Конспект интегрированного занятия «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия

«Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»

(старшая группа)

 

Цель: Продолжить знакомство детей с творчеством Е. И. Чарушина.

Задачи:

1. Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных.

2. Активизировать слова и выражения «иллюстрация», «иллюстратор», «анималист»  «художник изобразил». Активизировать знание содержания литературных произведений.

Развивать речь, память, мышление, воображение, творческие способности детей.

Содействовать формированию умения рисовать животных в нетрадиционной графической технике - тычком жесткой полусухой кистью

3. Воспитывать интерес к книге и иллюстрации, любовь к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

«Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»

(старшая группа)

Воспитатель: И.Н. Бороздина

Цель: Продолжить знакомство детей с творчеством Е. И. Чарушина.

Задачи:

1. Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных.

2. Активизировать слова и выражения «иллюстрация», «иллюстратор», «анималист»  «художник изобразил». Активизировать знание содержания литературных произведений.

Развивать речь, память, мышление, воображение, творческие способности детей.

Содействовать формированию умения рисовать животных в нетрадиционной графической технике - тычком жесткой полусухой кистью

3. Воспитывать интерес к книге и иллюстрации, любовь к животным.

Оборудование: портрет Е. И. Чарушина, выставка книг Е. И. Чарушина, ИКТ презентация, разрезные иллюстрации автора. Листы бумаги с изображением силуэта медведя, кисточки, краски, салфетки, стаканчики с водой.

Словарная работа: иллюстрация, художник, анималист.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями «Тюпа, Томка и сорока», «Томкины сны», «Большие и маленькие», «Волчишко», «Медведь»,  оформление выставки книг Е. И. Чарушина.

Ход занятия:

Загадка: (загадывают дети)

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Все девчонки и мальчишки

Любят их. Ведь это (книжки)

Он пишет красками пейзаж,

Он и портрет напишет наш.

У него мольберт, треножник.

Вот берёт он карандаш…

Сразу ясно всем (художник)

Воспитатель:- Как вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем с вами говорить?

(ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного необычного человека. Мы продолжим знакомство с творчеством писателя и художника известного своими добрыми рассказами и иллюстрациями о животных Е. И. Чарушине.

Слайд 2

Е. Чарушин родился в г. Вятке (сейчас это г. Киров). Любовь к природе родители прививали Е. И. Чарушину с детства. Отец его был архитектором-художником. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. В доме у них было полным-полно животных, птиц в клетках, рыбы в аквариуме, во дворе котята, цыплята и он сам за ними ухаживал. Он много путешествовал по лесам, рисовал животных и птиц. Потом эти зарисовки и наблюдения Евгений Чарушин использовал в иллюстрациях, а также в рассказах о животных.

Воспитатель:- А что такое иллюстрация?

Воспитатель:- Верно, слово “иллюстрация” определяется как “рисунок в тексте, сопровождающий изложение или поясняющий содержание книги”.

Рассматривание выставки книг.

Слайд 3

Иллюстрации книг.

Слайд 4

Воспитатель:- Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.

Слайд 5

Воспитатель: - Книги Евгения Ивановича Чарушина невозможно не узнать. Вот притаился крохотный пушистый котёнок. Спинка выгнута, хвост трубой, уши торчком. Так и хочется его погладить по пушистой тёплой шкурке. Но приглядитесь! Котёнок ли это? (Нет, маленький рысёнок с огромными глазами).

Слайд 6

Воспитатель:.-. Кого вы узнали на этой иллюстрации?

( Котёнка Тюпу!)

Воспитатель:.-: К сожалению, сейчас он с вами пообщаться не сможет. Вы понимаете, почему?

( Тюпа охотится.)

Воспитатель:.-: Совершенно верно! Потому, что Тюпа очень занят. Слышите, как он заговорил?

( «Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»)

Слайд7

Воспитатель:.-: Познакомьтесь! Этого пёсика зовут….?

( Томка!)

Воспитатель:.-: Как вы думаете, он злой или добрый?

( Добрый!)

