Волкова Н.А. Октябрь, 3 неделя. Поздняя осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Народная культура и традиции».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Осень. Октябрь 3 неделя.

Тема недели «Народная культура и традиции».

Природоведческая тема «Поздняя осень».

 “Любознательность – стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления”. 

Дмитрий Николаевич Ушаков

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Познакомить детей со вторым месяцем осени.
  • Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формировать способность детей наблюдать, всматриваться в явления природы.
  • Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
  • Закрепить представления детей о растениях леса.
  • Развивать любознательность детей.

Фенологический календарь природы.

Осень: начало осени, золотая осень, глубокая (поздняя) осень, предзимье.

  1. Глубокая, или поздняя, осень (примерно с 15 по 22 октября) — Начинается с окончания листопада до выпадения первого снега. В этот период обычны заморозки, лужи покрываются льдом. Пролетают на юг последние стаи уток, гусей, лебедей. Залегают на зимнюю спячку сурки, барсуки, ежи, медведи.

Октябрь 3 неделя.  

Тема «Поздняя осень».

День недели

Дневная прогулка

Вечерняя прогулка

Понедельник

Наблюдения за птицами.

 «Перелётные птицы».

Формировать представления детей о том, как похолодание изменяют жизнь птиц.

Творчество

«Фантазёры – Сказочники».

Формировать способность детей наблюдать, всматриваться в явления природы.

Вторник

Наблюдения за растениями.

Исследование

«Деревья осенью».

Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений.

Словесная игра

«Деревья в лесу».

Поддерживать интерес детей к растениям. 

Среда

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Исследование

«Октябрь – листопадник».

Познакомить детей со вторым месяцем осени.

 Мимическая игра

 «Осень».

Развивать способность детей выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов.

Четверг

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

«Приметы осени».

Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.

Словесная игра

«Приметы осени».

Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.

Пятница

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

«Поздняя осень».

Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.

Русская народная игра «Колпачок».

Развивать танцевальное творчество детей.

Наблюдение «Перелётные птицы».

Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание изменяют жизнь птиц. Помочь детям установить причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Поддерживать интерес детей к изменениям в природе родного края.  Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите? (ответы детей).

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся,

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт

— Дети, а вы знаете, что по лесному календарю наступил месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Дети, как вы думаете, каких птиц называют перелётными? (предположения детей).

Перелётные птицы – это птицы, которые осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются на Родину. Рано утром, когда я шла в детский сад, я увидела стаи птиц, которые летели на юг. Улетели на юг скворцы и грачи, кукушки и ласточки. Это насекомоядные птицы, они питаются насекомыми. Дети, как вы считаете, почему эти птицы улетели в тёплые края? (ответы детей).

— Осень. Тепла и света стало мало, исчезли насекомые, и поэтому насекомоядные птицы улетают в тёплые края. Становится все холоднее и холоднее, пролетают первые снежинки. Скоро реки и озёра покроются льдом! Дети, какие птицы живут на реках и озёрах? (ответы детей).

— Журавли и лебеди, гуси и утки – эти птицы живут и питаются на озёрах и реках нашей области. Но когда мороз скуёт льдом реки и озёра, птицы покинут нас, полетят в тёплые края, где реки и озёра не замерзают. Печальные крики журавлей раздаются с небес. Не хотят птицы покидать свою Родину, да нужда заставляет. Дети, почему воробьи, вороны, голуби, сороки не улетают в тёплые края? (ответы детей).

— Воробьи, вороны, голуби, сороки и зимой найдут себе корм, поэтому они не улетают. Дети, что мы узнали о перелётных птицах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что перелётные птицы – это птицы, которые осенью улетают в тёплые края, потому что не находят себе корма.

Весёлые упражнения «Ласточки пропали».

Задачи. Закрепить знания детей о перелётных птицах. Развивать любознательность, память детей, общую моторику, координацию речи с движениями.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Ласточки пропали,

Ладони приложим к щекам, покачаем головой вправо – влево.

А вчера зарей

Руки в стороны.

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Взмахи руками вверх-вниз.

