не ловлю 
Ни ловушками, 
Ни в сети. 
Не держу их дома в клетке. 
Никогда гнезда не трону.
 

Ни сороки, 

Ни вороны, 

Ни скворца, 

Ни воробья 

Не обидел в жизни я!

Г. Ладонщиков

— Весной перелётные птицы возвращаются домой. Дети, что вы знаете о перелётных птицах?

Перелётные птицы – это птицы, которые перелетают осенью из наших краёв в тёплые страны, а весной возвращаются к нам. Долго-долго летят птицы, много дней и ночей. Разные опасности встречаются птицам на пути: злые охотники, плохая погода. Люди всех стран договорились, помогать перелётным птицам, оберегать их во время долгого пути. А дома пернатых путешественников уже ждут. Люди строят домики для птичек и развешивают их на деревьях. Изготовления птичьих домиков – это старинная русская традиция. Дети, как называется домик для скворцов? (скворечник).

— А ещё для птиц строят гоголятники для гоголя и других водоплавающих птиц, стрижатники для стрижей, синичники для … (синиц).

         Желательно повесить птичий домик на территории детского сада.

Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения.

От полуденных лучей 

Побежал с горы ручей, 

Бег по кругу или на месте, руки полусогнуты в локтях.

И подснежник маленький 
Вырос на проталинке. 

Стоим.

Руки плавно вверх, в стороны.

Возвращаются скворцы
Работяги и певцы, 

Бег по кругу или на месте, машем руками-крыльями.

Воробьи у лужицы 
Шумной стайкой кружатся. 
                   

Георгий Ладонщиков

Стоим.

Кружимся на месте.

Дети, за птицами наблюдайте, что заметили, запоминайте.

Целевая прогулка по участку детского сада.

Исследование «Лужи».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательную активность детей, память, координацию речи с движениями.

Исследование.

— Исследования начинаем, тайны весны разгадаем. Дети, какие приметы весны вы знаете?

 Первые приметы весны: снеготаяние, проталины, сосульки. За этими явлениями природы мы уже наблюдали. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Весна пришла

Снеготаяние начала.

Нет зимней стужи

На дорогах … Лужи.                       

— Дети, как вы думаете, откуда появились лужи?

— Днём солнце пригревает, снег тает. Снег тает, превращается в воду. Цель нашего исследования, выяснить, что такое лужа.

Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Если дети замечают лужу, педагог останавливает детей и предлагает внимательно её рассмотреть.

— Дети, как вы считаете, что такое лужа?

Лужа – это вода на ровном месте или в ямке. Дети откуда весной появились лужи?

— Днём солнце пригревает, снег тает. От тепла снег превращается в воду. На месте растаявшего снега образуется лужа. Дети, как вы считаете, можно гулять по лужам?

— Наша обувь не любит сырости. Она может промокнуть, тогда наши ноги замёрзнут, и мы заболеем. Дети, вспомним приметы начала весны.

 Приметы начала весны: снеготаяние, проталины, сосульки, лужи. Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое лужа?

Вывод. Дети, мы узнали, что лужа – это талая вода на ровном месте или в ямке.

Весёлые упражнения «Апрель».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Апрель – снегогон,

Уходит снег вон!

Руки в стороны, ладонями вверх.

Резко руки вперёд, ладони вниз.

Апрель, апрель,

Звенит капель.

Ладонями ловим капельки.

Ночью холод,

Всё замерзает.

Обнимаем плечи руками.

Днём тепло,

Всё оживает.

Прыжки на двух ногах на месте, руки на пояс.

Апрель – снегогон,

Уходит снег вон!

Руки в стороны, ладонями вверх.

Резко руки вперёд, ладони вниз.

Целевая прогулка по участку детского сада.

Исследование «Ручей».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательную активность детей, память, координацию речи с движениями.

Исследование.

— Исследования начинаем, тайны весны разгадаем. Дети, какие приметы весны вы знаете?

