НОД "Поможем Матушке- природе!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Порошина Ольга Николаевна

НОД Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Поможем Матушке -природе"43.17 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог: Порошина Ольга Николаевна,  МБОУ «Начальная школа –детский сад М. Монтессори»

Тема: «Поможем Матушке природе»

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Дата проведения: 26.04. 2023 г.

Цель: формирование знаний детей о проблеме охраны природы.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать обогащению и закреплению правил поведения в лесу с помощью знаков охраны природы ««правила поведения в лесу»; 

- расширять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязи между объектами природы, а также отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений;

- формировать навыки классификации предметов по материалу изготовления,
составлять целое из нескольких частей, соотносить изображение животного с его местом обитания, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие: 

- развивать познавательный интерес у детей к миру природы;

-развивать связную речь;

-предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения;

-развивать зрительное внимание, восприятие, пространственное и зрительную ориентировку на листе бумаги, логическое мышление, память, сравнивать, анализировать,

Воспитательные:

-воспитывать инициативность, самостоятельность, умение взаимодействовать в малом коллективе;

- воспитывать у детей желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Тип занятие: закрепление

Вид занятия: познавательное

Материал и оборудование: посылка,  2 конверта с письмом, знаков охраны природы ««правила поведения в лесу», подносы, знаки «светофора природы»: красный, зеленый, «тропинки» из коричневого картона, ручей из синего картона, предметная картинка с птенцом, карточки лабиринты, 3 контейнера: красный, зеленый, синий, с обозначением вида мусора: пластик, стекло, металлические предметы, предметные картинки мусора, макет костра, капельки, предметная картинка с вырубленным лесом, разрезные картинки деревьев, предметная картинка с животными, карандаши, карточки «Помоги животным попасть домой», предметные картинки «этапы развития насекомых»,  солнышки: улыбающиеся и грустные, медальки «Защитники природы», телефон,  аудиозапись «голос птенца», елки. Специальные условия по сопровождению ребенка с ФРЗ для индивидуальной работы: предметные картинки яркие, имеют четкую детальность, не ламинированные, использование более крупных наглядных пособий, освещенность рабочего места, близость расположения ребенка к воспитателю, проведение зрительной гимнастики со снятием очков, физминутки.

Предварительная работа: беседы о весне, насекомых, птицах, животных, поведении в лесу и  знаках охраны природы ««правила поведения в лесу», защите природы, дидактические игры: «Что с начало, что потом», «Лабиринты», чтение художественной литературы: «Мир насекомых». Т.Н. Нуждина, «Эколята — друзья и защитники природы!» О. Халеева, рассматривание энциклопедий.

Организация обстановки:  на ковре у окна   лежит «тропинка» из картона,   вдоль окна стоят 3 стола и стулья, на которых стоят простые карандаши, стоит на подставке предметная картинка-птенец, лежат карточки-лабиринты на каждого ребенка,  посередине группы, лежит ручей из картона на нем капельки, вдоль полок стоят 2 стола вместе, на которых стоит макет «костра», разбросан мусор: предметные картинки и стоят 3 коробки для мусора, лежит «тропинка» из картона для перехода к следующему столу, на нем лежат 2 комплекта разрезных картинок, лежит посередине группы «тропинка» из картона для перехода к столам которые стоят у окна, лежит «тропинка» из картона для перехода к столу который стоит посередине группы.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята! Посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями:

- Здравствуйте – слово, какое чудесное,

Чуточку доброе,  чуточку нежное.

Здравствуйте, мы скажем этому дню.

Здравствуйте, скажем, мы всем и всему! (Дети здороваются)

- Доброе утро, дорогие дети и уважаемые взрослые.

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Что происходит весной?

Дети: Тает снег, прилетают перелетные птицы, просыпаются от зимней спячки животные и насекомые, появляются цветы, трава, дни становятся теплее.

Воспитатель:  Да все правильно природа оживает, скажите, пожалуйста, а что такое природа?

Дети: Природа - это все то, что нас окружает и не создано руками человека.

Воспитатель: Ребята, утром нам прислали посылку, хотите посмотреть, что в ней?

Дети: Да.  (Раскрывают посылку, а в ней специальные знаки «правила поведения в лесу» и письмо).

Воспитатель: Посмотрите здесь какие - то знаки и письмо, давайте прочитаем, что в нем написано. (Воспитатель читает письмо).

