ПАСПОРТ И ОТЧЁТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА "ОГОРОД НА ОКНЕ 2024 ГОД"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Никифорова Анна Викторовна
Экологический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_i_otchet_proekta_ogorod_na_okne_nikiforova_anna.docx61.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новобирюсинский детский сад «Сказка»

Экологический проект

в средней группе «Гномики»

 «Огород на окне»

Подготовила и выполнила воспитатель                                                                                           высшей квалификационной категории:                                                                                  Никифорова Анна Викторовна

р. п. Новобирюсинский, 2024 г.

Паспорт проекта

Тип проекта: исследовательско – творческий; познавательный, групповой.

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта: краткосрочный – 3 недели (с 25 марта по 12 апреля  2024 год).

Актуальность проекта

Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.  В «Концепции дошкольного воспитания» указывается на то, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица  гласит:  «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации. Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», который способствует  развитию  любознательности  и  наблюдательности у  детей,   помогает  лучше  познать растительный мир.  Он способен расширить представления детей  о растениях, как живых  организмах, об  условиях, необходимых  для их  роста  и  развития,  развивать  этическое  чувство, умение радоваться  красоте выращиваемых  растений и результатом своего труда.

Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, он будет им «сочувствовать» и помогать.

Дошкольник, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Многие родители,  имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за ними. В ходе предварительной работы над данным проектом проводилось анкетирование родителей по теме: «экологическое воспитание в семье», которое показало, что не все дети умеют и имеют возможность ухаживать за растениями в доме (их в нём попросту нет). А ведь даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А

2

это очень важные качества для обучения ребенка в школе.

В повседневной жизни, дети чаще удовлетворяют свои потребности через игры в компьютере или через просмотр мультиков и реже через общение с природой. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста и порой просто лишены непосредственного контакта с растением на улице (аллергия, боязнь родителя, что ребёнок возьмет в рот грязное растение). Для решения этой проблемы в нашей группе были созданы условия для поисково - исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений лучше всего осуществлять в весенний период (больше солнечных дней, можно провести аналогию с пробуждением природы весной, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Таким образом, мною были созданы условия для поисково - исследовательской деятельности детей, для того чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления.

Цель проекта - создание условий для познавательно – исследовательской деятельности с детьми по экологическому воспитанию, формирование  у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на окне.  

 Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за рассадой в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей: сделать проект общим делом детей, воспитателей, родителей.

Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи проекта:

Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Развивать творческие  и  познавательные  способности. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений. Учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания, учить бережно, относиться к природе, обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы, воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями: вовремя полить, рыхлить почву, предохранять от прямых солнечных лучей.

Проект включает в себя 3 этапа:

Подготовительный этап

Разработка стратегии реализации проекта

Изучение материала по программе для детского сада по возрастной группе «Что должно присутствовать в «зимнем огороде» в средней группе»

Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.

3

Основной этап включает в себя

1. Совместная деятельность – посадка

2. Наблюдение и уход за «огородом»

3. Рассматривание альбома «Что мы посадили»

4. Беседа «Чем полезен лук», зачем нужны цветы на игровой площадке.

На заключительном этапе

• Участие в конкурсе «Огород на окне» на уровне ДОУ.

• Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получения новых знаний, проявления активности в процессе выполнения трудовых поручений

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять.

Образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать  творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: предоставление материала для выполнения трудовых и экспериментальных действий.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, подбор литературы, организует образовательные ситуации (посадка растений, эффективно развивает творческое  познавательное мышление дошкольников  и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей  среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, посадке семян, занимаются наблюдением за прорастанием лука, цветов виолы, бархатцев, агератума,  флоксов. астры.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками  (лейка, совок, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Предполагаемый результат проекта

Дети совместно с воспитателем вырастили «свой огород».

Этапы работы над проектом:

1.Проектировочный

Изучение методической литературы по теме: Вовлечение детей в трудовую деятельность посредством экологического воспитания.

Составление перспективного плана работы по проекту: «Огород на окне».

Подборка игр для проведения различных видов деятельности.

Работа с родителями

Сбор материалов для модели «Огород на окне»

4

Работа с детьми

Настольно - печатные игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород».

Изготовление атрибутов к драматизации:

Сюжетно - ролевой игры «На даче»

Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок»

сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород».

2. Практический

Реализация проекта «Огород на окне», организация всех видов детской деятельности (перспективный план).

Работа с родителями

Закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом.

Работа с детьми

Продуктивная деятельность: НОД «Декоративный забор из картона», свободное рисование овощей, фруктов, сюжетов сельской и дачной жизни, рисование цветов.

Образовательные области: Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие; речевое развитие, социально – коммуникативное.

Коммуникация: НОД «Весна пришла»

Двигательная, игровая, музыкально - художественная деятельность: настольно - печатные игры - «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород»; Сюжетно -ролевые игры -«На даче», «В магазине», «Повара», «Кафе», «Ярмарка»;

Музыкально - дидактической игры - «Огородная - хороводная», «Мыши в кладовой», драматизация сказки «Вершки и корешки, «Репка».

Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Лето на даче», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

Познавательно – исследовательская деятельность: составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.

Труд: составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения, прополка и рыхление земли.

5

Список литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»

2. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду.

3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»

4. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.

5. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа»

6. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?»

7. Программа «Юный эколог». /С. Н. Николаева, – М.: 2005.

8. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 1985.

6

Отчет по проекту « Огород на окне» в средней группе «Гномики»

Закончилась зима. Солнышко все выше и выше. Пришло время посадок. Огород на окне - приятное занятие, особенно весной, когда хочется отведать свежие дары природы. Нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на глазах. Это могут быть овощи или цветы.

 Огород на окне – отличный способ расширить представления детей о том, как ухаживать за растениями, о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений, развития интереса, мышления.

Целью мы ставили: создание условий для познавательно – исследовательской деятельности с детьми по экологическому воспитанию, формирование  у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на окне.  Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за рассадой в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей: сделать проект общим делом детей, воспитателей, родителей.

Ставили следующие задачи:  Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Развивать творческие  и  познавательные  способности. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений. Учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания, учить бережно, относиться к природе, обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы, воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Работа над проектом: наблюдения, беседы, посадка цветов, лука, опыты.

Результат: во время работы над проектом мы собрали стихи, загадки, поговорки, рассказы, сказки про овощи. Приобрели необходимые атрибуты для посадки: контейнеры, землю, семена. Изготовили журнал наблюдений.

Проводили исследования: «Какая земля» - закрепили свойства земли. 

«Вода» - выяснили, что вода необходима для роста растений. 

«Солнце» - определили роль солнца в жизни растений. 

«Человек» - выяснить насколько растения нуждаются в уходе человека.

На 1 этапе: мы организовали огород на окне.  Приобрели все необходимое для нашего огорода. Посадили: лук, цветы: виоллу, астры, бархатцы, агератум, флоксы.  Подободрали  художественную  литературу: рассказы, стихи, загадки,  пословицы, поговорки.

На 2 этапе: мы наблюдали за ростом растений, и вносили изменения в журнал, проводили опыты, эксперименты. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводили беседы, дидактические игры, Сюжетно-ролевые игры, Продуктивные виды деятельности:  рисование, аппликация, лепка.

На 3 этапе: Провели итоговую беседу «Огород на окне», также была организованна выставка детских рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.

Работа с родителями: родители принимали участие в работе над проектом. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне. Также было предложено родителям посадить вместе с ребенком дома свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах).

По реализации проекта «Огород на окне» детьми  получены следующие результаты:
1. Дети получили  знания о том, что растения живые, их нужно поливать.
2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
3. В группе создали огород на окне.
4. Дети  вели наблюдения за растениями на окне и записывали в дневник наблюдений вместе с воспитателем.
5. Дети принимали  участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на окне.
6. Дети научились, и стали  более уважительно относиться к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатель, и родители) получили  положительные эмоции от полученных результатов). Сейчас дети ждут когда мы будем высаживать рассаду цветов в клумбы на групповом участке.  Планируем продолжить работу на следующий год.

