Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в старину».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сорокина Г.В.

создание условий для ознакомления и изучения традиций и быта родного края,

           русского народа и древних имен; способствовать формированию духовно-

           нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к

           народным национальным культурам через устное народное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_starinu.docx101.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА 1874 г. МОСКВЫ СП «РАДОСТЬ»

Конспект

открытого занятия

в старшей группе

«Путешествие в старину».

Воспитатель:

Сорокина Галина Викторовна

г. Москва 2023 г.

Цель: создание условий для ознакомления и изучения традиций и быта родного края,

русского народа и древних имен; способствовать формированию духовно-

нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к

народным национальным культурам через устное народное творчество.

Задачи.

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с жилищем русского человека – избой, с предметами быта наших предков;
  • вызвать интерес к русским традициям и обычаям;
  • закреплять умение лепить предметы (ложки) из соленого теста.

Развивающие:

  • развивать интерес к истории своей страны, к происхождению имен;
  • обогащать словарь детей пословицами, новыми словами (изба, рушник, лапти, туесок, чугунок, плошка, ушат, лучина, рубель, ступа, ветерено);
  • формировать образную речь, обогащать словарь детей.

Воспитательные:

  • прививать детям любовь и интерес к русской старине, родной культуре;
  • вызвать желание больше узнавать о жизни русского народа;
  • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям гостеприимства; воспитывать любовь к Родине.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: изба с предметами быта (печь, лавка, стол, деревянная, деревянная и глиняная посуда, сундук, чугунки, самовар, корзины, половики, рушники, валенки, лапти, балалайки); мультимедийная установка, презентация «Предметы стрины», записи русской народной мелодии и песни; скатерть, тарелочки, салфетки, соленое тесто в тазу, жостовский поднос, деревянные ложки.

Предварительная работа:

  • разучивание народных игр, потешек, пословиц, поговорок;
  • создание мини музеев: «От погремушки до современных музыкальных инструментов», «Ложки да плошки – предметы русской утвари», «Музыкальные инструменты – свистульки»;
  • придумывание узоров по мотивам народной росписи;
  • сбор и рассматривание русских народных предметов быта, утвари (посуды);
  • работа в книжном уголке: рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с изображением палат, бояр, купцов, богатырей, утвари, посуды, одежды, старинных изб, предметов быта;
  • изготовление игр пазлов: старинные народные игрушки, старинные музыкальные инструменты.

Ход. Дети заходят в зал, в середине которого стоит большой камень с надписями.

Воспитатель. И куда мы с вами пришли. Смотрите, камень стоит, а на нем что-то

написано. Читаю:

Прямо пойдешь – в лесу пропадешь,

Налево пойдешь – далеко не уйдешь,

Направо пойдешь – много знаний приобретешь.

И куда же нам лучше пойти?..

Конечно. Лучше пойдем туда, где можно много знаний можно приобрести, направо.

Воспитатель. У нас сегодня день чудес,
У нас радость до небес,
Мы в гости пришли,
Дом старинный нашли.

А как же нам в дом войти?

Дети. Постучать надо или позвонить? (стучим)

Воспитатель. Постучать, видимо, мало. Надо что-то сказать, спросить.

Дети. Кто, кто в домике живет?

Кто, кто в тереме живет?

Кто в избушке живет?

Избушка, избушка, повернись к нам передом, а к окну задом.

Воспитатель. Постучали, разрешения войти в избу спросили. Заходим. Что-то надо

нам сказать?

Дети. Здравствуйте, хозяева! (вместе с детьми делает поклон, правой рукой от

сердца).

Слава роду твоему!

Мир вашему дому!

Здраве буде!

Здравствуй, добрый молодец!

Здравствуй, красная девица (ясная)!

Хлеб да соль в ваш дом!

Здравствуйте, добрые люди!

Воспитатель. А как вы думаете, что это за фразы?

А что означают все эти приветствия?

(такое приветствие означает, что человек желает другому крепости, твёрдости, выносливости и благополучия).

(Этим демонстрировали, что намерения у пришедших добрые. Восклицание должны были услышать все находящиеся в доме. Делалось это ещё и для того, чтобы добрые слова услышал домовой. Ведь славяне считали, что он не просто хранитель очага и порядка в доме, но и воплощение бога Рода).

