Экологическая викторина "Вопросы от старика-годовика"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Предварительный просмотр:

Экологическая викторина «Вопросы от старика-годовика»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об окружающем мире.

Задачи:

  • Продолжать уточнять и обобщать знания детей о живой и неживой природе, о  растительном и животном мире нашей планеты.
  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
  • Создать условия для развития наглядно-образного и логического мышления, памяти.
  • Способствовать развитию связной речи, умению отвечать на вопросы быстро, полным и чётким ответом.

Материалы и оборудование: конверт с письмом и с заданиями, юла, две корзинки, мешок с шишками, мешок с фишками (коричневые и оранжевые), маски лисят и медвежат, иллюстрации с изображением старика-годовика, природных явлений, грибов, картинки к игре «Третий лишний».

Ход викторины

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Не далеко, не близко, не за тридевять земель, в лесном государстве, живёт, говорят, в дремучей чаще старик-годовик. А волшебник, говорят, каких свет не видывал. Так вот он не смог к нам приехать, но прислал нам письмо, в котором приготовил для вас разные задания, чтобы проверить ваши знания. А сам будет наблюдать за вами из леса (воспитатель читает письмо)

" Здравствуйте дорогие ребята. Я очень хотел приехать к вам в гости, но у меня много забот появилось… Весна – пора пробуждения: звери оживились, птицы прилетели из тёплых краёв, растения цветут и благоухают…Но вы не расстраивайтесь, я буду наблюдать за вами из леса. Меня же называют волшебным стариком - годовиком. Я очень надеюсь, что мои задания для вас окажутся не сложными и вы справитесь с ними. Но для начала, я вас превращу в зверят. Так будет веселее.  Всего вам доброго и удачи. "

Воспитатель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. Сегодня вы попытаетесь открыть несколько страничек этого мира, проведя викторину «Вопросы от старика-годовика». В викторине примут участие две команды. Это команда «Лисята» и команда «Медвежата». Чтобы узнать, кто в какой команд будет, надо вам взять кружочек из мешочка: коричневый – медвежонок, оранжевый – лисёнок.

Дети вынимают кружок и проходят к нужному столу, надевая маску (лисы или медвежонка).

Молодцы ребята присаживаемся за столы в соответствии выбранной картинке и начинаем нашу викторину.

Внимательно послушайте правила проведения нашей викторины: 

  • С помощью волчка со стрелкой, будем определять последовательность заданий в конверте.
  • Выслушать вопрос, задание до конца.
  • Не подсказывать отвечающему.
  • Кто знает ответ, поднять руку.
  • Если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды.
  • Каждый правильный ответ будет оцениваться шишкой.
  • После викторины мы посчитаем шишки у каждой команды.
  • Определим победителя: у кого больше шишек.

А теперь крутим волчка…

Задания в конвертах

  1. Разминка (12 вопросов)
  • Где растут грибы? (В лесу, на лугу).
  • Где растут яблони? (В саду)
  • Дикий родственник свиньи. (Кабан)
  • Как называется жилище бобра? (Хатка)
  • Делают ли запасы на зиму зайцы? (Нет)
  • Кто опыляет растения? (Пчёлы, шмели, бабочки)
  • Красная ягода. (ответы детей)
  • Чёрная ягода. (ответы детей)
  • Кто из животных спит зимой? (Ёж, медведь и др.)
  • Кто из животных зимой не спит? (Волк, лисица, заяц и др.)
  • Как называются плоды у дуба? (Жёлуди)
  • Как называются плоды у сосны? (Шишки)
  1. «Третий лишний» (4 вопроса)

На столе перед командами разложены картинки с изображением различных животных. Команды определяют лишнее животное и поясняют выбор.

1. Кто из этих животных является рыбой? (акула, дельфин, осьминог)

2. Кто из этих животных не живет в море? (медуза, морская звезда, щука)

3. Какое из этих животных не несет яйца? (кенгуру, курица, крокодил)

4. Какая птица прилетает зимовать в наши края? (скворец, снегирь, ласточка, соловей)

  1. «Животные и их детеныши» (12 вопросов)

Я начну, а вы закончите, детёнышей зверей вы называйте.

  • Жарким днём лесной тропой звери шли на водопой.
  • За мамой черепахой топал … черепашонок.
  • За мамой тигрицей крался … тигрёнок.
  • За мамой лосихой прыгал … лосенок.
  • За мамой оленихой шёл … олененок.
  • За мамой барсучихой плёлся … барсучонок,
  • За мамой львицей крался…. львенок.

Раз, два, три, четыре, пять пошли животные гулять.

