Волкова Н.А. Ноябрь, 4 неделя. Вестники Зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Картотека познавательных прогулок 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Осень. Ноябрь, 4 неделя.  

Тема недели «Этикет».

Природоведческая тема «Вестники Зимы».

“В наибольшей безопасности тот, кто начеку,

даже когда нет опасности”.

                                                                        Венс Сайрус

 Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.
  • Расширять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
  • Рассказать детям о гололедице.
  • Познакомить детей со свойствами льда.
  • Напомнить детям, что состояние воды зависит от температуры воздуха.
  • Поддерживать интерес детей к наблюдениям в природе.
  • Приобщать детей к правилам безопасного для человека поведения.

Фенологический календарь природы.

Осень: начало осени, золотая осень, глубокая (поздняя) осень, предзимье.

Предзимье (примерно с 23 октября по 26 ноября) — переход к зиме. Начинается он с первого выпавшего снега и продолжается до ледостава на водоёмах и установления санного пути. В это время звери после линьки покрываются густой, тёплой шерстью. Погода неустойчива — морозы сменяются оттепелями, снег — дождём.

Ноябрь, 4 неделя.  

Тема «Вестники Зимы».

День недели

Дневная прогулка

Понедельник

Наблюдение

 «Вестники Зимы».

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Вторник

Исследование

«Что такое гололедица?»

Рассказать детям о гололедице.

Среда

Исследование

 «Свойства льда».

Познакомить детей со свойствами льда.

Четверг

Исследование

«Гололедица и люди».

Закреплять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Пятница

Разговор-размышление

«Что такое ледостав?»

Обогащать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Наблюдение «Вестники Зимы»

(в пасмурную погоду).

Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Напомнить детям, что состояние воды зависит от температуры воздуха. Поддерживать интерес детей к наблюдениям в природе. Развивать любознательность детей.

Беседа. 

Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт снег, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).

Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, кто помнит, какой сейчас период осени? (ответы детей).

— Дети, сейчас у нас Предзимье. Предзимье – это переход природы из осени в зиму. Начинается он с первого выпавшего снега.

Нежные снежинки,

Вестники Зимы

В небе пролетают,

На земле растают.

Дети, а к нам уже прилетали вестники зимы, белые снежинки? (ответы детей).

— Дети, как вы считаете, что произойдёт со снежинками, когда они упадут на землю? (предположения детей).

Снежинки, покрывают землю белым снегом или тают. Дети, как вы думаете, когда снежинки тают? (предположения детей).

— Снежинки тают от тепла. Когда поверхность, на которую попадают снежинки тёплая, снежинки превращаются в воду. Снежинки тают на асфальте, на железной поверхности. Дети, когда снежинки покрывают землю белым снегом? (предположения детей).

Снежинки – вестники зимы, о холоде мечтают, на холоде не тают. Там, где земля холодная снежинки собираются в снег. Дети, как вы думаете, что такое снежинка? (предположения детей).

Снежинка – это замёрзшая капелька воды. Дети, что мы узнали о вестниках зимы? (ответы детей).

Вывод.  Дети, мы узнали, что вестники Зимы – это снежинки. Если погода тёплая, снежинки тают. Если погода холодная, снежинки лежат на земле.

Весёлые упражнения «Снежинка».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Руки вверх.

Руки в стороны.

Руки вперёд, ладонями вверх.

Руки в стороны.

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится…

Константин Бальмонт

Руки вверх.

Руки через стороны вниз, пружинка.

Встаём на носочки, руки вверх.

Наклон вперёд, руки вниз.

Исследование «Что такое гололедица?»

Задачи.  Рассказать детям о гололедице. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Приобщать детей к правилам безопасного для человека поведения.

Исследование.

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?

Валентин Берестов.

— Дети, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я чуть не упала, поскользнувшись. Как вы думаете, почему? (предположения детей).

— Да, вы правы, сегодня утром дорогие и тротуары скользкие.  Дети, как вы думаете, почему дороги и тротуары скользкие? (предположения детей).

Гололедица — это тонкий слой льда на дорогах и тротуарах. Дети, почему к нам приходит гололедица? (предположения детей).