Воспитатель: «Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи! К нам в лес пришли  люди, которые не знают правил поведения в природе,  они натворили много бед! Пострадали птицы,  насекомые и  звери в лесу. Помогите навести порядок, спасите лес и братьев ваших меньших! Посылаю вам знаки «правила поведения в лесу», расставьте, пожалуйста, эти знаки в лесу, чтобы люди знали как надо вести себя на природе. «Матушка природа».

Воспитатель: Что ребята будем делать?

Дети: Отправимся в лес и поможем матушке природе навести порядок в лесу.

Воспитатель: Хорошо, отправимся в лес и поможем матушке природе навести порядок в лесу, спасем лес и братьев наших меньших.

Воспитатель: Но прежде чем отправляться в лес, нужно вспомнить правила поведения в природе. Предлагаю поиграть в игру «Светофор природы». У нашего светофора два сигнала - красный и зелёный. Я буду называть поступки, если поступок хороший вы показываете зелёный свет, а если плохой - красный.

Если я приду в лесок

И сорву цветок? (Дети показывают красный знак светофора)

Если съем конфетку, пирожок

И выброшу бумажку? (Дети показывают красный знак светофора)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю?  (Дети показывают зеленый знак светофора)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Дети показывают зеленый знак светофора)

Если разведу костер,

А тушить не буду?  (Дети показывают красный знак светофора)

Если буду я ловить

Бабочек жуков?  (Дети показывают красный знак светофора)

Если лес я берегу,

Мусор убираю? (Дети показывают зеленый знак светофора)

Если буду разорять птичьи гнезда? (Дети показывают красный знак светофора)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю!  (Дети показывают зеленый знак светофора)

Воспитатель: Молодцы, теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе, возьмем с собой знаки «правила поведения в лесу», а как же мы попадем в лес?

Дети: На машине, автобусе, скажем волшебные слова.

Воспитатель:  Я предлагаю попросить ветерок помочь нам, возьмемся за руки, закроем глаза и дружно скажем: - Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей. (В группе расставлены деревья, елки, на мольберте  картинка леса).

Основная часть:

Воспитатель: Посмотрите, вот мы с вами и в лесу. Ребята, а можно ли в лесу ходить и бегать по траве?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что в траве  живёт много насекомых, мы их можем раздавить. Воспитатель: Правильно, некоторые птицы делают гнёзда на земле в высокой траве, мы можем наступить на гнездо. Олег найди знак, что  в лесу нужно ходить по тропинкам,  поставь  знак, чтобы это правило ни кто не нарушал.

Воспитатель: А вот и тропинка, давайте пойдём, по тропинке и поищем пострадавших:

По тропинке мы идём,

Не спешим, не отстаём,

За природой наблюдаем,

Ничего не упускаем. Стоп!

(Дети идут по тропинке и находят птенчика, который выпал из гнезда, помогают ему попасть в гнездо, на столе предметная картинка с птенчиком, воспитатель включает аудиозапись «Звук птенца»).

Воспитатель: Ребята, вы слышите, какие-то звуки раздаются. Что это за звуки?

Дети: Это пищит птенчик.

Воспитатель:  Что с птенчиком  случилось?

Дети: Он выпал из гнезда.

Воспитатель: Да, а может и люди его достали из гнезда, а можно трогать птенцов?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему как вы думаете?

Дети: Птица мать почувствует запах человеческих рук и оставит его умирать, потому что она боится чужого, человеческого запаха.

Воспитатель:  Это птенчик чижа. Эти птицы начинают выводить потомство в конце апреля или в начале мая. Как мы можем помочь птенчику?

Дети: Посадим его в гнездо.

Воспитатель: Давайте ему поможем попасть в гнездо, присаживайтесь за столы, сядьте ровно, спина прямая,  ноги вместе под стулом.

Лабиринт «Птенчик»

Воспитатель: На столах у вас лежат  карточки лабиринт, возьмите карандаши и помогите птенцу добраться до гнезда. (Дети выполняют задание) 

Воспитатель: Поменяйтесь карточками,  посмотрите,  у всех ли попал, птенец в гнездо.  (Дети проверяют друг у друга задание)

Воспитатель: Ульяна найди знак, который запрещает брать птенцов из гнезда,  поставь  знак, чтобы это правило ни кто не нарушал.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите впереди ручей широкий, а  чтобы его перейти, нам необходимо построить мост.

