Волкова Н.А. Октябрь, 1 неделя. Животный мир. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Животный мир». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Осень. Октябрь 1 неделя.

Тема недели «Животный мир».

“Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить,

чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить”.

Артемий Николаевич Сладков

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формировать реалистичные представления детей о птицах.
  • Формировать представления о способах правильного взаимодействия с животными.
  • Расширять представления детей о домашних животных, зависимости животных от человека.
  • Расширять знания детей о птицах – наших соседях.
  • Вызвать интерес детей к жизни насекомых, птиц.
  • Развивать наблюдательность.
  • Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.
  • Воспитывать желание детей наблюдать за птицами, не мешая им.

Октябрь 1 неделя.  

Тема «Животный мир».

День недели

Дневная прогулка

Вечерняя прогулка

Понедельник

Наблюдение

«Домашние животные».

Расширять представления детей о домашних животных, зависимости животных от человека.

 Малоподвижная игра «Животное или растение».

Развивать логическое мышление детей, умение различать животных и растения.

Вторник

Исследование

«Чем птицы

питаются в городе?»

Формировать реалистические представления детей о птицах.

Творчество 

«Птицы».

Закреплять знания детей об основных формах объектов природы.

Среда

Исследование

«Чем птицы заняты днём?»

Формировать реалистические представления детей о птицах.

Дидактическая игра

«Плавает, летает, бегает».

Расширять знания детей о животном мире.

Четверг

Исследование

«Как птицы относятся

друг к другу и к людям?»

Расширять знания о приспособлении птиц к среде обитания.

Творчество 

«Фантазёры».

Формировать способность детей наблюдать, всматриваться в явления природы.

Пятница

Наблюдение

«Почему пропали насекомые?»

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Весёлые упражнения «Коровушка».

Поддерживать интерес детей к домашним животным.

Наблюдение «Домашние животные».

Задачи. Формировать представления детей о способах правильного взаимодействия с животными. Расширять представления детей о домашних животных, зависимости животных от человека. Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили. Поощрять желание детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Беседа.

— Дети, у вас дома живут животные? Расскажите, пожалуйста, о них (рассказы детей).

— Дети, как вы думаете, домашние животные похожи на нас? (ответы детей).

— Чем животные отличаются от человека? (ответы детей).

— Кто заботится о вашем питомце: вы или ваши родители? Как ваша семья заботятся о домашнем животном? (рассказы детей).

— Дети, как вы думаете, почему нужно, заботится о домашних животных? (ответы детей).

— Что будет, если человек перестанет ухаживать за домашними питомцами? (предположения детей).

— Дети, когда человек бросает своего питомца, выгоняет его на улицу, животное становится опасным. Животное не может добыть себе достаточно пищи в городе, оно становится голодным и злым. Если вы видите одну или несколько собак, гуляющих без поводка, никогда не бегите. Собака примет вас за дичь (еду) и начнёт ловить. От собаки нельзя убежать, собака бегает быстрее. Спокойно, медленно подойдите к взрослым. Никогда не замахивайтесь руками, палками на животных. На агрессию они ответят агрессией. Всегда помните у животных острые зубы и острые когти. Даже небольшая царапина или укус животного могут вызвать болезнь у человека.

Весёлые упражнения «Щенок».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Щенок утром потянулся,

Тяф-тяф-тяф.

Прогибаем спину, как щенок.

Вокруг себя он повернулся,

Тяф-тяф-тяф.

Кружение.

Молоко он полакал,

Тяф-тяф-тяф.

Качание головы вниз - вверх (лакаем).

И «спасибо» всем сказал,

Тяф-тяф-тяф.

Наклон головы вниз.

Он со мною поиграл, Гав!

Кружение.

Мячик весело поймал, Гав!

Прыжок, ловим мячик.

Мы с моим щенком вдвоём,

Очень весело живём

Похлопать фразу ритмично в ладоши

По желанию детей упражнения повторяются.

— Дети, понаблюдайте за домашними животными, которые будут проходить мимо детского сада. Обратите внимание на их внешний вид (животное живёт с хозяевами или это брошенное животное), как гуляет животное (с хозяином или одно). 

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за животными.

Малоподвижная игра «Животное или растение».

 

Задачи. Упражнять детей в умение различать животных и растения. Развивать логическое мышление, внимание детей, умение действовать по сигналу. Поддерживать интерес детей к познавательным играм.

Игра.   

Закличка

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, наша живая природа очень разнообразна. Есть животные: звери, птицы, насекомые, рыбы. А есть растения: цветы, травы, кусты, деревья. Игра называется «Животное или растение».  Я называю слова, а вы, пожалуйста, определите животное это или растение. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Педагог показывает движения.

Игровые правила:

  • растение – руки вверх поднимаем;
  • животное – руки на пояс, прыжок и замираем:
  • тишину соблюдаем, слово на слух воспринимаем;
  • слово называю я, а вы покажете движения, друзья.