(При встрече или знакомстве наши Предки в первую очередь желали человеку добра и здоровья, прославляли его Род и Богов. Приветствие - это знак уважения к ближнему. Так, среди простого народа, было принято здороваться со встречным незнакомцами, не говоря уже о родственниках и соседях).

Воспитатель. А сейчас как мы с вами здороваемся?

Дети. Ответы…

И раньше говорили «девицы», «молодцы».

- Что значит «девица»?

«Три девицы под окном пряли пряжу поздно вечерком.

Молвила одна девица…»

Дети. Девушка.

Воспитатель. Скромная девушка, незамужняя девушка. Девочка.

Воспитатель. А что значит «добрый молодец», «красный молодец», «удалой

молодец»?

«Ой ты, гой еси, добрый молодец! По делу пытаешь или от дела плутаешь

будь здоров

Дети. Мальчик. Парень. Сильный. Храбрый. Крепкий.

Воспитатель. А теперь говорят «мальчик», «молодой человек», «юноша». «Удалец

– молодец» до сих пор порой говорят.

Воспитатель. Какие же в старину были имена у этих молодцев и девиц?

Дети. Ответы.

Воспитатель. Молчан (что оно означает – ответы детей: молчун).

Ждан… (что оно означает – ответы детей: долгожданный).

Доброслав - (добро славит)

Мирослава - (мир славит)

Агрофена - горестная

Аверьян – (лат) – прогоняющий (врагов)

Агап – (греч) – любимый

Святогор – ужасный великан, святая гора

Василиса – (греч) – царственная

Бронислава – славная защитница

Владислава – владеющая славой.

Воспитатель. А вы знаете, что означают ваши имена?

Дети. Рассказывают…

(Алина – справедливость, честность, благородная, знаменитая.

Боря – Борислав стар., борец за славу, борющийся.

Саша – мужчина, оберегающий муж, защитник.

Женева – решительность, выносливость, проницательность.

Диана – божественная, небеса, посланница здоровья.

Андрей – мужественный, храбрый, смелый.

Валя – сильная, здоровая, крепкая.

Эльвира – символ плодородия, белая, оберегающая, защищающая всех.

Варвара – жестокая, грубая, варвар.

Платон – широкоплечий, широкий, мыслитель.

Марюс – морской, мужественный, символизирует смелость, решительность, активность.

Аделя – благородная, невозмутимая; справедливый, честный, правдивый, верный.

Барсбек – тигровый богатырь, гармоничный ум, душу и тело, символизирует силу,

мужество, решительность.

Даниил – Бог мой судья.

Искандар – защитник, победитель.

София – мудрость, разумость, наука.

Егор – земледелец, воин, охотник.

Паша – малый, маленький, небольшой, незначительный).

Воспитатель. Какие раньше были прекрасные имена, и наши с вами имена не

менее прекрасны, тем более что происходят они от старых, древних

имен.

Раньше, в древние времена жили-были богатыри, витязи, была дружина. Вы знаете, кто такие витязи, богатыри? Что такое булат? Что такое дружина?

Дети. Витязи – это отважный, бесстрашный воин, победитель, богатырь, любящий

свою Россию, желающий ее защищать.

Богатыри – это герои былин и сказаний, это значит смелый, герой, храбрец,

военноначальник.

Дружина – приближенные князя, княжеское войско, вооруженный отряд.

Булат – холодное стальное оружие (сталь)

Воспитатель. Молодцы! Вы все сказали правильно.

Хочу добавить, что Богатыри - совершающие подвиги религиозного или патриотического характера, они стояли на страже Руси, на заставе; тяжеловооруженные конники и пехотинцы.

Молодцы! Вы все сказали правильно.

А теперь давайте рассмотрим с вами дом? Я что-то неправильно назвала?

Дети. Не дом, а изба.

Воспитатель. Правильно. Молодцы. А почему называется изба? Чем отличатся от

дома?

Дети. Дом – это кирпичный, каменный… А этот дом из бревен, значит изба. И в

избе стоят длинный стол и длинные лавки.