Приложение

План деятельности воспитателя и детей

1 н е д е л я

Понедельник

Изготовление дидактических игр для помощи в реализации поставленных задач

развивать и поддержать в ребенке интерес к растениям;

Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»

Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

рассматривание модели строения растения

Продолжать знакомить детей со схемой строения растения

подготовка почвы;
знакомство с моделью трудового процесса;

Познакомить с этапами работы по посадке семян

Вторник

д/и «Что сначала, что потом»

рассматривание и сравнение семян (помидор, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, редис, семена разных цветов);

Познакомить детей с внешним видом семян культурных растений

посадка: лук, цветочных семян;

Развивать у детей желание помогать взрослым сажать семена культурных растений в грунт

Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке? »

Продолжать знакомить с литературными произведениями по данной теме

Среда

Художественное оформление огорода на окне. Выбор детей: по мотивам сказки «Колобок»

помощь родителей в оформлении огорода на окошке (приобретение земли, семян, контейнеров.

Опыт – эксперимент

« Вода и растения».

Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений.

Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб»

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Цель: учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Дидактическая игра «Путаница»

Цель: уточнить знания детей о частях растений.

Четверг

Ситуативный разговор «Незрелый вкусный овощ».

Цель: заинтересовать детей удивительной информацией об огурце.

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плод)

Пятница

Образовательная ситуация «Вот какой огород! »

Цель: уточнить знания детей о культурных и декоративных растениях; продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растении; формировать умение делать простейшие выводы - практическая деятельность.

Чтение украинской сказки «Колосок»

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?

2 н е д е л я

Понедельник

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Цель: учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Беседа, рассказ «Овощи и фрукты – полезные продукты».

Цель: способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор детей; формировать представление о важности и пользе фруктов и овощей; обогащать словарный запас; развивать устную речь.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: сюжет «Овощной отдел».

Цель: формировать умение в ходе игры придерживаться сюжета, способствовать развитию игровых действий; учить детей строить взаимодействие со сверстниками, играть дружно, принимать во внимание желания товарищей.

Чтение стихов об овощах и фруктах

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

Вторник

Дидактическая игра-шнуровка «Что где растет?»

Цель: уточнять знания детей о месте произрастания овощей и фруктов, активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия; развитие мелкой моторики.

Наблюдение

« Первые всходы».

Цель: развивать у детей наблюдательность. Учить детей выявлять изменения, которые произошли с посеянными семенами; дать детям понятие о процессе испарения влаги (понаблюдать капельки воды, образовавшиеся под плёнкой); развивать творческие способности детей при передаче в лепке первых всходов.

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

Раскрашивание «Овощи – фрукты»

Цель: развивать умение детей закрашивать округлые формы;

закреплять умение набирать краску на кисть; развивать речь и мышление.

Среда

д/и «Чудесный мешочек»

Развивать умение узнавать на ощупь и называть овощи и фрукты.

Наблюдение

«Выращиваем лук».

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта.

Чтение сказки Сутеева «Мешок яблок»

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

Аппликация «Овощной магазин»

Цели: научить раскладывать и наклеивать различные «овощи» на полосках на расстоянии один от другого; повторить названия цвета и формы овощей; закрепить умение пользоваться кистью и клеем.

Четверг

Чтение стихотворения Т. Казыриной
«А у нас в саду порядок»

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

Наблюдение и уход за всходами

развивать у детей наблюдательность. Продолжать учить детей выявлять изменения, которые произошли с посеянными семенами.

Чтение загадок про овощи и фрукты

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

Пятница

Игровая ситуация «Сварим из овощей суп»

Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия.

Чтение стихотворения А. Максаковой
«Посадила в огороде..»

Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях

3 н е д е л я

Понедельник

д/и «Правильно-неправильно!»

Уточнить с детьми знания о пользе овощей и фруктов для здоровья человека

Наблюдение и уход за растениями

Продолжать учить наблюдать за ростом и развитием растений; развивать умение ухаживать за растениями.

