Волкова Н.А. Ноябрь,5 неделя. Лесные гости. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Природоведческая тема «Лесные гости».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Зима. Ноябрь – Декабрь

Тема недели «Город мастеров».

Природоведческая тема «Лесные гости».

Природа — единственная книга,

каждая страница, которой полна глубокого содержания”.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Обратить внимание детей на птиц, прилетающих на зиму из леса в город.
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формировать умение детей отмечать характерные особенности птиц.
  • Поощрять желание детей наблюдать за птицами.
  • Воспитывать желание бережно относится к птицам, подкармливать их зимой.
  • Воспитывать чувство сострадания и милосердия.
  • Развивать любознательность детей.

Лесной календарь Виталия Бианки.

Месяц зимних гостей        с 21 ноября по 20 декабря.

Ноябрь, 5 неделя.  

Тема «Лесные гости».

День недели

Дневная прогулка

Понедельник

Наблюдение

 «Лесные гости».

Расширять знания детей о кочующих птицах.  

Вторник

Исследование

«Птицы и кормушка».

Обратить внимание детей на птиц возле кормушки.

Среда

Целевая прогулка

по участку детского сада «Птичьи кормушки».

Воспитывать чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

Четверг

Исследование

«Корм для птиц».

Обратить внимание детей на вкусовые предпочтения птиц.  

Пятница

Наблюдение

 «Птичья столовая».

Поощрять желание детей наблюдать за птицами.

Дополнительно

Исследование

«Тайны воробьёв».

(Наблюдение из окна).

Расширять знания детей о птицах.

Наблюдение «Лесные гости».

Задачи.  Расширять знания детей о кочующих птицах.  Формировать умение детей анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. Воспитывать желание бережно относится к птицам, подкармливать их зимой. Развивать любознательность детей, общую моторику, координацию речи с движением.

Беседа.  

Положить корм в птичьи кормушки.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей).

Спозаранок скачут птицы 

По заснеженным ветвям – 
Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам. 
                                            Юрий Синицын

Дети, как вы думаете, откуда прилетели к нам желтогрудые синицы? (ответы детей).

— По лесному календарю сейчас месяц «Зимних гостей». К нам из зимнего леса прилетают синицы, снегири, свиристели, дятлы.  Дети, как вы думаете, почему эти птицы прилетают к нам в город из леса? (ответы детей).

— В лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Таких птиц называют кочующие птицы.  Дети, как мы можем помочь лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей).

— Дети, что мы узнали о лесных гостях? (ответы детей).

Вывод. Лесные гости – это птицы из леса, которые прилетели в город в поисках корма.

Весёлые упражнения «Лесные гости».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Лесные птички

Желтогрудые синички,

С ветки на ветку летали

Семена собирали.

Бег по кругу, руки в сторону, взмахи руками (крыльями) вверх – вниз.

Красногрудые снегири

От зари и до зари

В парке летали,

Почки деревьев клевали.

Прыжки на двух ногах месте, взмахи руками (крыльями) вверх-вниз.

Свиристели прилетели,

Громко песенку запели,

Ягоды рябины собирали,

С места на место перелетали.

Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища вправо и влево.

Наклон вперёд.

Встали прямо.

Дятел в гости прилетел,

На дерево тихонько сел,

По стволу клювом застучал,

Короедов всех прогнал.

Ударяем кулачок о кулачок.

По желанию детей упражнения повторяются.

Исследование «Птицы и кормушка».

Задачи. Расширять знания детей о снегирях. Обратить внимание детей на птиц возле кормушки. Поощрять желание детей наблюдать за птицами. Воспитывать чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать наблюдательность, познавательную активность детей.

Исследование.

— Дети, я сегодня увидела снегиря. Снегирь – яркая птица, красной грудкой внимание привлекает, румяное яблоко напоминает. Черные крылья и шапочка на голове, серые пёрышки на спине.  Прилетают к нам снегири из хвойных лесов. Ягоды рябины, боярышника и шиповника клюют, тихонечко «Рюм-рюм-рюм!» поют. Дети, если вам посчастливится увидеть снегирей, тихонько полюбуйтесь птицами, стараясь не спугнуть.

