открытое занятие "Народные промыслы России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим "Народные промыслы России" в старшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект открытого интегрированного занятия

по развитию речи «Народные промыслы России»

 в старшей логопедической группе «Звукарики».

Дата:

Количество детей: 8

Воспитатель: Нуриахметова Наиля Рахимьяновна.

Цель: Формировать представление у детей о народных промыслах  России (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Жостовская роспись, Матрёшки, народные промыслы Южного Урала: каслинское литье, камнерезное искусство, деревообрабатывающий промысел, Урало – сибирская роспись, бурачный промысел).

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи.

2. Расширить представления детей о народных промыслах России.

3. Расширять словарный запас детей за счет названий различных видов росписи, их характерных особенностей.

4. Совершенствовать умение детей вести диалог, участвовать в беседе, создавать условия для речевой активности.

5. Формировать эстетическое восприятие.

     Развивающие:

1. Развивать умение видеть особенности, характерные для определенного вида росписи.

2. Развивать познавательную активность, логическое мышление.

3. Развивать внимание, память, связную речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров.

2. Формировать эмоциональную отзывчивость, при восприятии изделий народных мастеров.

3. Формировать патриотические чувства, интерес к прикладному искусству России и родного края.

Оборудование: выставка различных промыслов, музыкальное сопровождение, наглядный материал, материал к игре «Собери матрешку», проектор, доска, иллюстрации  с изображениями росписей, разновидности расписных изделий, изделия мастеров родного пос. Муслюмово, указка.

Предварительная работа: просмотр презентаций о народных промыслах России и Южного Урала, разучивание стихотворений, рассматривание альбомов, беседы, чтение сказок Павла Петровича Бажова, д./и. «Укрась матрешку».

 Словарная работа: промыслы, Жостовская роспись, Хохломская роспись, Городецкая роспись, Гжель, Каслинское литье, бурачный промысел.

Индивидуальная работа: с Камиллой, Тимуром – побуждать отвечать на вопросы, с Полиной – четко проговаривать звуки в словах.

Структура мероприятия:

Вводная часть: длительность 3 мин.

Цель: введение в тему занятия, создание эмоционального настроя.

Основная часть: 20 мин.

Цель: реализация задач программного содержания.

 (физкультминутка, пальчиковая гимнастика).

Заключительная часть: 2 мин.

Цель: подведение итогов занимательной деятельности.

                                          Ход занятия:

Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? А какая наша страна по размерам? Большая, великая наша страна – много городов, деревень, поселков в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят : «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу) Откуда же берутся такие мастера?

Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала - залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы.

Основная часть:

Ребята, я приглашаю вас в путешествие по мастерским народных умельцев.

На доске будет изображено несколько картинок. Вы должны внимательно их рассмотреть и ответить на мои вопросы. Только не забывайте о том, что я буду принимать ответ только тех, кто поднимает руку.

1. Жостовская роспись 2. Гжель 3. Хохлома 4. Матрешка 5. Городецкая роспись

1) Как вы думаете, что это изображено (роспись)

2) Какие элементы использовал мастер в данной росписи?

3) Какие используют цвета?

4) Как вы думаете, из чего сделаны эти изделия?

5) Кто делает такие изделия? (мастер)

Как вы быстро ответили на мои вопросы. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с видами русского народного промысла, русскими стилями росписи, которыми можно украсить различные предметы, игрушки, такими как Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Жостовская роспись.

Гжель. Зародилась она в селе Гжель, поэтому её так и назвали. В этой росписи используют только синий, голубой и белый цвет. (дети повторяют «Гжель»)

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.                   Настя
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

Воспитатель: Какие элементы используют мастера Гжельской росписи?

Хохлома. Зародилась она в деревне Хохлома, поэтому её так и назвали. В этой росписи используются красные, зеленые и золотистые тона по черному фону. (дети повторяют «хохлома»)

Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками                     Арсен
Ягодками и листочками.
Называется она -
Золотая Хохлома

Воспитатель: Какие элементы используют мастера Хохломской росписи?

Городецкая роспись. Зародилась она в деревне Городец. Она отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены, используют на жёлтом фоне голубой, розовый, красный, зелёный цвета. (дети повторяют «Городецкая роспись»)

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан –          Вика

До чего ж красивый он!

………………………….

Здесь купавки, розаны

На деревьях, кустах,

Городецкие кони

В Городецких лугах

Воспитатель: Какие элементы используют мастера Городецкой росписи?