Пальчиковая игра «Капуста»

Развитие мелкой моторики, связной речи

Физминутка «Бабушка кисель варила…»

Развитие движений, мелкой моторики, связной речи, положительных эмоций

Вторник

Рассматривание вимильбуха «Огород»

Продолжать развивать наблюдательность, замечать интересные детали; развивать умение связно рассказывать об увиденном

Пальчиковая игра «Картошка»

Развитие мелкой моторики

д/и «Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Среда

Д/ и «Найди по описанию»

Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

П/и «Огуречик… огуречик…»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Четверг

Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»

Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

П/ игра «Овощи — фрукты»

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

Пятница

Беседа «Наш Незнайкин огород»

Уточнение знаний полученных за время проведения проекта.

Пословицы и поговорки с растениями

Продолжать знакомить с народным творчеством по данной теме

Сюжетно-ролевая игра «Обед для кукол»

Цель: Дать детям представление о жизненной логике сюжетно-ролевой игры.
Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Развивать речь и мышление.

Материал и оборудование для оформления огорода на окне:

 Семена культурных растений – цветов: виоллы, бархатцев, агератума, флоксов, астры.

 Лук - севок.

 Земля, контейнеры для посадки, лейка.

Заборчик, творческое оформление огорода на окне.

 Художественная литература:

Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка

«Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».

Поговорки:

 «Огород – для семьи доход».

 «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».

 Картошка да каша – еда наша.

 Картошку копать, не руками махать.

 Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

 Без труда картошка не родится никогда.

 

Загадки, стихи, пословицы о труде.

Загадки

Сад

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук.

А в руках душистый груз,

Разных бус На разный вкус.

 

Редис

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок -

Зелёненький лесок.

Репа

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

Чеснок

Маленький, горький

Луку брат.

Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго. 

Семя Горох

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет.

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков..? 

Тише деточка не плач.

  Это с нашей грядки врач.

  Исцелить любой недуг

  Может огородный… (лук)

Я приправа в каждом блюде

  И всегда полезен людям.

  Угадали? – Я вам друг

  Я – простой зелёный… (лук)

Растут на грядке

Зелёные ветки,

А на ветках —

Красные детки. (Помидоры)

Листик пряный, шелковистый,

Он пушистый и душистый.

Там, где рос когда-то боб,

Хорошо взойдет... (укроп)

Зелена, свежа, кудрява

Ароматная приправа.

Укропу я подружка –

Душистая... (Петрушка)

Эти братцы дружно в ряд

В домике-стручке сидят.

А когда они созреют,

Попадут к тебе в салат. (Горошины)

Маленький, горький, луку брат. (чеснок) Этот

терпкий острый зубчик

Бабушка добавит в супчик.

Разложи его повсюду,

Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)

Надевает папа кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева - свеклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород)

В огороде стоит,

Ничего не говорит,

Сам не берёт

И воронам не даёт. ( Пугало)

Я - садовый инвентарь!

На селе знакома встарь.

Дедушка меня берет

И копает огород. (Лопата)

Пословицы о труде:

-Где труд – там и счастье.

-Кто не работает, тот не ест.

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Терпение и труд все перетрут.

-На все руки мастер.

-Кончил дело, гуляй смело.

-Труд человека кормит, а лень портит.

-Вся семья вместе, так и душа на месте.

Стихи:

С. Крупа-Шушарина

В огороде снова в моде

Зелень, овощи сажать!

У Петра растет петрушка,

А Прокоп растит укроп.

Посадила Фекла свеклу,

А на грядке Павел

Посадил зеленый щавель.

В огороде у Антошки

Каждый год растет картошка.

У Марины и Карины

Много выросло малины.

В огороде у Ассоль

Скоро вырастет фасоль.

У Алины, у артистки,

Много розовой редиски.

А в теплице у Федоры

Покраснели помидоры.

А ребята-близнецы

Поливают огурцы.

У Алины очень ловко

А. Максакова

Посадила в огороде;

Помидоры и картофель,

Чуть моркови, огурцов.

Для братишек сорванцов.

Помидор сорвал Алешка.

Вот и сыта стала кошка.

А Максим ест огурец.

Наш мальчишка молодец.

Он на грядке сидит ловко

Вот и вырвана морковка.

Ест морковку кошка, кот,

Кто зашел к нам в огород.

Всех мальчишки угощают.

Витамин есть заставляют. 

Из земли растет морковка.

Посадила Злата

Зелень для салата. 

Т. Казырина

А у нас в саду порядок

Мы вскопали десять грядок.

Как на первой горох,

Уродился, не плох!

На второй редиска,

Друг от друга близко.

А на третьей репка,

И сладка и крепка.

На четвертой огурцы

Поспевают, молодцы!

Пятая с морковкой,

Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,

Он и лекарь, он и  друг.

На седьмой огромной грядке,

Ягодки играют в прятки.

На восьмой кабачки,

У них толстые бочки.

На девятой арбуз

Полосатый карапуз.

А десятая отныне,

Нам подарит даже дыни!

Ф. Гуринович

  В огороде много гряд,

 Есть и репа, и салат.

 Тут и свекла горох,

 А картофель разве плох?

 Наш зеленый огород

 Нас прокормит целый год.

А. Прокофьев

Огород

 Вместе в бабушкой полю

 В огороде грядки.

 Ну, а вечером полью

 Все их по порядку.

 Чтоб усы завил горох,

 Чтобы крупным вышел,

 Помидор,

 Чтоб не засох

 Огуречник пышный.

 И капустниц вредных я

 Прогоню с капусты,

 Чтоб похрустывал ноябрь

 Кочерыжкой вкусной.

Занятие «Что мы знаем об овощах».

Цели: закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их

свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить

сложносочиненные предложения.

Занятие начинается с игрового момента (ребенок, одетый «хозяюшкой», входит с

корзинкой с овощами). Хозяюшка показывает всем содержимое корзинки, а воспитатель

читает стихи «Овощи» Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту,

морковку, горох, Петрушку и свеклу, ох!

«Давайте поблагодарим хозяйку за гостинец». Дети благодарят и оставляют хозяйку у

себя в гостях.

«А теперь скажите, что же принесла нам хозяйка? Как одним словом это все можно

назвать? (Дети называют овощи.)

А есть ли такое слово, которое объединяет овощи? (Урожай, плоды.)

Плоды растут... Что еще про них можно сказать?» (Созревают, поспевают, цветут и т.д.)

Почему одни плоды называют овощами, а другие фруктами?» (Овощи растут в огороде,

поле, а фрукты — в садах, из фруктов варят компоты, а из овощей делают салаты,

соленья, овощи идут на приправу к первым блюдам, а фрукты на десерт.)

Воспитатель предлагает детям выбрать из корзины любой фрукт или овощ и рассказать

товарищу все, что он знает о нем. Затем овощ или фрукт достает другой ребенок и также

рассказывает о том, что взял.

Воспитатель предлагает строить рассказ, используя волшебные квадратики.

Вопросы, на которые нужно ответить:

1. где растут эти плоды (поле, сад, бахча, огород)',

2. из чего их выращивают;

3. это овощи или фрукты;

4. где используют спелые плоды;

5. как цветут растения, на которых они растут;

6. из чего состоит плод;

7. какой он на вкус, на ощупь и на запах.

 

Занятие «Труд овощеводов и садоводов».

 

Цели: закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений

(«овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда

овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ

по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Предварительная работа. Для накопления конкретных представлений проводятся

наблюдения за работой взрослых на огородах, в садах, парках и скверах, за перевозкой

овощей и фруктов по улицам села или города, за их продажей в ларьках и магазинах, на

овощных базарах. К занятию подготавливают по 5—6 видов овощей и фруктов, наборы

картинок с изображением орудий труда овощеводов и садоводов, а также

некоторых сельскохозяйственных машин (трактор, свеклоуборочный комбайн,

картофелесажалки и др.), подбирают загадки об овощах и фруктах.

В начале занятия воспитатель рассматривает с детьми овощи и фрукты, упражняет детей в

классификации и понимании обобщений «овощи» и «фрукты», учит отгадывать и

загадывать загадки о них.