Положить корм в птичьи кормушки.

Мы кормушки смастерили

Птичьи столовые открыли.

Кто к нам в гости прилетает,

Кормушки наши посещает?

— Юные орнитологи, исследования продолжаем, жизнь птиц изучаем. Задание: понаблюдать за кормушками. Выяснить: прилетают ли к кормушкам птицы? Как птицы ведут себя возле кормушек? Задание понятно? (ответы детей).

Дети, вспомним тайну орнитологов. (Ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Тайна орнитологов.

  • Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
  • Не нужно подбегать к птицам, мешать им отдыхать или кушать.
  • Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.

В конце прогулки или в группе предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

— Дети, вы заметили птиц возле кормушек? (ответы детей).

— Дети, как вы считаете, почему мало птиц на кормушке? (ответы детей).

— Птицы очень пугливы. Если рядом с кормушкой люди многие птицы к кормушкам не подлетают. Они издали наблюдают за нами. Но вот когда мы уйдём обедать, птицы слетятся к кормушке покушать.

        На вечерней прогулке или на следующий день педагог подводить детей к кормушке и показывает пустую кормушку.

— Дети, мы с вами насыпали много корма в кормушку. Как вы думаете, куда он исчез? (ответы детей).

— Дети, как вы считаете, почему птицы прилетают на наши кормушки? (ответы детей).

Вывод. Дети, птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на наши кормушки. Птичьи кормушки жизнь птицам облегчают, корм искать помогают.

Весёлые упражнения «Лесные гости».

Целевая прогулка по участку детского сада

«Птичьи кормушки».

Задачи.  Напомнить детям, что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей. Воспитывать чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Поощрять желание детей наблюдать за птицами. Развивать любознательность детей.

Беседа. 

Положить корм в птичьи кормушки.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Александр Яшин

Дети, почему птиц зимой нужно кормить? (ответы детей).

— Как вы думаете, только мы с вами повесили кормушку для птиц? (ответы детей).

Дети, сейчас мы погуляем с вами вокруг детского сада и внимательно посмотрим, где висят кормушки для птиц? Какие птицы прилетают на кормушки?

Дети, вспомним тайну орнитологов. (Ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Тайна орнитологов.

  • Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
  • Не нужно подбегать к птицам, мешать им отдыхать или кушать.
  • Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Во время прогулки педагог обращает внимание детей на кормушки для птиц не только на территории детского сада, но и за забором (если они есть). Поощряет тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Дети, как вы думаете, почему так много кормушек? (ответы детей).

Вывод. Дети, зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки. Птиц много, поэтому и кормушек надо много.

Весёлые упражнения «Лесные гости».

Исследование «Корм для птиц».

Задачи. Расширять знания детей о свиристелях. Обратить внимание детей на вкусовые предпочтения птиц.  Поощрять желание детей наблюдать за птицами. Воспитывать чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать любознательность детей.

Исследование.

— Дети, я сегодня увидела удивительных птиц. Это были крупные птицы, в нарядном оперении, с хохолком на голове. Они тихонько посвистывали, будто играли на свирелях: «Свири-свири-свир». А зовут этих удивительных птиц свиристелями. Свиристели любят спелые ягоды рябины. Стайками они перелетают с одного дерева на другое.

— Дети, почему птицы прилетают к нашим кормушкам? (ответы детей).

— Птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на наши кормушки. Птичьи кормушки жизнь птицам облегчают, корм искать помогают.

Накануне вечером педагог вместе с детьми насыпает в кормушки разные крупы, хлеб, семечки.

Мы кормушки смастерили

Птичьи столовые открыли.

За кормушками наблюдаем,

Что птицы кушают узнаем.

— Дети, свиристели любят кушать ягоды рябины. А интересно, что предпочитают кушать наши воробышки. Помните, что мы с вами вчера положили в наши кормушки? (ответы детей).