— Дети, внимание! Игра начинается!!

        Игра проводится в быстром темпе. Педагог называет животное или растение, дети выполняют движения. Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.

— Превосходно, дети! Животных и растения различаете, правильно определяете.

«Птицы – наши соседи»

Исследование «Чем птицы питаются в городе?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес детей к птицам. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Воспитывать желание детей наблюдать за птицами, не мешая им.

Исследование.

Что любят птицы кушать?

И где находят корм?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

— Дети, открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили, что…

  •  Птицы – живые, у них есть… (голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост).
  •  На голове у птиц …. (клюв и два глаза). 
  • Тело птицы покрыто … (перьями).
  •  Птица умеет … (летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.) 

— Новое задание: наблюдаем за птицами. Выяснить: чем птицы питаются, где они находят корм в городе. Орнитологи, задание понятно? (ответы детей).

Дети, вспомним тайну орнитологов. (Ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Тайна орнитологов.

  • Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
  • Не нужно подбегать к птицам, мешать им отдыхать или кушать.
  • Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.

     В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Дети, что мы узнали о птицах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что птицы, которые живут в городе, едят разный корм. Птицы клюют ягоды, плоды, семена растений, крошки хлеба, семечки. Корм они находят на деревьях, кустах, на дорожках.

Мир птиц богат и разнообразен. Поиски пищи основное занятие для птицы.

Есть птицы, которые насекомых уничтожают – таких птиц насекомоядные называют.

Есть птицы, которые растительную пищу предпочитают – зерно, плоды, семена собирают. А есть птицы, которые разную пищу поедают, птиц таких всеядными называют.

Творчество «Птицы».

Задачи. Закреплять знания детей об основных формах объектов природы. Развивать, чувство формы, воображение детей. Формировать художественно–творческие способности детей.

Материалы к деятельности.  Палочки для рисования.

Рисование.

— Дети, как вы думаете, чем можно рисовать? (ответы детей).

— Посмотрите, пожалуйста, у меня в руке палочка. А вы знаете, что палочками можно тоже рисовать. Дети, как вы думаете, где можно рисовать палочками?  (ответы детей).

— Палочками мы рисуем на ровной и мягкой поверхности, на земле или песке. Дети, посмотрите, пожалуйста, я нарисовала овал. Педагог рисует палочкой овал.

— Пофантазируйте, во что можно превратить овал? (ответы детей).

        Педагог рисует и читает текст.

Палочки в руки возьмём,

рисовать сейчас начнём.

Туловище – овал,

голову круглую нарисовал.

Палочки – две ножки,

прыгают птички по дорожке.

Крылышки, хвост, клюв и глаза,

это не стрекоза.

Кто к нам в гости прилетел?

Звонко песенку пропел? (предположения детей).

— Дети, нарисуйте, пожалуйста, овал и превратите его в птицу?

 Дети рисуют, педагог помогает детям советам, интересуется, какую птицу нарисовал ребёнок.

— Дети, пора наших птиц отправлять в полёт. Говорим волшебные слова: «По моему хотению, по моему велению, птицы оживите, в небо летите!» Закройте глаза и представьте вашу птицу, как она летит высоко-высоко в небо.

— Очаровательно! Волшебная сила искусства птиц оживила, в полёт отпустила.

Исследование «Чем птицы заняты днём?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес детей к птицам. Закреплять представления детей о способах правильного взаимодействия с птицами.

Исследование.

Птицы всё время летают?

И никогда не отдыхают?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

— Дети, открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили:

  • птицы кушают… (разный корм);
  •  корм они находят …. (везде). 

— Новое задание: наблюдаем за птицами. Выяснить: чем птицы заняты днём? Орнитологи, задание понятно? (ответы детей).

Дети, вспомним тайну орнитологов. (Ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Тайна орнитологов.

  • Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
  • Не нужно подбегать к птицам, мешать им отдыхать или кушать.
  • Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.

          В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Дети, что мы узнали о птицах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что птицы, всё время двигаются, чтобы найти себе корм.

Дети, я открою вам тайну птиц. С заходом солнца птицы взлетают на деревья или крыши домом и отдыхают. Ночью птицы спят.

Игра «Плавает, летает, бегает».

Задачи. Расширять знания детей о животном мире. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать внимание.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети животный мир богат и разнообразен. Животные – это звери, птицы, насекомые, рыбы. Животные умеют плавать, летать, бегать. Плавают животные — вот так: ладони вместе, волнообразное движение рук вперёд. Педагог показывает движение.

— Летают животные – вот так: руки в стороны, взмахи вверх-вниз. Педагог показывает движение.

— Бегают животные – вот так: бежим на месте, руки полусогнуты в локтях. Педагог показывает движение.