Вон над той горой.

Встаём на носочки, руки вперёд, ладони вверх.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Приседаем, ладони сложим вместе и под щёку.

Лист сухой валится,

Встаём прямо, руки в стороны, ладонями вверх.

Ночью ветер злится

Да стучит в окно…

Афанасий Фет

Обнимаем плечи руками.

По желанию детей упражнения повторяются.

Творчество «Фантазёры – Сказочники»

(в облачный день).

Задачи. Формировать способность детей наблюдать, всматриваться в явления природы. Развивать воображение детей.

Творчество.

— Дети, вы любите фантазировать, сочинять истории? (ответы детей).

— Посмотрите, пожалуйста, на небо. Что вы видите? (ответы детей).

— Я вижу вверху удивительные сказки и истории, вы поможете мне их рассказать? (ответы детей).

Педагог рассказывает сказку, историю об облаках или тучах, дети ему помогают.

— Чудесно, дети! В фантазёров играли, сказки сочиняли.

Весёлые упражнения «Перелётные птицы».

Задачи. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам. Развивать общую моторику детей, координацию речи с движениями.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Насекомые пропали,

Птицы в лесу заскучали.

Руки вперёд, хлопок.

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать?

Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо.

Вместе собрались,

Стаей назвались.

В круг встаём, за руки берёмся.

Дружно взлетели,

На юг полетели.

Поворот направо, руки в стороны.

Бежим по кругу, взмахи руками вверх – вниз.

Долго летели, устали,

Сели, отдыхали,

Остановимся.

Приседаем, руки на колени.

Снова взлетели,

Дальше полетели.

Встаём прямо, руки в стороны.

Бежим по кругу, взмахи руками вверх – вниз.

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Остановимся.

Вы устали, отдохните.

Насекомых поищите.

Ходьба врассыпную.

По желанию детей упражнения повторяются.

Исследование «Деревья осенью». 

Задачи. Расширять знания детей о растениях. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Исследование.

— Дети, исследования начинаем, тайны растений отгадаем. Что такое деревья? (ответы детей).

Деревья – это высокие растения, у которых один толстый твёрдый ствол, много твёрдых толстых веток и тонких веточек, и много листьев. Дети, какие деревья растут на участке нашего детского сада? (ответы детей). Педагог показывает на деревья, которые назвали дети.

— Какие деревья вы ещё знаете? (ответы детей).

— Дети, цель нашего исследования: узнать, что происходит с деревьями осенью. Приступайте, пожалуйста, к исследованию.

        Через некоторое время педагог просит рассказать детей о своих наблюдениях.

— Дети, тайну растений расскажите, что происходит с деревьями осенью опишите. (Рассказа детей). Педагог благодарит детей, которые действительно наблюдали за деревьями или заметили что-то необычное.

— Осенью деревья листья теряют, зиму ожидают. Дети, как вы думаете, почему деревья осенью листья теряют? (ответы детей).

— Мало осенью света и тепла, поэтому растения вянут, деревья теряют листья. Все растения готовятся к зиме, к зимней спячке.  Дети, что мы узнали о деревьях? (ответы детей)

Вывод. Дети, мы узнали, что осенью у деревьев опадают листья, деревья готовятся к зиме.

Весёлые упражнения «Осень».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Садик мой весёлый,

Где ж твои цветы?

Удивлённое лицо.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Под дождём осенним

Изменился ты!

Пальцы рук к вискам, качание головы вправо-влево.

Ветер злой, холодный

Листья оборвал,

Руки вверх, ладони вперёд, покачивание влево – вправо.

Руки вперёд, встряхнём кисти рук.

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Встаём прямо. Ладони прижимаем к груди.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Жди – весна вернётся,

Зацветёшь опять!

Иван Белоусов

Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища влево и вправо.

По желанию детей упражнения повторяются.

Словесная игра «Деревья в лесу».

Задачи. Поддерживать интерес детей к растениям. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия деревьев. Развивать слуховое внимание, память детей.

Игровой материал: волшебная палочка.

Игра   

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей. 