 Приметы весны: снеготаяние, проталины, сосульки, лужи. За этими явлениями природы мы уже наблюдали. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Весна пришла

Снеготаяние начала.

Прилетели грачи,

Зазвенели … Ручьи.                         

— Дети, как вы думаете, откуда появились ручьи?

— Днём солнце пригревает, снег тает. От тепла снег превращается в воду. Цель нашего исследования, есть ли ручьи на нашем участке.

Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Если дети замечают ручей, педагог останавливает детей и предлагает внимательно его рассмотреть. Если дети не найдут ручей, можно создать его: прокопав дорожку от лужи.

— Дети, как вы считаете, что такое ручей?

Ручей – это талая вода, которая бежит, течёт. Ручей всегда бежит с горки вниз, даже если горка очень низкая, незаметная. А вот когда ручей попадает на ровное место или в ямку, то образуется что?

Лужа – это стоячая талая вода. Дети, вспомним приметы начала весны.

 Приметы начала весны: снеготаяние, проталины, сосульки, лужи, ручьи. Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое ручей?  

Вывод. Дети, мы узнали, что ручей – это талая вода, которая бежит, течёт.

Весёлые упражнения «Апрель».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Апрель – снегогон,

Уходит снег вон!

Руки в стороны, ладонями вверх.

Резко руки вперёд, ладони вниз.

Апрель, апрель,

Звенит капель.

Ладонями ловим капельки.

Ночью холод,

Всё замерзает.

Обнимаем плечи руками.

Днём тепло,

Всё оживает.

Прыжки на двух ногах на месте, руки на пояс.

Апрель – снегогон,

Уходит снег вон!

Руки в стороны, ладонями вверх.

Резко руки вперёд, ладони вниз.

По желанию детей упражнения повторяются.

Разговор-размышление «Кто сломал лёд на реке?»

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательную активность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: куда бегут ручьи?

Ручьи бегут, ручьи спешат, вниз под горку летят, встречаются, соединяются и добегают до … (реки).

Река ручейки встречает, река ручьи принимает. Дети, зимой река спит под толстым слоем льда, но весной, когда к ней сбегаются дети-ручьи, как вы думает, что происходит?

— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Весна! Река проснулась,

С боку на бок повернулась,

Затрещал, ломаясь, лёд –

Значит, скоро …  Ледоход.

— Дети, кто сломал лёд на реке?

— Когда река наполнится водой ручейков, ей подо льдом становится тесно. Вода реки надувается, напрягается и своей силой ломает толстый лёд. Лёд ломается на куски, льдины, большие и маленькие. Дети, как вы думаете, почему лёд не тонет?

— Лёд легче воды, поэтому он не тонет. Слово "ледоход" – состоит из двух слов: лёд ходит. Интересно, как это лёд ходит. Дети, как вы представляете себе ледоход?

— Вода в реке на месте не стоит, течёт, бежит вперёд. И вместе с рекой идёт лёд, плывут льдины. Ледоход – это движение льда по течению реки. Дети, кто сломал лёд на реке?

Вывод. Дети, мы узнали, что лёд на реке сломала вода. 

Весёлые упражнения «Апрель».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Апрель – снегогон,

Уходит снег вон!

Руки в стороны, ладонями вверх.

Резко руки вперёд, ладони вниз.

Апрель, апрель,

Звенит капель.

Ладонями ловим капельки.

Ночью холод,

Всё замерзает.

Обнимаем плечи руками.

Днём тепло,

Всё оживает.

Прыжки на двух ногах на месте, руки на пояс.

Апрель – снегогон,

Уходит снег вон!

Руки в стороны, ладонями вверх.

Резко руки вперёд, ладони вниз.

Наблюдение «Птиц на волю отпущенье».

(7 апреля).

Задачи. Формировать представления детей о народных традициях. Воспитывать бережное отношение детей к птицам. Развивать познавательный интерес детей, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя. Каких птиц вы видите? Каких птиц вы слышите?