— Когда после тепла наступает холод, лужи на дорогах и тротуарах замерзают и превращаются в лёд. Лёд гладкий, скользкий. Дети, что люди делают для того, чтобы не падать во время гололедицы? (предположения детей).

Безопасность при гололедице особенно важна. Чтоб опасность избежать, нужно меры предосторожности принять.

Правила безопасности при гололедице.

  • При гололедице хорошая обувь нужна, чтоб рифлёная подошва была.
  • По скользким ступенькам осторожно иди, никуда не спеши.
  • На дорогу внимательно смотри, скользкие места обходи.
  • Если лёд не обойти, скользящими шагами по льду тихонечко скользи.
  • Руками себе помогай, равновесие сохраняй.
  • В гололедицу не спеши, и по льду ты не беги.
  • Если кто-то упал, помоги, взрослых на помощь зови.
  • Если поскользнулся, приседай, руки вперёд не выставляй.
  • Если больно, срочно взрослым скажи, боль в себе ты не таи.
  • Правила безопасности соблюдай, в гололедицу не пострадай.

— Дети, запомните, пожалуйста, правила безопасности при гололедице, расскажите эти правила друзьям и родителям.

Информация для педагогов.

Гололедица — это слой льда, возникающий только на поверхности земли или на дорогах, который образуется после оттепели зимой, иди осенью и весной во время ночных заморозков после дневных положительных температур.

Гололёд — это отложение льда на поверхностях предметов, ветвях деревьев, проводах, машинах при температуре ниже 0 градусов во время выпадения мокрого снега или ледяного дождя.

Исследование «Свойства льда». 

Задачи. Познакомить детей со свойствами льда. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Приобщать детей к правилам безопасного для человека поведения.

Исследование.

Предварительно педагог на участке группы (в безопасном месте) заливает небольшой участок, чтобы получился лёд.

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?

Валентин Берестов.

— Дети, что такое гололедица? (ответы детей).

Гололедица — это тонкий слой льда на дорогах и тротуарах. Дети, что такое лёд? (ответы детей).

Лёд – это замёрзшая вода. Дети, предлагаю исследовать свойства льда. Вы согласны? (ответы детей).

Педагог подводить детей к участку, где залит лёд. Предлагает исследовать лёд: провести по льду рукой, ногой, прокатить по льду предмет гладкий, шершавый.

        Дети исследуют лёд, делятся своими впечатлениями.

— Дети, какой лёд? (ответы детей).

— Лёд гладкий, скользкий. Как вы думаете, почему при гололедице люди часто падают? (ответы детей).

— Дети, какую обувь лучше всего одевать при гололедице? (предположения детей).

— В гололедицу надевают обувь с рифлёной подошвой, желательно без каблуков или на низком каблуке. Дети, вспомним правила безопасности при гололедице (ответы детей).

— Безопасность при гололедице особенно важна. Чтоб опасность избежать, нужно меры предосторожности принять.

Правила безопасности при гололедице.

  • При гололедице хорошая обувь нужна, чтоб рифлёная подошва была.
  • По скользким ступенькам осторожно иди, никуда не спеши.
  • На дорогу внимательно смотри, скользкие места обходи.
  • Если лёд не обойти, скользящими шагами по льду тихонечко скользи.
  • Руками себе помогай, равновесие сохраняй.
  • В гололедицу не спеши, и по льду ты не беги.
  • Если кто-то упал, помоги, взрослых на помощь зови.
  • Если поскользнулся, приседай, руки вперёд не выставляй.
  • Если больно, срочно взрослым скажи, боль в себе ты не таи.
  • Правила безопасности соблюдай, в гололедицу не пострадай.

— Дети, помните, пожалуйста, правила безопасности при гололедице, расскажите друзьям и родителям. Дети, о каких свойствах льда мы узнали? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что что лёд гладкий, скользкий, поэтому нужно соблюдать правила безопасности при гололедице.

Исследование «Гололедица и люди». 

Задачи.  Продолжать знакомить детей со свойствами льда. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Закреплять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Приобщать детей к правилам безопасного для человека поведения.

Исследование.

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?

Валентин Берестов.

— Дети, что такое гололедица? (ответы детей).

Гололедица — это тонкий слой льда на дорогах и тротуарах. Дети, продолжаем исследовать свойства льда. Вы согласны? (ответы детей).

