Волкова Н.А. Февраль 3 неделя. Перелом зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Наши защитники».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Зима. Февраль, 3 неделя.

Тема недели «Наши защитники».

Природоведческая тема «Перелом зимы».

“В наибольшей безопасности тот, кто начеку,

даже когда нет опасности”.

Венс Сайрус

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.
  • Расширять и обогащать знания детей о свойствах снега.
  • Расширять представления детей о свойствах льда.
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и настроением людей.
  • Поощрять желание детей наблюдать за погодой.
  • Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.
  • Обогащать природоведческий словарь детей.
  • Развивать познавательный интерес детей.

Фенологический календарь природы.

Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.

Перелом зимы (примерно с 15 февраля по 17 марта) — Перелом зимы намечается с резким приростом светового дня, когда солнце не только ходит выше, но и заметнее греет.

Февраль, 3 неделя.  

Тема «Перелом зимы».

День недели

Дневная прогулка

Понедельник

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение

 «Перелом зимы».

Расширять знания детей о зимних явлениях природы.

Вторник

Наблюдение за погодой.

Исследование

«Грустный день».

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и настроением людей.

Среда

Наблюдение за неживой природой.

Исследование 

«Февральский снег».

Расширять и обогащать знания детей о свойствах снега

Четверг

Наблюдение за неживой природой.

Исследование 

«Сугроб».

Формировать умение детей понимать причинно-следственные связи: сугроб – тепло.

Пятница

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение

«Весновей».

(23 февраля).

Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.

 

Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.

Наблюдение «Перелом зимы».

Задачи. Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, февраль – последний зимний месяц, холодный и вьюжный, но вот выглянуло солнце, и мы чувствуем первое долгожданное тепло, пусть ещё довольно обманчивое и едва ощутимое. Февраль зиму выдувает, перелом зимы встречает. Не зря февраль прозвали «бокогрей».

Месяц звали «бокогреем»:

Только солнышко пригреет,

И затихнет вдруг метель,

Как затренькает капель.

С одного лишь греет бока,

А с другим – одна морока:

Мёрзнет, сущая беда!

Кончится ль зима когда?

Марина Халеева

— Дети, как вы думаете, почему наступил перелом в зиме? (ответы детей).

— Весна зиме привет передаёт, тёплые ветра шлёт.  Зима сейчас не так сильна, весне уступает она. День – длиннее, солнце греет сильнее. В перелом солнце пригревает, зима ослабевает.  Днём оттепель – снега тают да сосульки капают. Ночью мороз – утром гололёд да гололедица. Дети, что принёс нам перелом зимы? (ответы детей).

Вывод. Дети, перелом зимы несёт нам оттепель, гололёд и гололедицу.

Весёлые упражнения «Бокогрей».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Месяц звали «бокогреем»:

Руки на пояс.

Только солнышко пригреет,

Руки вверх.

И затихнет вдруг метель,

Руки в стороны.

Как затренькает капель.

Руки вперёд, движения вверх-вниз, ловим капельки.

С одного лишь греет бока,

А с другим – одна морока:

Руки на пояс.

Мёрзнет, сущая беда!

Присесть, обхватить себя руками.

Кончится ль зима когда?

Марина Халеева

Встаём прямо. Руки вверх.

По желанию детей упражнения повторяются.

Исследование «Грустный день».

(в пасмурный день).

Задачи.  Поощрять желание детей наблюдать за погодой.  Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и настроением людей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей, общую моторику, координацию речи с движениями.

Исследование.

— Дети, какой сегодня день, пасмурный или солнечный? (ответы детей).

— Дети, как вы определили, что сегодня пасмурный день? (ответы детей).

— В пасмурный день небо серое, солнышко не видно. Дети, какие чувства вызывает пасмурный день: грусть или радость? (ответы детей).

— Пасмурный день – это грустный день. Дети, как по-другому можно назвать пасмурный день? (ответы детей).

— Печальный, унылый, невесёлый, нерадостный. Дети, как вы думаете, почему такие чувства вызывает пасмурный день? (ответы детей).

— Нет солнца, мало света – всё это угнетает человека, вызывает грустные, печальные мысли. Дети, что мы узнали о пасмурном дне?  (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, пасмурный день – грустный день, потому что нет солнышка.

Весёлые упражнения «Грустная картина».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Поёт зима —

аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу.

Руки плавно в стороны.

Руки вверх, соединим пальцы рук.

Руки вниз.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

Наклон туловища вперёд, руки вперёд - в стороны.

Встаём прямо, руки вверх, покачивание слева направо.

Руки плавно в стороны.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Кружение на месте, руки в стороны.

Обнять себя руками.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Руки на пояс, прыжки на месте.

Замереть.

Присели.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

Сергей Есенин

Встали.

Присели

Встали.