Дети, люди всегда оберегали и защищали птиц. Зимой озябших птиц приносили домой, кормили, поили и, как вы думаете, что происходило дальше?

7 апреля народный праздник – Благовещенье.  Благовещенье – птиц на волю отпущенье. Дети, как вы думаете, почему птиц отпускали на волю?

— Птица в неволе не живёт, соловей в клетке не поёт.

Хорошо в непроглядную вьюгу

Приютить чуть живую пичугу,

А весной, переждав непогоду,

Отпустить её в лес – на свободу.

Ю. Могутин

Дети, на Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай 7 апреля отпускать птиц на волю, и просить птиц привести весну. Выпуская птиц, приговаривали:

Синички – сестрички, 
Тётки – чечётки, 
Братцы снегири, 
Щеглы – молодцы, 

Серые воробьи! 
Вы по воле полетайте, 
Вы на вольной поживите, 
К нам весну скорей ведите!

Весёлые упражнения «Золотые ключи весны».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом. Дети стоят по кругу.

Птицы в небо летите,

Весну приведите.

Ай, люли-люли! Весну приведите.

Руки вверх, плавно в стороны.

Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте.

Принесёт весна

Золотые ключи.

Ай, люли-люли! Золотые ключи.

Пружинка с поворотом туловища вправо и влево, руки на поясе.

Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте.

Замкнёт весна

Зиму лютую.

Ай, люли-люли! Зиму лютую.

Медленно идём к центру круга, держась за руки.

Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте.

Отомкнёт весна

Лето красное,

Ай, люли-люли! Лето красное.

Медленно отходим назад от центра круга, держась за руки.

Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте.

Дети, за птицами наблюдайте, что заметили, запоминайте.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Подвижная игра «Матушка Весна».

Задачи. Напомнить детям название весенних месяцев. Поддерживать интерес детей к народным подвижным играм. Упражнять детей в ходьбе друг за другом, не изменяя темпа движения. Развивать ловкость детей, быстроту реакции, смекалку. Закреплять умение детей действовать по сигналу. Поощрять ответственное отношение детей к выполнению ведущей роли в игре. Формировать умение детей осознанно относиться к выполнению правил игры. Воспитывать в детях честность, справедливость в играх со сверстниками. Поддерживать интерес детей к народному фольклору.

Игра.                            

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

В игры играем,

Весну закликаем.

— Дети, весну мы долго ждали, по ней скучали. С давних времён народ весну закликает, в игры играет. Вот и мы с вами в игру играем, весну зазываем. Игра называется «Матушка Весна». Построим мы с вами ворота. Двое детей, держатся за руки, поднимают руки вверх. В ворота потечёт ручеёк. Ручеёк – это остальные дети, они держатся за руки, как в хороводе. Ручеёк течёт, все закличку поют.

Идёт матушка-весна,

Отворяй-ка воротά.

Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.

Второй шагает апрель

Подарит нам капель.

Третий месяц май,

Вся Земля расцветай!

Сколько хочешь гуляй,

Но смотри, не зевай!

— Дети, пока слова заклички звучат, ворота открытые стоят. Закличку завершаем, ворота закрываем. С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами».  Они встают рядом и берутся за руки, удлиняя ворота.

         Педагог не участвует в игре, а наблюдает со стороны, произносит закличку. Если количество пойманных не чётное, временно встаёт в ворота.

— Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы.  Дети, правила игры запоминаем, правила не нарушаем.

Правила игры:  

  • слова игры все дружно повторяем, Весну зазываем;
  • ручеёк плавно в ворота протекает, движение не ускоряет;
  • ворота не закрываем, пока весну зазываем.

Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.

Золотые ворота

Весёлые упражнения «Весна».

Задачи. Поддерживать интерес детей к весенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Игра.

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

Руки в стороны, ладонями вверх.

Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Встаём прямо. Руки на пояс.

Притопы на каждый слог в словах.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Бег на месте, руки полусогнуты в локтях.

Встаём прямо, руки вверх.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Самуил Маршак

Руки на пояс, прыжки на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....