Развитие речи "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Перелетные птицы» 

Цели и Задачи:

1. Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц.

2. Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц

3. Рассказать детям, почему улетают птицы на юг.

4. Воспитывать доброе отношение к птицам.

5. Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

6. Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: Демонстрационные картинки «Перелётные птицы»,

Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, сегодня мы с вами отправимся в лес. Хотите? Нас там ожидает много интересного, потому что путешествие не простое, а волшебное. Но для того, чтобы туда отправиться, нам нужно произнести волшебные слова.

Давайте закроем глазки:

Раз, два, три!

повертелись, покружились и в лесочке очутись!

Открывайте глазки, вот мы и оказались в лесу.

Дети:

Здравствуй, лес!

Дремучий лес!

Полон сказок и чудес!

Все открой, не утаи,

Ты же видишь мы – свои!

(фонограмма с птичьими голосами)

Воспитатель: Дети, а какое сейчас время года?

 

Дети: Весна!

Воспитатель: Правильно!

Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна!

Воспитатель: Какие признаки весны прозвучали в стихотворении?

Дети:

С приходом весны все оживает вокруг: зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее. Появляются первые цветочки, просыпаются жучки, паучки.

А еще весной возвращаются домой птицы из жарких стран, они весело щебечут, прилетев домой, они ищут себе домики или строят гнезда.

Воспитатель: Дети, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

Дети: перелетными.

Воспитатель: правильно, одна из первых птичек, которые прилетают из жарких стран - это ласточка.

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка)

Дети, кто знает стихотворение о ласточке?

Воспитатель: Вот она, красавица! Здравствуй, ласточка!

Воспитатель:

Ласточка принесла нам какой-то конверт, давайте посмотрим, что там?

Загадки! Будем отгадывать?

Дети: да!

Воспитатель:

Всех прилетных птиц черней.

Чистит землю от червей.

Вдоль по пашням мчится вскачь,

А зовется птица. (Грач)

На шесте дворец

Во дворце певец

Как зовут его? (скворец)

Хочет с детства эта птица,

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

" Кар–кар–кар! " – поёт…. (ворона)

С желтой грудкой у окошка,

Собирает шустро крошки

Отгадайте, что за птица,

Называется (синица).

Воспитатель:

Всех мы птичек отгадали и ни капли не устали.

А теперь превратимся в птичек и поиграем!

Физкультурная минутка «Синица» :

Скачет шустрая синица (хлопают в ладоши,

Ей на месте не сидится (грозят пальцем,

Прыг-скок, прыг-скок (подпрыгивают,

Завертелась как волчок (оборот вокруг себя,

Вот присела на минутку (присаживаются,

Почесала клювом грудку (поглаживают ладошкой,

И с дорожки на плетень

Тири - тири, тень-тень-тень (взмахи руками как крыльями).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?

С помощью моделей дети выделяют характерные признаки птиц.

- У всех птиц есть клюв

- Тело покрыто перьями.

- Крылья.

- Голова и туловище.

- По две лапки.

- Хвост.

Воспитатель:

Посмотрите, дети, а все птички перелетные?

Дети: нет, есть и зимующие!

Воспитатель: Сколько зимующих?

Сколько перелетных?

Кого больше?

Сколько больших птичек?

Сколько маленьких?

Сколько всего птичек прилетело?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, не зря в садик ходили!

Воспитатель: дети, птички хотят с нами поиграть.

Подвижная игра «Птички»

Ну - ка, птички, полетели (медленно бегут друг за другом)

Полетели и присели, (медленно приседают)

Поклевали зернышки, (двигают головой)

Поиграли в полюшке (кружатся на месте)

Водичку попили (двигают головой)

Перышки помыли, (руки на пояс, двигают локтями)

В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)

Снова полетели.

Воспитатель:

Ребята, а что птицы весной делают? Правильно вьют гнезда, чтобы птички выводили там своих птенцов. А есть птицы, для которых домики строят люди, это скворцы, а домики называются скворечниками. Их строят из дощечек. Скворечники люди вешают на деревьях. В домиках сухо и тепло.

Пальчиковая игра

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!

Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!

Пальчики двигаются, будто плетут венок.

Воспитатель:

Смастерили домик птицам,

Не воронам, не синицам,

Поселились там певцы,

Называются – скворцы!

Молодцы, ребята, все старались, хорошие скворечники построили.

Как птички поют, радуются!

(Фонограмма с пением птиц)

Воспитатель:

Не зря в лес сходили, птичкам помогли, пусть радуются, высиживают птенчиков! Ну а нам, дети, пора возвращаться в группу! До свидания птички! Мы обязательно еще вернемся в сказочный лес!

Воспитатель:

«Повертелись. Покружились

Снова в группе очутились».

Воспитатель: Вам понравилось в весеннем лесу? А что вам больше всего понравилось? Кому мы помогли сегодня? Похлопаем себе!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Птицы.»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ«Птицы.»...

Конспект НОД по речевому развитию "Прелетные птицы" (подготовительная группа)

Конспект НОД по речевому развитию "Прелетные птицы" (подготовительная группа)...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми по речевому развитию "Домашние птицы"

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми по речевому развитию Название «Домашние птицы »...

Проектная деятельность для детей младшей группы (3-4 года) по познавательному развитию. Тема: «Птицы»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию исследовательский проект по познавательному развитию для детей младшей группы по теме "Птицы"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы» с детьми средней группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию...

Проект по ОО «Познавательное развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» "Покормите птиц зимой!"

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой, мало знают о зимующих птицах, о том как помочь им зимой. Тема проекта «Поко...