«Сторителлинг, как метод экологического воспитания дошкольников»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

 подготовительная группа                                                       СОЛНЫШКО

Сторителлинг - как средство воспитания экологической культуры.

Воспитание в человеке экологической культуры — очень сложный, многоуровневый, комплексный процесс, который реализуется на основе индивидуального подхода и направлен на формирование в человеке научно-познавательного интереса к природной и социальной окружающей среде. Индивидуальный подход к воспитанию предполагает поиск новых путей в этом процессе. Экологическое воспитание предоставляет широкий выбор разнообразных методов и форм работы, направленных не только на приобретение конкретных экологических знаний и умений, но и на формирование мировоззренческих и нравственных основ.

Одним из таких экологических методов является сторителлинг (в данном случае это ЭКОСТОРИТЕЛЛИНГ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации г. Юрга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   компенсирующего вида № 28 «Ромашка»

Конспект выступление на методическом объединении для воспитателей

 по теме

 «Сторителлинг, как метод экологического воспитания дошкольников»

        Подготовили:

воспитатели

Сушко А.Л

Яковлева Н.В

Сторителлинг - как средство воспитания экологической культуры.

Воспитание в человеке экологической культуры — очень сложный, многоуровневый, комплексный процесс, который реализуется на основе индивидуального подхода и направлен на формирование в человеке научно-познавательного интереса к природной и социальной окружающей среде. Индивидуальный подход к воспитанию предполагает поиск новых путей в этом процессе. Экологическое воспитание предоставляет широкий выбор разнообразных методов и форм работы, направленных не только на приобретение конкретных экологических знаний и умений, но и на формирование мировоззренческих и нравственных основ.

Одним из таких экологических методов является сторителлинг (в данном случае это ЭКОСТОРИТЕЛЛИНГ)

Цели:

Формирование бережного отношения к окружающей среде, соблюдение нравственных принципов взаимоотношений с природой, использовании ее ресурсов, а так же активная деятельность по изучению и защите природы.

Задачи:

Воспитывать чувства бережного отношения к природе

Развивать познавательную, творческую и общественную активность детей в процессе экологической деятельности

Привить начальные экологические навыки и умения

Углубить, расширить экологические знания

Сторителлинг, как метод общения и выступлений, был разработан в США, впервые термин «сторителлинг» применил Дэвид Армстронг

Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа, т.е рассказывание увлекательных историй с реальными или выдуманными персонажами.  Экосторителлинг- это составление рассказа, истории, сказки о природной и социальной окружающей среде( можно рассказать притчу о лесе, историю о парке и родниках, которые нуждаются в помощи, интересную историю о деревне и окружающей ее природе. В историях для детей важно одушевлять природные явления, объекты.

Основа экосторителлинга - техника донесения информации через экологические истории, рассказы, притчи и т.д.

Педагоги в работе с воспитанниками постоянно используют технику сторителлинг, даже не задумываясь, что это целая технология «СКАЗИТЕЛЬСТВА».

В своей деятельности в работе с детьми мы  используем технологию сторителлинг ,всегда двигаемся от простого к сложному, учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.Хочу такой сайт

При реализации в работе с детьми техники экосторителлинг использую следующие элементы:

1.Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

— Когда-то давным-давно…

— И произошла однажды вот  такая история…..

— О! А, вы слышали историю про…

— В некотором царстве, в некотором государстве…

— Жили-были…

— Это произошло темной и дождливой ночью…

— Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Принципы историй: простота, неожиданность, конкретность (персонажи и истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам, реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).

3. Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а усложняется.

4. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта.

5. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением, как в басне мораль.

Чтобы детям было интересно можно взять.

 «Кубики историй» и адаптировала под своих воспитанников. Правила этой игры просты и легко запоминаются детьми, суть её – «бросай» и «рассказывай»

«Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки или используют для построении своих рассказов (Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.).  

Конверт-доска-это плоскостное изображения при помощи пластилина, на определенную тему.

Применяя конверт-доску нам удалось разнообразить свою работу. Ребята с удовольствием включаются в работу. С помощью пластилина лепят героев, своего рассказа, заранее договариваются между собой: кто какого героя изготовит, какое настроение будет у  него, какую часть рассказа они хотят изобразить на доске. После того, как все детали изготовлены, ребята составляют композицию на доске-конверте.

Рассказывать сказки, рассказы или истории, изображенные на доске- конверте можно несколько дней. Ребята с радостью переносят свою удивительную историю, в виде изображения на доску.  

Например, при изучении темы «Сезонные изменения в природе» можно рассказать детям историю дерева «Жизнь Дуба» (историю мы придумали сами).

 «Живет в лесу старый Дуб.

Красавец, стройный, высокий, могучий, богатырь!

Дуб среди деревьев, что лев — царь среди зверей, что орёл — царь между птиц!

Весной, когда снег полностью растает, облачается Дуб в яркую зеленую рубаху с резными листочками, с молодыми желудями. Стоит все лето красавцем, с каждым днем рубаха все краше и краше. Вот и осень наступает, Дуб рубашку свою на новую меняет — разноцветную: красно-желтую с зелеными пятнами. А к морозам ближе, одевает Дубок коричневый тулуп и стоит так почти до снега. В зиму снимет Дуб наряд и спать до весны ложится, чтоб весной порадовать окружающих своим новым нарядом. Вот такой он, Дуб!»

В лесу стояло дерево. Однажды в к дереву пришли злые дети. От нечего делать начали качаться на ветках. Одна ветка хрустнула и обломилась, из ее ранки потекли горькие слезы. Мимо проходили добрые дети, они увидели плачущую березку, перевязали ранку. А потом стали приходить к деревцу, ухаживать за ним. Скоро веточка зажила, и березка опять стала улыбаться и радовать всех своей красотой.

При использовании технологии сторителлинг, у детей появляются положительные эмоции, что способствует творческому самовыражению обучающихся и является хорошим психологическим условием для формирования прочных представлений об окружающем мире, для выработки умственных и практических навыков, а так же влияет на результат образовательного процесса.

Результат деятельности воспитанников – творческие работы, театральные представления, а главное, - насыщенные сюжетом игры. Желание детей развивать игровые сюжеты и решать экологические ситуации после занятий в своей деятельности и дома означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.

Таким образом, на основе представлений об окружающем мире, которые дети получают через технологию сторителлинг и чередование ее с другими видами деятельности, могут быть заложены первоначальные формы осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы и экологически целесообразного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. ...

Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления...

Игра как метод экологического воспитания дошкольников

Доклад-презентация на педагогическом совете "Игра как метод экологического воспитания дошкольников"....

Игра, как метод экологического воспитания дошкольников

Сегодняшнее состояние окружающей среды является следствием варварского подхода к использованию природных ресурсов за прошедшее столетие. Нельзя просто научить человека любить природу, эти знания ...

Методическая разработка: "Экологическая сказка как метод экологического воспитания дошкольников"

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – ...