Конспект занятия "Природа - наш общий дом!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бобкова Татьяна Сергеевна

Конспект образовательной деятельности по экологии

в старшей группе

на тему: "Природа - наш общий дом!" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Смольковский детский сад»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

по экологии в старшей группе

 «Природа—наш общий дом»

                                                                     Выполнила: воспитатель                                                          

 I квалификационной  категории  

Бобкова Татьяна Сергеевна

2023 – 2024 учебный год

КОНСПЕКТ

открытого интегрированного занятия по экологии в старшей группе

 «Природа—наш общий дом»

Цель: способствовать формированию основ экологической культуры, личности старших дошкольников.

Задачи:

  1. Способствовать закреплению знаний детей о том, что природа - наш общий дом:
  • расширять знания детей о планете Земля;
  • расширять знания детей о свойствах воды, через организацию экспериментальной деятельности.
  1. Способствовать развитию умения излагать собственные рассуждения, полагаясь на личный опыт; умению работать в коллективе.
  2. Побуждать детей к сопереживанию всему живому, заботе и бережному отношению к природе.

Используемые средства:   аудиозапись шум дождя, песня "Капитошки",  Игрушка «Капитошка», тарелочки,  стаканчики, кусочки льда, гуашь, сахар, вода.

Предварительная работа:  Беседа о пользе воды, Беседа "Природа - наш общий дом", предварительные  "Опыты с водой", Наблюдения за свойствами воды во время прогулки                              

Ход занятия:

I часть. Вводная. Организационный момент.

Дети заходят в группу и встают кругом

(1 СЛАЙД «ДОБРОЕ УТРО»)

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро                                                                      

При встрече здороваться: «Доброе утро!»                                                        

Доброе утро улыбчивым лицам!                                                                            

Доброе утро солнцу и птицам!                                                                      

 Пусть каждый становится добрым, доверчивым.                                          

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю пройти и присесть. (дети садятся на стульчики).  Сначала давайте вспомним с вами правила поведения на занятии:

На занятиях старайся,
Будь спокойным, не кривляйся.
На вопросы отвечай,
Слушай, не перебивай.
Говори всё чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать,
Руку надо поднимать.

Ребята, я сейчас вам загадаю загадку и вы поймете, куда мы отправимся в путешествие.

Загадка для детей:

Снег, дожди, жара и ветер,
Лист, травинка, время года,
Все животные на свете
Это матушка — ... (природа)

 Воспитатель: Правильно. А отправимся мы сегодня в мир природы. Как вы думаете, что это такое? Это мир который нас окружает.

II часть: Основная.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает в природе?

(2 СЛАЙД МИР ПРИРОДЫ)

Ответы детей по очереди. (солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения.)

Воспитатель: У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?

-Земля.

- Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Воспитатель:  Посмотрите ,что это такое?

- это глобус. (Показ глобуса)

-Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?

ДАВАЙТЕ С ВАМИ ДАДИМ ОПИСАНИЕ НАШЕМУ ГЛОБУСУ

- Она круглая похожа на шар.

- Каким цветом обозначена на глобусе суша?

- Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.

- Много ли на нашей планете воды?

- Воды больше, чем суши.

- Каким цветом она обозначена на глобусе?

- Вода обозначена синим, голубым, белым цветами.

-На плане Земля много разных стран и народов. У каждой страны есть имя.

- Как называется наша страна, самая большая, самая красивая? (Россия).

- В нашей стране очень много лесов, полей, рек, гор. Каждый человек любит свой край, в котором он родился и в котором живет.

Воспитатель:  -Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить не возможно.

Скажите без чего на земле никто не сможет прожить? (ответы детей)

Воспитатель:  -Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?  - Нет.

Воспитатель:  - Почему? (ответы детей)

3 СЛАЙД СОЛНЫШКО)

Воспитатель: -Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Солнце-главный источник тепла и света. Если не будет солнышка, все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет. Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Его свет несет людям радость, здоровье и красоту.

(Воспитатель: - А без воздуха можем мы прожить?  - Нет

(4 СЛАЙД РЕБЕНОК ЗАКРЫЛ ПАЛЬЦАМИ НОС)

Воспитатель: Давайте проведём эксперимент: закройте ладошками себе рот и нос, получится ли у вас дышать (Ответы детей)                                     

Воспитатель: –Почему?

(5 СЛАЙД ВОЗДУХ)

Воспитатель: - Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. И воздух очень нужен растениям и животным. Всему живому. 

Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек?

Дети: Без воды.

Воспитатель: Какая бывает вода? (питьевая, минеральная, родниковая, морская, водопроводная, газированная). Кому нужна вода? Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

(6 СЛАЙД  ВОДА)

Звучит аудизапись «Шум дождя»,

(7 СЛАЙД  Песня КАПИТОШКИ)

затем  звучит аудиозапись «Песня Капитошки», в гости «приходит»  игрушка Капитошка. 

Динамическая пауза.

Воспитатель: (от имени Капитошки): «Здравствуйте! Я капелька воды—Капитошка! Я люблю играть и танцевать, хотите со мной.

Воспитатель: Поиграем ребята с Капитошкой?» (дети встают и повторяют движения вслед за героем)

Физкультминутка.

Тихо плещется вода,

Мы плывем по теплой речке.(плавательные движения обеими руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (потягивания – руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (ходьба на месте)               

А теперь глубокий вздох, и садимся на песок.(садятся на стульчики)

Воспитатель: Какие молодцы!  Хвалит вас Капитошка. Она говорит: «Ребята, я очень маленькая, и о себе еще ничего не знаю.  А в детском саду говорят, что дети много занимаются и все знают. Помогите мне узнать о себе».

Воспитатель: Ребята, поможем Капитошке хорошо о себе узнать? Капитошка мы обязательно расскажем тебе какими свойствами ты обладаешь? Мы с ребятами вот что уже знаем о тебе:

  • Вода жидкая и может течь. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
  • Вода не имеет вкуса
  • Вода прозрачная и бесцветная
  • Вода не имеет цвета, но её можно покрасить
  • Вода может  быть твёрдой? (если её сильно охладить)

А какими свойствами ты еще обладаешь, мы с ребятами сейчас тебе покажем. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.

ОПЫТ №1 «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»

Ребята, мы с вами сказали, что вода может быть твердой, она превращается в лед. Скажите, имеет ли лед форму? – да

А вода имеет форму?  -нет

Давайте мы с вами это проверим.

Посмотрите, перед каждым из вас два стаканчика и кусочки льда.  Возьмите в руки по одному кусочку льда.

Какой лед? -холодный, скользкий

Постучите им об стол, какой лед? –твердый

Меняет ли лед свою форму ?   -Нет

Давайте проверим, положите каждый свой кусочек льда в стаканчик.

Принял лед форму стаканчика?   -нет

А вода меняет форму?  -да

Давайте проверим, сейчас я каждому в стаканчик налью воды. Посмотрите, вода приняла форму стаканчика?  -Да

Итак, ребята, что мы увидели?

Вывод: Лед не меняет своей формы, куда бы мы его не положили.

А вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.

ОПЫТ №2 «ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»

Ребята, постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного краски, чтобы вода поменяла цвет.

Ты, вода, водичка

Друг ты мой студеный.

Стань вода. Водичка,

Не простой – зеленой!

 Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. 

Воспитатель: Вот, Капитошка, мы рассказали тебе о свойствах воды. Теперь ты многое знаешь о себе. Приходи к нам еще в гости и мы в будущем с ребятами тебе больше всего расскажем и покажем.

Воспитатель : Ребята, Капитошка благодарит вас за помощь

 и  прощается с вами. До свидания, ребята!

Дети: До свидания,  Капитошка!

III часть. Заключительная.

Воспитатель—И так, мы знаем, что не можем жить без воздуха, солнца и воды! Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.

Ребята, давайте с вами вспомним правила поведения в природе.

(8 СЛАЙД  ПРАВИЛА НА ПРИРОДЕ)

 Нельзя в реке или озере мыть машины и велосипеды

Нельзя после себя в лесу или на берегу водоемов оставлять мусор

Нельзя жечь  костры

Нельзя рвать цветы, топтать траву,

Нельзя обрывать с деревьев листву.

(Выслушиваются ответы детей.)

Ребенок: Давайте будем беречь планету

Другой такой ведь на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим!

Воспитатель : Молодцы, вы - настоящие друзья природы! И наше путешествие подошло к концу.

Рефлексия:

Ребята, а вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Что нового вы узнали? (ответы детей)   

  (9 СЛАЙД  КАПИТОШКА)  

Воспитатель: Ребята, а Капитошка оставил для вас подарок, капельку воды. Подарок от Капитошки.(шарик лопается и на столе появляются конфеты)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мир природы

Слайд 8

Правила поведения на природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности. Направление "Познавательно - речевое". Образовательная область "Познание". Тема: "Природа - наш общий дом".

Конспект для работы с детьми старшей группы. Разработала для конкурса "Воспитатель года - 2013", в котором участвую. Открытое мероприятие по этому конспекту провела 05.12.2012года, в рамках конкурса "...

Природа - наш общий дом

Занятие по охране окружающей среды...

Конспект экологической образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Природа - наш общий дом»

Конспект экологической образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему:«Природа - наш общий дом»...

"Природа - наш общий дом"

Конспект занятия для детей 6-7 лет. Раскрывается значение природы в жизни человека, а также ознакомление с явлениями живой и неживой природы, знакомство детей с Красной книгой и правилами поведения в ...

«Природа - наш общий дом» (краткосрочный проект для детей всех возрастов)

«Природа - наш общий дом»(краткосрочный проект для детей всех возрастов)...

Конкурс чтецов «Природа – наш общий дом».

Цель: упражнять детей в выразительном исполнении коротких стихотворений о природе, воспитывать положительное отношение к детским поэтическим произведениям, чувство ритма и рифмы.Задачи:- создание усло...