— Дети, воображение включаем, игру начинаем. Вот смешанные лес, здесь растут хвойные и лиственные деревья. В лес вас, дети, приглашаю, деревья назвать предлагаю. Например, я вижу бук. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Игровые правила. 

  • Кого волшебная палочка выбирает, тот быстро дерево называет.
  • Названные деревья не называем, новые вспоминаем.
  • Кто не сможет назвать дерево, выходит в центр круга (он превратился в дерево).

Игра проводится в быстром темпе. Игра продолжается, пока дети поддерживают интерес к игре. В конце игры педагог благодарит тех детей, что остались стоять по кругу, за то, что они знают много названий деревьев, и «расколдовывает» тех, кто превратился в дерево.

Целевая прогулка по участку детского сада.  

Исследование «Октябрь – листопадник».

Задачи.  Познакомить детей со вторым месяцем осени. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений.  Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.

Исследование.

Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

Дети, какое сейчас время года? (осень).

— Правильно! Осень! Дети, назовите, пожалуйста, первый месяц осени. (Сентябрь).

— Первый месяц осени – сентябрь. Второй месяц осени называется октябрь. В народе октябрь называют Листопадником. Дети, как вы думаете, почему? (ответы детей).

— Цель нашего исследования, найти приметы октября – листопадника. Дети, на что вам нужно обратить внимание? (ответы детей).

— Деревья и кустарники изучаем, что происходит с листвой замечаем.

      Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на деревья и кустарники не только на территории детского сада, но и за забором. Вернувшись на свой участок, дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, как вы считаете, почему октябрь называют Листопадником? (ответы детей).

Дети, как вы думаете, почему деревья сбрасывают листья? (ответы детей).

Деревья готовятся к зиме. Листья испаряют влагу, а зимой дождей нет и не нужно испарять лишнюю влагу. Зимой на деревья падает снег. Если на каждом листочке будет снег, дерево не выдержит, и ветки дерева сломаются. Дети, что мы узнали об октябре? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что октябрь – второй месяц осени. Октябрь – листопадник. В этом месяце листья опадают с деревьев, деревья готовятся к зиме.

Весёлые упражнения «Осень».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Садик мой весёлый,

Где ж твои цветы?

Удивлённое лицо.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Под дождём осенним

Изменился ты!

Пальцы рук к вискам, качание головы вправо-влево.

Ветер злой, холодный

Листья оборвал,

Руки вверх, ладони вперёд, покачивание влево – вправо.

Руки вперёд, встряхнём кисти рук.

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Встаём прямо. Ладони прижимаем к груди.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Жди – весна вернётся,

Зацветёшь опять!

Иван Белоусов

Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища влево и вправо.

Наблюдение «Приметы осени».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.  Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность.

Беседа.

Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Какое сейчас время года? (ответы детей).

— Сейчас у нас осень. У каждого года времени есть приметы. Приметы осени вспоминаем, дружно называем. Дети, кто помнит, кто знает приметы ранней осени? (ответы детей).

Ранней осенью урожай собирают да на зиму запасают. Дети, кто помнит, кто знает приметы золотой осени? (ответы детей).

— Дети, приметы осени перечисляю, запомнить предлагаю.

  • Дни короче, ночи длиннее.
  • Ночью холодно, заморозки.
  • Света и тепла мало.
  • Растения увядают.
  • Листопад.
  • Птицы улетают в тёплые края.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

Алексей Плещеев

— Дети, какие приметы поздней осени перечислил автор в этом стихотворении?

— Высохли цветы, голые кусты, вянет и желтеет травка на лугах, дождик моросит, птички улетели в тёплые края. Дети, что мы узнали о времени года – осень? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что у каждого времени года есть свои приметы.

Весёлые упражнения «Осеняя песенка».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Миновало лето,

Осень наступила.

Помашем рукой в прощальном жесте.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу, плавно в стороны.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

Алексей Плещеев

Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо.

Мимическая игра «Осень».

Задачи. Развивать способность детей выражать эмоции с помощью мимики и жестов. Поощрять импровизацию, формировать умение детей свободно чувствовать себя в роли.

Игра.