Гимнастика для глаз «Мост»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, 
Упражнения выполняют. 
А теперь мы их откроем, 
Нарисуем букву «О», получается легко. 
(Глазами рисуют букву «О»). 
Вверх поднимем, глянем вниз, 
Вправо, влево повернем, 
Через ручей построим мост. (
Открывают глаза, взглядом рисуют мост) 
Воспитатель: Мы с вами оказались на лесной поляне, давайте здесь отдохнем, посмотрите,  здесь разбросан мусор, наверно люди на природе отдыхали, и не думая мусор везде разбросали, да еще и костер не потушили. (На столе «разбросан мусор», (предметные картинки), стоят контейнеры для мусора,  костер)

Воспитатель:  Дети, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Из – за мусора  растения не будут расти, мусор опасен для животных, насекомых  и для человека.

почва,  растениям  труднее  расти  и  дышать.  Вид  улиц  становится  тоже

некрасивым

Воспитатель: Правильно, мусор содержит вредные вещества для здоровья человека, животных и окружающей среды. А костер можно оставлять не потушенным, что может случиться?

Дети: Костер нельзя оставлять не потушенным может случиться, пожар.

Воспитатель: Ребята, что нужно нам сделать, чтобы отдохнуть на лесной поляне?

Дети: Надо собрать мусор и потушить костер.

Воспитатель: А куда же нужно выбрасывать мусор? 

Дети: В специальные контейнеры для мусора.

Воспитатель: А костер чем мы можем потушить?

Дети: Водой.

Воспитатель: Хорошо давайте, потушим сначала костер, принесем воды из ручья.  (Дети берут капельки из ручья и располагают на костер).

Воспитатель: Молодцы, потушили костер, теперь давайте соберем мусор и рассортируем по специальным контейнерам. Перед вами на столах лежат контейнеры для мусора разного цвета, разделитесь на группы по два человека, выберите себе контейнер любого цвета  и  рассортируйте мусор: в красный контейнер - положите пластик, в синий - стекло, в зеленый – металлические предметы. (Дети сортируют мусор).

Воспитатель: Даша проверь, правильно ли все рассортировали мусор.  (Даша проверяет, правильно ли все рассортировали мусор).

Воспитатель: Молодцы справились с заданием, Аня выбери специальные знаки и поставь их, что они означают ребята?

Дети: Нельзя в лесу бросать мусор, нельзя разжигать огонь.

Воспитатель: Теперь мы с вами можем отдохнуть на полянке, повторяйте за мной:

Физкультминутка: «Мы немножко отдохнем»

(Дети выполняют движения по тексту)

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли  (Дети шагают на месте)

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И не сколько не устали!

Воспитатель: Ну, что, ребята, идем дальше:

По тропинке мы идём,

Не спешим, не отстаём,

За природой наблюдаем,

Ничего не упускаем. Стоп!

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  кто то все деревья срубил. А можно ли просто так в лесу пилить и рубить деревья?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Растения, животные и птицы погибнут.

Воспитатель: Чем мы можем помочь лесу?

Дети: Посадим на месте вырубленных деревьев молоденькие деревца. Дидактическая игра: разрезные картинки «Посади дерево» 

Воспитатель: Разделитесь на команды по три человека, подходите к столу, вам нужно собрать разрезные картинки -деревья, приступайте к посадке.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь животным и птицам будет, где жить. Ребята, какой знак мы поставим здесь?

Дети: Нельзя вырубать лес.

Воспитатель: Мила выбери специальный знак и поставь его, чтобы это правило ни кто не нарушал. (Ребенок ставит знак «Вырубка леса запрещена).

Воспитатель: Отправляемся дальше:

По тропинке мы идём,

Не спешим, не отстаём,

За природой наблюдаем,

Ничего не упускаем. Стоп!

Воспитатель: Ребята, случилась беда, люди нашли детенышей зверей и перепутали их домики и теперь они не могут найти дорогу домой. Как мы можем помочь детенышам?

Дети: Поможем животным найти свой дом.

Воспитатель: На столах у вас  карточки с домами животных, возьмите карандаши и помогите детенышам  найти свой дом, проведите дорожку к домикам.   (Дети выполняют задание) 

Воспитатель: Поменяйтесь карточками,  посмотрите,  все ли детеныши в своих домиках. (Дети проверяют друг у   друга задание).

Воспитатель: Настя найди знак,  который запрещает трогать детенышей животных, поставь  знак, чтобы это правило ни кто не нарушал.

