«Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Назарова Вера Ивановна

Конспект организованно-образовательной деятельности «Удивительные свойства воздуха»  от 6 до 7 лет. Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_svoystva_vozduha.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Малышевский детский сад

Конспект по познавательно – исследовательской деятельности                         в старшей разновозрастной  группе

«Удивительные свойства воздуха»

Составила : Назарова В.И.

Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей, посредствам включения их в экспериментальную деятельность.

 

Задачи:

 Образовательные:

 - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов

 Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование:

Воздушный шар, пакеты, трубочки, стаканы.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, у меня в руках шкатулка. А хотите узнать, что в ней?

 Дети: Пусто. 

Воспитатель: Вы хорошо посмотрели. Я вам дам подсказку.

Загадка

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим…

Дети: воздух

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно угадали. 

А что вы знаете о воздухе?

Но у воздуха есть много секретов, хотите узнать эти секреты?

 Давайте посмотрим внимательно вокруг  – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух?  (ответы детей – нет, не видим) 

Воспитатель:  А почему?  (ответы детей – потому, что он не видимый)

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.

Как можно проверить , что здесь есть воздух. Попробуйте его поймать

Не получается. Хотите, я научу вас ловить воздух? 

Ребята , давайте подойдем к столу.

Опыт 1. «Поймай воздух» (С полиэтиленовым пакетом ). 

Воспитатель: Я предлагаю поймать с помощью  пакетов. Делаем движение пакетом сверху вниз и резко закрываем .  Давайте попробуем его сложить? Потому что в пакете кто то поселился. Что может быть в пакете? Да, ребята, мы поймали  воздух.

Пакет наполнен воздухом. Какой он. Опишите его. Хорошо.

Вывод: прозрачный, невидимый, бесцветный, без запаха.

Воспитатель: Еще раз повторим свойства воздуха.

А интересно можно  увидеть воздух.

Опыт 2. «Увидим воздух».

Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку . А теперь опустите трубочку в стакан и подуйте в нее. Что вы видите? (пузырьки воздуха) .

А теперь подуйте в трубочки  сильно, а теперь слабо. Что заметили .( пузырьков больше, когда дуем сильнее).

 С помощью трубочки и стакана с водой мы увидели воздух.

А знаете почему пузырьки поднимаются на поверхность( наверх), потому что воздух легче воды.

В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит,  он есть внутри вас, а не только вокруг нас.

Вывод : воздух можно увидеть:  воздух внутри нас и он легче воды.

 А как он к вам  попадает? ( через рот и нос).

Воспитатель: Ребята, давайте покажем , как мы дышим ?

Дыхательная гимнастика.

Мы вдохнули глубоко

Дышим мы легко-легко

(медленный вдох-выдох на 4 сек.)

Подыши одной ноздрей

Подыши другой ноздрей

И к тебе придет покой

«Насос» глубокий вдох – руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз

Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: А вот зимой, когда вы гуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как?

Дети: Идёт пар.

Воспитатель: Мы с вами когда пойдём гулять, то подышим свежим морозным воздухом – это очень полезно для здоровья!

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Опыт 3. «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель:  дует в свисток. Что вы слышите? ( издаваемый свист  - это звук воздуха).

Воспитатель: А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: А как в природе мы слышим воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (аудиозапись звуки природы).

Вывод:   «Воздух можно услышать»

Воспитатель: Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами). Ветер- это движение воздуха. Где можно увидеть движение воздуха?( качаются деревья, бегут облака, метет снег, летят листья)

Вывод: Воздух движется.

Физкультминутка

Ветер веет над полями

И качается трава ( плавно качают руки над головой)

Облако плывет над нами

Словно белая гора (потягивание  - руки вверх)

Ветер пыль над полем носит

Наклоняются колосья

Вправо-влево, взад-вперед

Мы взбираемся на холм (ходьба на месте)

Там немного отдохнем (присядем на свои места)

 

Давайте немного поиграем.  

Д\И. «Кому нужен воздух»

   Я буду произносить предметы из живой и неживой природы. Нужно будет поднять руки вверх, если этому предмету нужен воздух, если предмету не нужен воздух вам нужно опустить руки вниз. Готовы. Начинаем. Камень, дерево, сапог, дети, кузнечик, дверь, медведь.

Воздух нужен дереву, цветку, детям, кузнечик  это предметы живой природы. Еще один секрет воздуха он нужен всему живому.

Вывод . Воздух нужен всему живому.

Опыт № 5 (теплый воздух поднимается вверх) проводит воспитатель

А вот шарик какой – то грустный? Что с ним надо сделать? (Надуть). Давайте я его надуем.

_ Подойдем к моему столу. Смотрите. В 1-ой емкости у меня холодная вода, в другой горячая. Возьму стеклянную бутылку и на нее оденем воздушный шарик (опускаем в холодную воду – надувается? А теперь в горячую – Надулся?)

- Почему он надулся?

- Воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается.

- Какой воздух в бутылке? (Теплый)

- При помощи теплого воздуха мы надули шарик. Куда поднимается теплый воздух? (Верх)

Какое свойство мы определили? теплый воздух поднимается вверх.

Вывод : теплый воздух поднимается вверх.

Опыт №6 «Имеет ли воздух вес?»

Воспитатель: Нам понадобятся весы и 2 одинаковых воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы).С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? (ответы детей) Какой можно сделать вывод? (предположения детей) Шар с воздухом опустился в низ, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шарик без воздуха. Ещё одно свойство воздуха мы увидели: воздух имеет  вес.

Вывод:Ставим на мольберт новую карточку – обозначение свойства  воздуха  «Воздух имеет вес».

 

Игра «Парашютист»

У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой пленки. Она какая? (легкая, воздушная, воздуху послушная). Вы знаете, кто такие парашютисты, что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно воздух.

Воспитатель предлагает всем детям встать вокруг и взяться за края пленки.

Дружно все мы стали в круг, будем делать парашют

Друг за другом мы идем, парашют в руках несем

Руку все мы поднимаем, парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют, легким воздухом надут.

Воспитатель: Здорово мы с вами поиграли с воздухом.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.

Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо поработали.  Сегодня мы с вами узнали много интересного, что вам больше всего понравилось на занятии. О чем вы дома расскажите родителям.

Ребята, со стола возьмите 2 карточки: зеленую и красную. Я буду читать утверждения. Если вы согласны , поднимаете зеленый кружок, если нет – красный.

Попробуем . Будьте внимательны.

1. Воздух окружает нас со всех сторон. (да)

2. Воздух можно услышать (да)

3.Воздух голубого цвета ( нет)

4. Человек может жить без воздуха (нет)

5.Ветер это движение воздуха (да)

6.Воздух прозрачный , не имеет цвета ( да)

Молодцы ребята. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...

конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений  о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность  построена на основе элементарных опыт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные свойства воздуха».Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".

Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...