  • Коза с … козлёнком,
  • Корова с … телёнком,
  • Лошадь с … жеребёнком,
  • Кролик с … крольчонком,
  • Свинья с … поросёнком,
  • Индюшка с…. индюшонком.
  1. «Конкурс капитанов» (8 вопросов)
  • Белка живёт в дупле, а птица? (в гнезде)
  • Липа дерево, а сирень? (куст)
  • Весной листья зелёные, а осенью? (желтые, красные, коричневые)
  • Плоды рябины горькие, а лимона? (кислые)
  • С начало весна, а потом? (лето)
  • С начало ночь, а потом? (утро)
  • Лягушка - прыгает, а волк? (бегает)
  • Акула морская рыба, а окунь? (речная)
  1. Физкульт минутка:

Мы идем во лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек, перейдем мы мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно – промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром, спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба.)

  1. «Загадки про грибы» 

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие и называется оно – «тихая охота». А сейчас мы отправляемся за грибами.

1. Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

2. Очень дружные ребята

У пенька живут. (Опята).

3. Где хвоинок многовато,

Поджидают нас. (Маслята).

4. Под осиной гриб тот, дети,

В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

5. У берёзок, посмотри:

Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

6. Царь грибов живёт в дубраве.

Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый)

  1. «Природные явления» (18 вопросов)
  • Как называется ледяная корка на снегу? (наст)
  • Как называется метель без снегопада? (позёмка)
  • Как называется природное явление, когда водоемы покрываются льдом поздней осенью и ранней зимой? (ледостав)
  • Как называется природное явление, которое происходит в апреле, когда лед на речке трескается и плывет течением? (ледоход)
  • Как называется природное явление, когда весной уровень воды в водоемах поднимается и потопляет берега? (половодье)
  • Как называется природное явление весной, когда из подтаявшего снега видна земля? (проталина)
  • Как называется не замершая часть реки зимой? (полынья)
  • Как называется природное явление зимой, когда в ясную морозную погоду деревья покрываются снегом? (иней)
  • Как называется природное явление летом, сопровождаемая молнией, громом и ливнем? (гроза)
  • Во время грозы что сперва чувствует человек: слышит гром, или видит молнию? (видим молнию, потом гром)
  • Назовите два условия образования радуги?  (дождь и солнце)
  • Благодаря чему образуется круговорот воды в природе? (солнцу)
  • Что легче: холодный или теплый воздух? (теплый)
  • Как называется толща воздуха на поверхности Земли? (атмосфера)
  • Сколько часов длятся сутки на Земле? (24 часа)
  • Назовите естественный спутник Земли. (Луна)
  • Как называется природное явление, которое возникает на полюсах Земли во время вспышки на Солнце? (полярное сияние)
  • Как называется природное явление, когда при повышенной влажности воздуха, видимость становится ограниченной? (туман)
  1. «Живая природа» (12 вопросов)

Назви по 3 представителя.

  • Назови животных Африки.
  • Назови животных Австралии.
  • Назови животных Северного полюса.
  • Назови животных Южного полюса.
  • Назови животных лесной зоны.
  • Назови животных пустыни.
  • Назови морских обитателей.
  • Назови лиственные деревья.
  • Назови хвойные деревья.
  • Назови кустарники.
  • Назови перелетных птиц.
  • Назови зимующих птиц.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями.

Ребята, старик-годовик очень рад, что у нас такие умные ребята в детском саду. Ему очень понравилось как вы отвечали на вопросы.

Он спрашивает, а вам понравилась викторина? Что интересного в ней было? Какие вопросы вам запомнились? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. Пришла пора посчитать шишки в корзинках. Считают все вместе и объявляют победителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа «Времена года».Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»

Программное содержание:Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года.Задачи: Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;Дать знания о назван...

Сценарий осеннего утренника "Сказка Старика -Годовика" для детей подготовительной группы

Сценарий осеннего утренника для детей подготовительной группы ДОУ....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:" В.И. Даль. "Старик-годовик"

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе детского сада. Работа  направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о временах года....

"В гостях у Старика-годовика".

Конспект занятия по ознакомлению с природой....

Мнемотаблица к произведению В. Даля "Старик- годовик".

В. Даль "Старик- годовик".Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик- годовик первый раз- полетели первые три птицы. Повеял холод,...

«Куклы-закрутки по экологическому календарю «Старик-годовик»

laquo;Куклы-закрутки по экологическому календарю «Старик-годовик»...

Презентация "Экологическая игра-занятие по сказке В.Даля "Старик-годовик "

Презентация "Экологическая игра-занятие по сказке В.Даля "Старик-годовик"...