Педагог подводить детей к участку, где залит лёд и предлагает исследовать лёд.

Дети исследуют лёд, делятся своими впечатлениями. Педагог роняет на лёд снежный, глиняный или песочный шар.

— Дети, почему шар разбился? (ответы детей).

— Лёд гладкий, скользкий и твёрдый. Как вы думаете, что произойдёт с человеком, когда он упадёт на твёрдый лёд? (предположения детей).

— На теле человека останутся синяки, царапины от твёрдого льда. А если человек упадёт на свою руку, то рука может сломаться. Поэтому, если поскользнулся, приседай, руки вперёд не выставляй. Дети, почему при гололедице люди часто травмируются, что-то себе ломают?  (ответы детей).

— Дети, как избежать опасности при гололедице? (предположения детей).

— В гололедицу надевают обувь с рифлёной подошвой, желательно без каблуков или на низком каблуке. Дети, вспомним правила безопасности при гололедице.

Правила безопасности при гололедице.

  • При гололедице хорошая обувь нужна, чтоб рифлёная подошва была.
  • По скользким ступенькам осторожно иди, никуда не спеши.
  • На дорогу внимательно смотри, скользкие места обходи.
  • Если лёд не обойти, скользящими шагами по льду тихонечко скользи.
  • Руками себе помогай, равновесие сохраняй.
  • В гололедицу не спеши, и по льду ты не беги.
  • Если кто-то упал, помоги, взрослых на помощь зови.
  • Если поскользнулся, приседай, руки вперёд не выставляй.
  • Если больно, срочно взрослым скажи, боль в себе ты не таи.
  • Правила безопасности соблюдай, в гололедицу не пострадай.

— Дети, о каких свойствах льда мы узнали? (ответы детей).

— Чем опасны лёд и гололедица для людей? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что, лёд гладкий, скользкий и твёрдый. Лёд и гололедица опасны для людей.

Разговор-размышление «Что такое ледостав?»

Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Обогащать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.  Развивать любознательность детей.

Беседа.

— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: что такое ледостав? (предположения детей).

Что такое ледостав?

Это вода, холода испытав,

Льдом себя покрывает,

Обитателей воды защищает.

Ледостав – это становление льда на реках и озёрах. Дети, как вы считаете, кто поставил лёд на реки и озёра? (предположения детей).

Холод да мороз реки мостят, льдом покрывают, обитателей рек и озёр защищают. Дети, как лёд защищает обитателей рек и озёр? (предположения детей).

— Лёд холод вниз под воду не пускает, тепло внутри сохраняет. Дети, как вы думаете, какой лёд на реке в конце осени? (предположения детей).

— Дети, на лёд ручейков, рек, озёр ногами не вставайте. Осенний лёд хрупкий, тонкий, не прочный. Кто на осенний лёд зайдёт, моментально под воду попадёт. А вода холодна, а вода страшна. Человек попав в осеннюю холодную воду может утонут или заболеть. Ледостав нам напоминает, что заканчивается предзимье, скоро придёт зима. Дети, что мы узнали о ледоставе? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что ледостав – это становление льда на реках и озёрах.

Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Встаём на носочки, руки вверх.

«Фонарики» - вращение кистей рук.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу.

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Руки через стороны вниз.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Александр Пушкин

Наклон вперёд, руки вниз.

Встаём прямо, руки верх

Руки вперёд, плавно в стороны.

Руки вниз, наклоны головы влево-вправо.

Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища.

По желанию детей упражнения повторяются.

Весёлые упражнения «Снежинка».

Задачи. Поддерживать интерес детей к изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Игра.

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Руки вверх.

Руки в стороны.

Руки вперёд, ладонями вверх.

Руки в стороны.

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится…

Руки вверх.

Руки через стороны вниз, пружинка.

Встаём на носочки, руки вверх.

Наклон вперёд, руки вниз.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Встаём прямо, руки на пояс.

Руки в стороны.

Наклон вперёд, руки вниз.

Встаём прямо, руки на пояс.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Константин Бальмонт

Руки вперёд, ладонями вверх.

Руки в стороны.

Руки вверх.

Руки в стороны.

По желанию детей упражнения повторяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....