Воспитатель: Отправляемся дальше:

По тропинке мы идём,

Не спешим, не отстаём,

За природой наблюдаем,

Ничего не упускаем. Стоп!

Воспитатель: Ребята беда, люди выловили всех насекомых в лесу, что будем делать, как мы можем помочь вернуть насекомых?

Дети: Можем нарисовать, слепить.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом». 

Воспитатель: А я вам предлагаю  вырасти насекомых, разделитесь на две команды по три человека, перед вами на столах лежат картинки, на которых изображены этапы развития насекомых: бабочки и божье коровки Вам необходимо все эти этапы расположить в нужной последовательности: что было сначала, что потом. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: А теперь расскажите этапы развития насекомого, а другая команда слушает внимательно и исправляет ошибки, если они есть:  

Дети: - Сначала бабочка откладывает яйца

 - Потом из яйца появляется гусеница, она питается листьями и растет

- Потом гусеница превращается в куколку

-  Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать.

(Рассказывает вторая команда, а первая слушает и справляет ошибки, если они есть).

Дети: - Сначала божья коровка откладывает яйца

- Потом из яйца появляется личинка

- Потом личинка превращается в куколку

-  Из куколки появляется божья коровка.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, теперь в лесу опять будет много насекомых.

-Ребята, какой знак мы поставим здесь?

Дети: Нельзя ловить насекомых.

Воспитатель: Настя выбери специальный знак и поставь его, чтобы это правило ни кто не нарушал. (Ребенок ставит знак «Нельзя ловить насекомых»).

Воспитатель: А здесь конверт от Матушки природы, давайте прочитаем «Спасибо вам большое ребята, что помогли навести порядок  в лесу, помогли братьям нашим меньшим и посадили деревья, расставили знаки, теперь люди будут знать как надо себя вести в лесу. За это я вам дарю медальки защитники природы. До свидания ребята ваша «Матушка природа».

Воспитатель: Ребята мы всем и помогли, нам с вами пора возвращаться в детский сад, давайте возьмемся за руки, закроем глаза и скажем: - Ветерок подуй сильней унеси нас в детский сад скорей. Открываем глаза мы с вами в детском саду.

Заключительная часть.

Рефлексия:

- Кому в лесу мы помогали?

- Что делали?

- А какое задание было сложным для вас?

- Что вам понравилось больше всего делать?

Воспитатель: Молодцы ребята, что вы показали себя настоящими любителями природы и помогли Матушке природе.

Я   хочу вас тоже поблагодарить за занятие, на подносе лежат веселое и грустное солнышко, кому понравилось помогать «Матушке природе» возьмите, солнышко, которое улыбается, а кому было трудно и не понравилось грустное солнышко.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом». 

А я вам предлагаю  вырасти насекомых,

разделитесь на две команды по три человека,

перед вами на столах лежат картинки,

на которых изображены этапы развития насекомых:

 бабочки и божье коровки Вам необходимо

все эти этапы расположить в нужной последовательности:

что было сначала, что потом. Воспитатель: А теперь

расскажите этапы развития насекомого,

а другая команда слушает внимательно и

исправляет ошибки, если они есть:

«Спасибо вам большое ребята, что помогли навести

порядок  в лесу, помогли братьям нашим меньшим

и посадили деревья, расставили знаки, теперь люди

будут знать как надо себя вести в лесу.

За это я вам дарю медальки защитники природы.

До свидания ребята ваша «Матушка природа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мире Матушки природы

Задачи:1.     Выявить уровень  сформированности  коммуникативных  умений и навыков:·        Умения слушать и слышать окружаю...

Экологическая сказка "Наказ Матушки Природы"

Наглядный материал для детей старшего дошкольного возраста...

Интеллектуальный досуг для старших и подготовительных групп "Четыре клада Матушки-природы помогут вырастить цветы"

Главной целью этого досуга было вызвать у детей желание размышлять, учиться доказывать свою точку зрения.Эмоциональный настрой досуга задаёт игра "Давайте поздороваемся" Дети представляют себя обитате...

Конспект НОД: "Загадки матушки природы"

Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведе...

Конспект НОД: "Загадки матушки природы"

Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведе...

НООД по экологическому воспитанию "Золотые правила Матушки-Природы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста предназначен для педагогов дошкольных учреждений. Проблема по экологическому воспитанию дошкольников , которая стоит п...

Дары Матушки Природы или поделки из природного материала

В данной статье предложен материал о важном аспекте воспитания дошкольников- любви к окружающему миру с помощью поделок из природного материала....