— Разные крупы, семечки и хлеб лежали в нашей кормушке. Заглянем в кормушку и посмотрим, что съели воробьи. Педагог вместе с детьми рассматривает кормушку. Отмечает, что осталось на кормушке.

— Воробьи любят крошки белого хлеба, семечки и пшено. А вот перловку и овсяные хлопья воробьи не клюют. Дети, что нового узнали мы о воробьях? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что птицы клюют не всё подряд, а выбирают ту еду, что им полезнее.

Наблюдение «Птичья столовая».

Задачи. Расширять знания детей о кочующих птицах. Поощрять желание детей наблюдать за птицами. Воспитывать чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать любознательность детей, общую моторику, координацию речи детей с движением.

 Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей).

Мы   кормушку   смастерили,  

Мы   столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник — снегири,

Ярче утренней зари.

                              3.  Александрова

Дети, а какие птицы прилетали в нашу птичью столовую? (ответы детей).

— По лесному календарю сейчас месяц «Зимних гостей». Дети, какие птицы прилетают в город из леса? (ответы детей).

— Как выдумаете, почему птицы перелетают зимой из леса в город? (ответы детей).

— Зимой в лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Поэтому таких птиц называют кочующие птицы. В голодные времена птицы надеются на помощь людей. Дети, как мы помогаем лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей).

Вывод. Дети, птичьи столовые помогают птицам пережить голодные времена.

Весёлые упражнения «Лесные гости».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Лесные птички

Желтогрудые синички,

С ветки на ветку летали

Семена собирали.

Бег по кругу, руки в сторону, взмахи руками (крыльями) вверх – вниз.

Красногрудые снегири

От зари и до зари

В парке летали,

Почки деревьев клевали.

Прыжки на двух ногах месте, взмахи руками (крыльями) вверх-вниз.

Свиристели прилетели,

Громко песенку запели,

Ягоды рябины собирали,

С места на место перелетали.

Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища вправо и влево.

Наклон вперёд.

Встали прямо.

Дятел в гости прилетел,

На дерево тихонько сел,

По стволу клювом застучал,

Короедов всех прогнал.

Ударяем кулачок о кулачок.

По желанию детей упражнения повторяются.

Исследование «Тайны воробьёв».

(Наблюдение из окна).

Задачи. Расширять знания детей о птицах. Поощрять желание детей наблюдать за птицами. Формировать умение детей отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать наблюдательность, познавательную активность детей.

Исследование.

Утром педагог кладёт корм в птичьи кормушки. Педагог, заметив, что к кормушке слетелись птицы, приглашает детей к окну понаблюдать за птицами.

— Дети, почему птицы прилетают к нашим кормушкам? (ответы детей).

— Птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают к кормушкам. Птичьи кормушки жизнь птицам облегчают, корм искать помогают. Дети, я открою вам тайну воробьёв. Птицы просыпаются с восходом солнца. Воробьи живут стайками. В каждой стайке есть разведчики. Они сидят возле разных кормушек. Как только в кормушку насыпали корм, разведчик громко чирикает, зовёт воробьёв покушать. Если стайка далеко, воробей-разведчик улетает за своими друзьями.

Мы кормушки смастерили

Птичьи столовые открыли.

За поведением птиц понаблюдаем,

Характер птичек мы узнаем.

— Юные орнитологи, исследования продолжаем, жизнь птиц изучаем. Задание: понаблюдать за поведением птиц. Выяснить: как птицы ведут себя возле кормушки.   Задание понятно? (ответы детей).

— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.

Через некоторое время предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

— Дети, что нового мы узнали о птицах? (ответы детей).

— Чаще всего на наши кормушки прилетают воробьи. Не все птицы сразу садятся на кормушку. Сначала на кормушку залетают одни птицы, затем другие. Одни птицы клюют корм на кормушке. Другие берут семечко в клюв и улетают с ним на ветки деревьев. Но если к кормушке подлетают другие птицы, большинство воробьёв улетают от кормушки. Дети, что нового узнали мы о воробьях? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что воробьи дружные птицы, о друзьях не забывают, вместе покушать приглашают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....