— Дети, представьте, что вам предложили сыграть роль Золотой Осени, радостной, щедрой, доброй. Покажите мне, пожалуйста, Золотую Осень.

 Дети выполняют задание.

— Молодцы, дети! У золотой Осени лёгкая поступь, весёлое лицо. Сейчас у нас Поздняя Осень, грустная, печальная. Дети, сыграйте, пожалуйста, роль Поздней Осени. Дети выполняют задание.

— Чудесно! Молодцы, дети! Разную Осень показали, эмоции передали.

Словесная игра «Приметы осени».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Развивать слуховое внимание, память детей.

Игровой материал: листочек дерева.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей. 

— Дети, память включаем, игру начинаем. Игра называется «Приметы осени». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:

  • листочек бери, примету осени назови;
  • примету назвал, листочек соседу передал:
  • тишину соблюдаем, товарищам отвечать не мешаем.

Педагог первый называет примету осени и передаёт листок соседу. Игра продолжается, пока дети поддерживают интерес к игре.

— Восхитительно! Спасибо, дети! Приметы осени назвали, правила игры не нарушали.

Наблюдение «Поздняя осень».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.  Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.

 Беседа.

Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).

Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите?

Дети делятся своими впечатлениями.

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

Алексей Плещеев.

Дети, этот период осени называют поздняя осень. Помните, во времена золотой осени листья на деревьях были яркие, разноцветные. А сейчас, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, какие цвета преобладают в природе в это время года? (ответы детей).

— Да, вокруг нас тёмные, грустные тона. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Грязь на дорогах, хмурое, серое небо. Солнце встаёт поздно, и раньше уходит за горизонт, дни становятся короче, а ночи длиннее. Дети, что происходит с деревьями глубокой осенью? (ответы детей).

Деревья готовятся к зиме, сбросили листву. Дети, как вы думаете, почему птицы улетели на юг? (ответы детей)

Поздняя осень – это холодные ночи и прохладные дни, частые дожди или мокрый снег, холодные ветра. Не только деревьям и животным холодно, но и люди замерзают. Дети, как люди спасаются поздней осенью от холода? (ответы детей).

— В домах включили отопление, в деревнях топят печки. Люди надевают тёплые комбинезоны и куртки. Дети, что мы узнали о поздней осени? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что поздней осенью прохладно, дни становятся короче. Деревья готовятся к зиме, сбросили листву, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее.

Весёлые упражнения «Осеняя песенка».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Миновало лето,

Осень наступила.

Помашем рукой в прощальном жесте.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу, плавно в стороны.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

Алексей Плещеев

Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо.

Русская народная игра «Колпачок».

Задачи. Развивать танцевальное творчество детей. Поддерживать интерес детей к народным играм.

Игровой материал: колпачок.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей. 

— Дети, вот и закончилась жаркая летняя пора, осенние заготовки. Можно поплясать да повеселиться. Русские люди веселье любили, хороводы водили. Сказки сочиняли да в игры играли. Вот и мы поиграем в русскую народную игру «Колпачок».

Дети с помощью считалки выбирают «колпачка».

Считалочка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

На голову ребёнка одевается колпачок. Педагог объясняет правила игры.

— Ты – Колпачок, на пенёчке сидишь. Мы тебе песенку поём. Когда, к тебе подойдём, на ножки вставай, танцевать начинай. Потанцуешь, друга выбирай, поклонись, да колпачок подари.

 Ребёнок в колпачке, присаживается на корточки в центре круга. Дети вместе с педагогом идут по кругу проговаривают или поют слова текста.

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Ходьба по кругу хороводным шагом.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

Медленно идём к центру круга, держась за руки.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Маленькими шагами отходим назад от центра круга,

хлопая в ладоши. Ребёнок, стоящий в круге танцует.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь,

Поклониться не забудь,

Выбирай кого-нибудь.

«Колпачок» подходит к выбранному ребёнку, кланяется ему и выводит в центр круга.

Снимает и передаёт колпачок, выбранному ребёнку.

Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.

— Восхитительно! В русскую народную игру играли, осень провожали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....