Воспитатель выясняет представления детей о том, где растут овощи и фрукты и кто их

выращивает; уточняет, что выращивают их сельские жители, овощеводы и садоводы,

закрепляет знания о названии профессии, месте работы (огород, поле, сад). Подчеркивает,

что овощеводы и садоводы стараются вырастить большой урожай, работают хорошо и

дружно. Выращенные ими овощи и фрукты привозят в город, люди их покупают в

магазинах и на рынке. Взрослые и дети, живущие в городе, едят вкусные овощи и фрукты

и благодарят сельских жителей за их труд.

В конце занятия проводится сюжетно – ролевая игра «Магазин овощей и фруктов».

 

Дидактические игры:

 

«Вершки и корешки»

 Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись.

В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч

красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает

овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил

овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у

которых используются и вершки, и корешки ).

  «Что сначала, что потом».

 Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий.

Развивать мышление, речевую активность. 

Материал. Два комплекта  схем  (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами,

цветами, плодами),  яблоко

Ход игры

 Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем

предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как

появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение».

 Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

 Игра «Подбери пару»

Цели: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению;

приучить их сообща выполнять задание.

Оборудование: знакомые детям геометрические фигуры или тематические подборки

изображений разных предметов, которые можно объединить по парам (например, яблоки

разного цвета, большие и маленькие; корзинки разного размера и т.д.). По этому - же

принципу можно подобрать игрушки: куклы и одежду, домики, машины и т.д.

Сначала дети внимательно рассматривают картинки. Затем воспитатель просит их

рассказать, что общего между изображенными на них предметами и чем они отличаются.

Потом по просьбе игрушки (куклы или зверюшки ) дети выбирают нужный им предмет

(например, морковку для зайчика). Следующее задание — найти овощу пару такой же

длины (например, огурец) или такого же цвета (например, апельсин). Выполнив

просьбу игрушки, дети объясняют, по какому признаку подобрана пара.

Игрушки благодарят детей, хвалят за удачно подобранную пару, а потом просят

подобрать пару по определенному признаку. Дети, сидящие за столом, контролируют друг

друга, советуются с игрушками.

Вариант 1

Дети, сидящие за одним столом, делят все картинки между собой и составляют пары из

них. Если у ребенка оказываются предметы, которые нельзя объединить ни по какому

признаку, воспитатель предлагает поменяться ими с товарищами, чтобы подобрать пары

самому и помочь другим.

Вариант 2

В группе появляется мудрая змея, которая интересуется, готовы ли дети выполнить более

сложное задание — взять какую-нибудь картинку и по одному из признаков (цвет, форма,

назначение) подобрать пару среди оборудования комнаты. Дети начинают выполнять

задание, а змея поощряет их и просит других детей помочь. Помощники тихими хлопками

будут сообщать, что тот, кто отправился на поиски, далек от нужного предмета, а

громкими — что он приближается к нему. Таким образом задание будут выполнять все

дети.

Вариант 3

Змея, убедившись, что дети стали почти такими же мудрыми, как она, предлагает всем

одновременно искать пару для своего предмета.

Когда пары подобраны, змея предлагает посмотреть на них и оценить правильность

выполнения задания каждым ребенком. С теми, кто удачно нашел пару, змея танцует; тем,

кто ошибся, обещает помочь при повторении игры.

 Игра «Что сажают в огороде?»

Цели: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту

их произрастания, по их применению), развить быстроту мышления, слуховое внимание.

«Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем: я буду называть разные

предметы, а вы будете внимательно слушать и отвечать. Если я назову то, что растет в

огороде, вы ответите "да", если же то, что в огороде не растет, — вы скажете "нет". Кто

ошибется, тот проигрывает».

Воспитатель. Морковь.

Дети. Да!

Воспитатель. Огурцы.

Дети. Да!

Воспитатель. Свекла.

Дети. Да!

Воспитатель. Сливы.

Дети. Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь,

людей насмешишь. Будь внимателен!»

Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую

посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

 

Пальчиковые игры.

 Тема "Фрукты".