По желанию детей упражнения повторяются.

Исследование «Февральский снег».

(в солнечный день).

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о свойствах снега. Обогащать речь детей прилагательными. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).

—  Приметы зимы: холод, мороз, снег, сугробы. Дети, что такое снег? (ответы детей).

Снег – это зимние осадки, замёрзшая вода. Дети, вспомним какой снег в морозный день? (ответы детей).

Снег в морозный день серебристый, искристый, сверкающий, рассыпчатый. Дети, внимательно вокруг посмотрите, февральский снег изучите. Какой снег в феврале? (ответы детей).

Февральский снег серый, грязный, талый, мокрый, сырой, рыхлый, липкий. Дети, как вы думаете, почему снег в феврале талый?  (ответы детей).

Солнце пригревает, снег от солнечного тепла тает. Дети, как вы считаете, можно из февральского снега лепить? (ответы детей).

— Слепите по одному комочку снега.

Дети выполняют задание. Затем кидают снежки в приготовленную цель.

— Дети, что мы узнали о февральском снеге? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что февральский снег тает от тепла солнца и становится липким.

Весёлые упражнения «Снежок».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Руки вверх, ладони открыты.

Руки через стороны вниз.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Приседаем, руки вперёд.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Встаём, руки в стороны.

Кружение на месте, руки в стороны

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

Игорь Винокуров

Кружение на месте, руки в стороны.

По желанию детей упражнения повторяются.

Исследование «Сугроб».

(В солнечный день).

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать умение детей понимать причинно-следственные связи: сугроб – тепло. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.

Там, где очень много снега,

Не пройти и не проехать.

В поле белые стога

За ночь намела пурга.

Тот огромный, снежный горб,

Называется сугроб.

А. Ясноокий

— Дети, вспомним, что такое сугроб? (ответы детей).

Сугроб – это скопления снега в одном месте. Дети, как сугробы помогали растениям зимой? (ответы детей).

Сугробы укрывали корни деревьев и защищали их от мороза. Под сугробами, как под тёплым одеялом, прячется зелёная травка. Дети, как сугробы помогали животным зимой? (ответы детей).

 Сугробы укрывали тёплым покрывалом берлогу медведя, норки ежей, мышей и других животных. Куропатки, глухари, тетерева, рябчики на ночь в сугроб ныряли. Под снегом в теплоте и безопасности ночь и морозы пережидали. Дети, как вы думаете, почему снег холодный, а под снежным сугробом тепло? (предположения детей).

— Сугроб плотный. Холод под сугроб не проникает, тепло сугроб сохраняет. Дети, вокруг себя внимательно посмотрите, как изменились сугробы определите. Что произошло с сугробами под лучами солнца? (ответы детей).

— Сугробы от солнечного тепла тают, проседают. Дети, что мы узнали нового о сугробах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что сугробы всю зиму растения и животных от мороза защищали, от холода оберегали. В конце зимы сугробы под солнечными лучами тают, проседают.

Весёлые упражнения «Снег».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

Кружимся.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Приседаем, руки в стороны.

И под утро снегом

Поле забелело,

Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх.

Точно пеленою

Все его одело.

Обнимаем плечи руками.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной.

Руки вверх, ладони соединяем вместе.

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Иван Суриков

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим.

Наблюдение «Весновей».

(23 февраля).

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам. Развивать познавательный интерес детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, по народному календарю сегодня день Прохора Весновея. Весновей – весной веет. С этого дня начинается поворот на весну. С этим днём связано несколько народных поговорок о погоде. На Прохора и зимушка-зима заохает. С Прохора морозы слабеют. На Прохора февраль хоть злится, но весну чует. Дети, как вы считаете, а у нас весной веет? (ответы детей).

— Солнышко пригревает, снег потихонечку тает. Весной веет, но зима ещё не ушла. Морозы покинули нас, но оставили холод и снегопады. Народ зимы остерегается и просит: «Лютуй, февраль, не лютуй, а на весну брови не хмурь». Дети, что мы узнали о Весновее? (ответы детей).

Вывод. Дети, Весновей о весне напоминает, зиму прогоняет. «На Прохора и зима заохает, а февраль бушует, но весну чует».

Весёлые упражнения «Бокогрей».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Месяц звали «бокогреем»:

Руки на пояс.

Только солнышко пригреет,

Руки вверх.

И затихнет вдруг метель,

Руки в стороны.

Как затренькает капель.

Руки вперёд, движения вверх-вниз, ловим капельки.

С одного лишь греет бока,

А с другим – одна морока:

Руки на пояс.

Мёрзнет, сущая беда!

Присесть, обхватить себя руками.

Кончится ль зима когда?

Марина Халеева

Встаём прямо. Руки вверх.

По желанию детей упражнения повторяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....