Жостовская роспись. Зародилась в деревне Жостово, поэтому так и назвали. Жостовские подносы яркие, праздничные, украсят любой дом. На подносах можно увидеть целые картины с фруктами и ягодами, птицами и насекомыми, животными, букетами цветов. (дети «Жостовская роспись»)

                                 Есть подносы не простые

А искусно расписные

На них жостовские мастера

Творят веками чудеса!                             Максим

Красно-алые бутоны

В изумрудных листьях тонут,

А из золота канва

Всегда воздушна и легка.

Воспитатель: Какие элементы используют мастера Жостовской росписи?

Воспитатель: Ребята, а как называется наша малая родина?

Дети: Урал.

Воспитатель: Да, ребята, наша малая родина, наш край называется Урал, а точнее мы с вами живем на Южном Урале. Прежде чем продолжить наше путешествие, мы немного разомнемся. 

Физкульминутка.

1,2,3,4 мы живем с тобой в России (шагают на месте)

5,6,5,6 край Урал в России есть (голову вправо-влево)

7,8,7,8 мастерами славится (хлопают в ладоши)

9,10,9,10 всем нам очень нравится (показывают большие пальцы)

Мастера предметы украшают (шагают на месте)

Красотой нас окружают (круг руками)

Воспитатель: Ребята, жар-птица, пролетая, уронила и  над нашим уральским краем свои красивые перышки, и у нас тоже появились мастера – умельцы.

Посмотрите на творчество мастеров нашего Южного Урала (демонстрирует изделия).

Каслинское литье.  Есть в Челябинской области город Касли, где издавна люди научились тяжелый чугун превращать в грациозные и изящные творения. Они научились делать изумительной красоты шкатулки, вазы, скульптуры и т.д.

Урал славится камнями-самоцветами, которые считаются богатством Уральских гор (демонстрирует  и называет коллекцию камней). Люди научились изготавливать из камня разные изделия, называют таких мастеров камнерезами (дети повторяют «камнерезы»). (Демонстрирует из камня бокалы).

Богата и природа Урала.  Для сбора ягод, грибов, орехов люди стали делать посуду из бересты. Бурак – сосуд цилиндрической формы, изготовленный из бересты, березовой коры, от этого и название промысла – бурачный  (дети повторяют «Бурачный»).

 Уронила жар-птица свое красивое перышко и на нашу муслюмовскую землю. И появились в нашем поселке Муслюмово свои мастера, которые создавали изделия изумительной красоты: вышивали  на полотенцах и фартуках, ткали  половики (демонстрирует),  а резьбой по дереву занимаются занимаются до сих пор и называют их столярами (дети повторяют «столяр») (демонстрирует работы местных мастеров).

А сейчас  отгадайте загадку об одной игрушке.

Эти яркие сестрички, дружно спрятали косички и живут семьей одной. Только старшую открой – в ней сидит сестра другая, в той – еще сестра меньшая… Доберешься ты до крошки, эти девицы - … (матрешки)

Дети: Матрешки!

Воспитатель: Правильно, матрешка (демонстрация игрушек). Матрешка -  символ добра и благополучия каждой семьи. Какая матрешка?

Дети: деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная и т. д.  Мастера – умельцы расписывают матрешек по разному: и гжелью, и хохломой, и городецкой росписью, и жостовской,

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, матрёшки все одинаковы?

Дети: Нет, все разные.

Воспитатель: Матрешка так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образ творчества, как памятный подарок, национальный сувенир…

 

А сейчас мы с вами тоже превратимся в мастеров и украсим матрешек (звучит мелодия «Курай»,  детям предлагается игра «Собери матрешку» ).

Подведение итога занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"

Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....

Народные промыслы России

Данная работа посвящена изучению детьми истории возникновения народных промыслов в России. Дети в презентации знакомяться с городецкими, хохломскими, дымковскими, филимоновскими изделиями, изготовлены...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...

Конспект открытой интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Народные художественные промыслы России»

Конспект открытой интегрированной НОД для детей старшей группы по художественно- эстетическому воспитанию...

Краткосрочный проект в средней группе № 1 «Русские народные промыслы России. Традиции и культура России»

Тип проекта: Познавательно-творческийПродолжительность: 1 неделяУчастники проекта: дети средней группы, воспитателиВозраст детей: 4-5 летПроблема: В современное время познавательны...

Конспект открытого занятия на тему "Народные промыслы России"

 Цель: Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста  о народных промыслах  России (Дымковская роспись, Хохломская роспись, Гжель посредствам познавательно-исследователь...