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками

мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку,

при этом ладони не касаются друг друга

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины,

(средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные пальцы)

Но купили мы арбуз —

(большие пальцы)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

 

П/И «ПРИГЛАШАЕМ В ОГОРОД».

Приглашаем народ:

Сделать руками жест «к себе».

– Заходите в огород!

Развести руки в стороны перед собой.

Проходите между гряд -

Указательные и средние пальцы обеих рук,

как ножки, «шагают» по столу.

Там огурчики лежат,

Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.

Помидоры висят,

Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка

Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.

Ни густа, ни редка.

Наберем мы овощей

Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.

Для себя и для друзей.

 П/И «МОРКОВКА»

Красный нос в землю врос,

Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать.

Пальцы направлены вниз.

А над ним зеленый хвост.

Изобразить ботву моркови: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными

пальцами.

Нам зеленый хвост не нужен,

Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку».

Нужен только красный нос.

П/И «КАПУСТА»

Что за скрип? Что за хруст? Потереть кулак о кулак.

Это что еще за куст? Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья

вместе, пальцы раздвинуть (рис. 25).

Как же быть без хруста? Потереть ладонь о ладонь.

Если я – капуста!

Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.

Летом жарко, летом душно -

Обмахивать себя руками, как веером.

Просит дождика капуста.

П/И «КАРТОШКА»

И зелен, и густ (изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными

пальцами)

На грядке куст.

Покопай немножко (правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают

«куст»),

Под кустом – картошка. Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.

П/И «Овощи»

             У Лариски —                                 (По очереди разгибают пальчики из

 Две редиски.                            кулачка, начиная с большого, на одной

 У Алешки —                                                                  или обеих руках.)

Две картошки.

У Сережки-сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

 Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

 

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Будем мы варить компот,            (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот:                  указательным пальцем правой

                                                                                      руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,                      (Загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить.                                      начиная с большого.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                    (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

ЩИ – ТАЛОЧКА.

Чищу овощи для щей. Хлопаем в ладоши

Сколько нужно овощей? Развести руки в стороны, загибаем три пальца

Три картошки,

Две морковки. Загибаем два пальца на левой руке

Луку полторы головки. Загибаем три пальца на правой руке

Да петрушки корешок. Загибаем один палец левой руки

Да капустный кочешок. Загибаем палец правой руки

Потеснись – ка ты, капуста. Ладошками отодвигаем капусту в сторону

От тебя в кастрюле густо. Выставляем ладошку

Раз.  По – очереди выставляем

Да указательный палец

Три средний палец

Огонь зажжен. Хлопаем

Кочерыжка Правой рукой показываем на центр

Выйди вон! Правой рукой показываем на дверь.

 

 Физкультминутки.

 Бабушка кисель варила.

 Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом(гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за

друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как

крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАСПОРТ И ОТЧЁТ ПРОЕКТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА ТЕМУ: "ВМЕСТО КИСТОЧКИ - РУКА"

Проект с детьми 2 - 3 лет по художественно - эстетическому развитию нетрадиционные техники рисования "Вместо кисточки - рука"...

Паспорт подготовительной "А" группы "Звездочки" на 2023-2024 учебный год

Паспорт подготовительной "А" группы "Звездочки" на 2023-2024 учебный год...

Паспорт РППС средней группы №3 Смешарики 2023-2024 уч. г.

Паспорт средней группы №3 Смешарики 2023-2024 уч. г....

Проект-паспорт с отчётом "Сказка-ложь, да в ней намёк..."

Проект-паспорт с отчётом "Сказка-ложь, да в ней намёк..."...

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды на 2023-2024 г. старшая разновозрастная группа "Зёрнышко " (4-7 лет)

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды на 2023-2024 г. старшая разновозрастная группа "Зёрнышко "   (4-7 лет)...

Отчёт о проведении «Недели здоровья - 2024» (первая младшая группа)

Отчёт о проведении «Недели здоровья - 2024» (первая младшая группа)...

Отчёт по самообразованию за 2023-2024 у.г.

Отчёт по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на дороге»...