Воспитатель:.-: Хозяин тоже очень любил Томку, потому что он понятливый пёсик и не грязнуля. Однажды жарким, летним днём Томку взяли на охоту. На маленькой лужайке было очень красиво и весело, летали бабочки и стрекозы, прыгали кузнечики. Как вы думаете, нравится здесь Томке или нет? О чем он сейчас думает? И что намерен сделать?

( Томка захотел спать).

Слайд 8

Воспитатель:.- Герои Е И. Чарушина добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и еще совсем беспомощных

Слайд 9

Сам Е.И. Чарушин говорил: "Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное".

Музыкальная физминутка 

Воспитатель:.- Я предлагаю вам из разрезных картинок выложить иллюстрации к рассказам и назвать рассказ (дети выкладывают иллюстрации).

- К какому рассказу иллюстрация? («Волчишко»)

-Кто написал этот рассказ (Е. И. Чарушин)

-О ком этот рассказ?

Дети - Это рассказ о маленьком волчишке, которого мать оставила одного, а человек забрал его к себе домой. Этим рассказом писатель хотел сказать что животные, которые живут в лесу, не могут жить в доме, им все незнакомо, все ново, все пугало его и кот, и пес, и человек.

Рассматриваем следующую иллюстрацию книги «Оленёнок», «Медвежонок», «котенок Тюпа»

- Что объединяет эти иллюстрации? (их нарисовал Е. Чарушин)

Слайд 10

Воспитатель:- Рассматриваем следующую иллюстрацию «Медвежата»

-Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке? (Медвежата)

Воспитатель:- Почему?

Дети: Потому что художник нарисовал крупно, во весь лист.

Воспитатель: -Опишите их, какие они? ( Рассуждения детей: дикие, мягкие как плюшевые, пушистые, хочется потрогать даже).

Воспитатель:-Как вы думаете, как относится художник к ним?

Воспитатель:- Мы говорим о Е. Чарушине – художнике, который рисует животных, таких художников называют «анималисты». Е. И. Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина, рисовать нужно тычком, жесткой полусухой кистью.

Воспитатель: - Я предлагаю вам дорисовать шерсть медвежонку по методу тычка Е. Чарушина.

Предлагаю вам пройти в «мастерскую» и приступить к работе.

Самостоятельная работа детей. Звучит тихая музыка.

Анализ детских работ. При просмотре рисунков задаю вопрос:

- Героя какого рассказа, сказки ты изобразил? Какой цвет краски использовал? Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?

Воспитатель: -Ребята, скажите о творчестве какого художника и писателя мы сегодня с вами говорили? О ком его рассказы, иллюстрации?

Воспитатель: – Каким человеком был Евгений Иванович Чарушин? (Очень добрый, понимал и любил животных).

- А кем он был для птиц и зверей (Евгений Иванович был другом природы, другом зверей).

Воспитатель- писатель говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать. А ты человек. Тебе всё нужно знать. Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия Знакомство с лесными ягодами

Программные задачи: познакомить детей с ягодами – черникой и клюквой; учить называть их и отличать по внешнему виду, вкусу, месту произрастания; показать их значение в жизни человека и животных. Уточн...

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина".

Творчество Е.И.Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике.Рисунки художника не оставляют равнодушными ребят....

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с гончарным мастерством"

«ЗНАКОМСТВО С ГОНЧАРНЫМ МАСТЕРСТВОМ». Занятие для детей подготовительной  группы. Реализация непосредственной образовательной деятельности «Познание» в интеграции с образовательными обл...

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с русским народным костюмом".

Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество"...

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с матрешкой"

Интегрированное з-анятие Знакомство с матрешкой" для второй младшей группы...

План - конспект музыкального занятия "Знакомство дошкольников с творчеством знаменитого земляка, оперным певцом Дмитрием Хворостовским ".

Дети подготовительной группы знакомятся со знаменитым земляком , оперным певцом,  Дмитрием Хворостовским, слушают в его исполнении р.н. песню "Калинка", играют на музыкальных инструмент...