Дети, я называю вам животное, а вы мне покажете, что он делает: плавает, летает, бегает. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Игровые правила:

  • Чок, чок молчок, рот на замок. Жесты отвечают, движения объясняют.
  • Плавает – ладони вместе, волнообразное движение рук вперёд, плывёт.
  • Летает – руки в стороны, взмахи вверх-вниз.
  • Бегает – бег на месте.

 

Дети, внимание! Игра начинается!

Лексический материал. Карась, волк, воробей, кошка, окунь, лошадь, кит, коза, муха, песец, сорока, лиса, комар, собака, акула, лев, попугай, тигр, пчела, олень, ворона, мышка, голубь… Дети движениями показывают названное животное.

— Потрясающе! Молодцы, дети!

Исследование «Как птицы относятся друг к другу и к людям?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания. Развивать наблюдательность и интерес детей к птицам. Воспитывать желание детей наблюдать за птицами, не мешая им.

Исследование.

Птицы дружат или нет?

Дайте точный мне ответ!

А с людьми они играют,

Или быстро улетают?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

— Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили:

  •  птицы все время двигаются, чтобы… (найти себе корм);
  •  с заходом солнышка птицы …. (отдыхают). 

— Новое задание: наблюдаем за птицами. Выяснить: взаимоотношения птиц друг с другом и людьми. Орнитологи, задание понятно?  (ответы детей).

Дети, вспомним тайну орнитологов. (Ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Тайна орнитологов.

  • Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
  • Не нужно подбегать к птицам, мешать им отдыхать или кушать.
  • Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.

     В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Дети, что мы узнали о птицах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что некоторые птицы (воробьи, голуби) живут вместе. Они вместе ищут корм, иногда дерутся из-за корма. Другие птицы, например, сороки летают по одному. Все птицы боятся людей.

Творчество «Фантазёры»

(в облачный день).

Задачи. Формировать способность детей наблюдать, всматриваться в явления природы. Развивать воображение. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Творчество.

Всё плывут кораблики,

Всё плывут кораблики

К нам издалека.

Белые кораблики,

Белые кораблики –

Это облака.

Яхнин Л.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, какие красивые облака плывут по небу. В детстве я любила играть в такую игру. Я смотрела на облака и фантазировала, на что или кого похоже то или иное облака. Поиграйте, пожалуйста, вместе со мной. Посмотрим на облака и представим, на какое животное похоже то или иное облако.

        Дети делятся своими впечатлениями.

— Чудесно, дети! В фантазёров играли, облака в животных превращали.

Наблюдение «Почему пропали насекомые?»

Задачи. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Вызвать интерес детей к жизни насекомых. Расширять кругозор детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Беседа.

Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, я не вижу не одного насекомого. А вы знаете, кто такие насекомые? (ответы детей).

Насекомые – жители нашей планеты. Животный мир представляют, ползают, бегают, летают. Бабочки и жуки, пчёлы и сверчки, кузнечики и муравьи, мухи и комары. Летом постоянно мелькали, а осенью куда-то пропали. Дети, как вы думаете, куда пропали насекомые? (предположения детей).

— У нас, людей, есть внутри горячая печка – кровь. Она тепло сохраняет, в холода выжить помогает. Есть горячая кровь у зверей и птиц. А вот у насекомых такой печки нет. Что же делать насекомым, как пережить зиму? (предположения детей).

— Насекомые осенью прячутся глубоко в землю, под кору деревьев и всю зиму спят, пока не пригреет солнышко. Я хочу вам рассказать о божьих коровках. Дети, вы знаете, кто это? (ответы детей).

Божьи коровки – это насекомые, жуки. Всё лето божьи коровки в одиночку летают, вредную тлю уничтожают. Осенью божьи коровки собираются в большие стаи. Стаи божьих коровок перелетают ближе к лесу, ближе к деревьям. Там, под корой, во мху или под опавшей листвой они находят место своей зимовки.

У божьей коровки не видно головки.

В оранжевом, в чёрную точку, платочке.

Её не ловите, пожалуйста, дети!

Милее она всех букашек на свете.

Пусть радует нас на зелёном листочке,

В оранжевом, в чёрную точку, платочке.

Лариса Терещенко

Дети, почему пропали насекомые? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что насекомые спрятались от холода.

Весёлые упражнения «Коровушка».

Задачи. Поддерживать интерес детей к домашним животным. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить русскую народную песенку. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Игра.

— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, русскую народную песенку запоминайте.  

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Уж как я мою коровушку люблю.

Ладони прижимаем к груди.

Уж как я-то ей крапивушки нажну.

Наклон вперёд, руки вниз.

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Встаём прямо, руки вперёд.

Ешь ты досыта, Бурёнушка моя.

Руки в стороны.

Уж как я мою коровушку люблю.

Ладони прижимаем к груди.

Сытно пойло я коровушке налью.

Наклон вперёд, руки вниз.

Чтоб сыта была коровушка моя,

Встаём прямо, руки вперёд.

Что бы сливочек бурёнушка дала.

Руки в стороны.

По желанию детей упражнения повторяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....