Воспитатель. Одни люди жили в избах, а другие люди жили в других помещениях.

Кто знает, в каких еще помещениях, жилищах жили другие люди, как

они назывались по-старинному?

Дети. Палаты. Жили в них царь, купцы, бояре.

Воспитатель. Правильно, в палатах жили купцы, бояре, т. е. богатые люди. А палаты-то, где находились, в которых жил царь? Как это помещение называлось?

Дети. Дворец.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы правильно сказали.

Воспитатель. А что вы видите в избе и зачем нужны эти предметы? Расскажите.

Дети. Печка. Она обогревала избу. Лечила людей. В ней еду готовили. Печь топили

дровами.

Воспитатель. Правильно. Это русская печь. Печка – матушка, печка – кормилица.

Косточки прогревай, да здоровье поправляй. Говорили в старину.

Потому что она еще и лечила.

- И раньше на печку прятали куклу «Оберег», чтобы в избе всегда было тепло и

уютно.

- А чем сейчас обогревают дома, жилище? (Батареи).

Воспитатель. Что еще видите?

Дети. Чугунок. В нем еду готовили.

Воспитатель. А сейчас в чем готовят еду? (дети перечисляют).

У нас здесь нет этого предмета, но я вам загадаю загадку, а вы

назовете, чего у печи не хватает:

- Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает, а сам в угол идет.

Что это такое?

Дети. Ухват.

Воспитатель. А чтобы в печи огонь хорошо горел и тепло долго сохранялось, что

надо было делать и чем?

Дети. Надо было ворошить дрова и угольки. Кочергой.

Воспитатель. Что еще есть в избе?

Дети. Самовар.

Воспитатель. А зачем самовар? Что значит самовар?

Дети. Воду кипятить. Чай заваривать.

Воспитатель. А сейчас в чем воду кипятят для чая?

Дети. В чайниках.

Воспитатель. Что еще есть в избе?

Дети. Кувшин…

Крынка…

Ступа…

Миски…

Рубель…

Рушник…

Берестяная посуда…

Воспитатель. А это что такое стоит на одной ноге у печи?

Дети. Лучина.

Воспитатель. Ребята, а вы помните, чем хороша, красна изба?

Дети. Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

Воспитатель. А почему так говорят?

Дети…

Воспитатель. Что еще вы видите, на столе?

Дети. Ложки. Деревянные ложки.

Воспитатель. Ах ложки хороши. И мы их можем сделать от души. Давайте слепим

ложки из соленого теста? А когда они высохнут, мы их распишим.

Только сначала давайте попрощаемся с избой. Как мы можем по

старинному попрощаться.

Дети. Гой еси (будьте здоровы)…

Дай Бог здоровья…

Буде здраве…

Жит поживать, да добра наживать…

Прощенья просим. (Бог простит)…

Не поминай лихом…

Легкого пути…

Иди с Богом…

Пойдемте в группу.

Дети садятся за столы и лепим ложки.

Итог занятия.

Воспитатель. Где мы с вами сегодня были, у кого в гостях, что видели, о чем

говорили? Кому, что понравилось? Кто, что запомнил?

Дети…

Воспитатель. Вы сегодня все молодцы. Хорошо отвечали. Много интересного

знаете про старину. Хорошо потрудились: ложки красивые слепили.

Они займут достойное место в нашем музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для старшей группы "Путешествие в осенний лес, или Как дикие животные готовятся к зиме"

Конспект открытого занятия для старшей группы направлен на систематизацию знаний детей о зиме и зимних явлениях, учит детей узнавать и различать особенности внешнего вида, образа жизни диких животных...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие на передачу «Моя семья»

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....

Конспект открытого занятия в старшей группе "Путешествие в осенний лес"

Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема "Путешествие в осенний лес"...

КОНСПЕКТ Открытого занятия в старшей группе « ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»

ЦЕЛЬ:  Учить детей создавать в движении определенный образ.ЗАДАЧИ:  Развивать певческие навыки, умение сочинять мелодии к короткому четверостишию в разных жанрах; использовать природный и бр...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие на передачу «Моя семья»

конспект заняти по приобщению детей к скмейным ценностям...