Макет "Наш любимый детский сад"
материал по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сибирина Алёна Валерьевна

Представляем вашему вниманию макет «Наш любимый детский сад», созданный нами, воспитателями средней группы совместно с детьми и их родителями.

Макет используется для реализации задач как обязательной части образовательной программы д/с, так и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Макет может использоваться в работе с детьми от 3 до 7 лет.

ерез макет решаются цели и задачи из различных образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Макет способствует развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.

При использовании макета дети описывают, сравнивают, рассказывают, рассуждают, могут использоваться предметы — заместители, вместе с детьми мы придумываем игровые сюжеты.

С помощью макета мы стараемся воспитать у детей бережное отношение к пространству и оборудованию территории детского сада, создаем условия для отражения детьми впечатлений в самостоятельной деятельности, в том числе продуктивной.

В части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы детского сада, макет «Наш любимый детский сад» помогает решать задачи раздела «Природа родного края» по темам: Деревья родного края, Береза – символ России, Птицы родного края, Лесные жители нашего края, Лес – краса земли.

Макет территории детского сада

Основой макета стал двойной лист картона. Мы его покрыли зелёным картоном — «травой» и обозначили на нем зоны: спортивную, игровые площадки и т. п., линией выделили маршрут экологической тропинки.

Для того, чтобы тропа на макете была хорошо заметной, яркой и привлекательной для ребенка, мы использовали стрелки из красной самоклеющейся бумаги.

Для изготовления здания д/с мы использовали картон и бумагу. Часть оборудования сделана из цветного картона. Дети помогали при его изготовлении (проклеивали клеем и приклеивали к макету). Также наши воспитанники помогали в изготовлении бордюров для клумб и самих клумб с цветами (раскатывали пластилин и формировали бордюры и на пластилине черного цвета-«земля» размещали цветы).

На территории нашего детского сада растут разные породы деревьев: клен, береза, туя, тополь, рябина, ива и множество кустарников.

Для изготовления некоторых деревьев мы использовали шаблоны и цветной картон. А некоторые распечатали на цветном принтере и заламинировали.

На спортивной площадке размещены различные спортивные снаряды, они выполнены родителями совместно с детьми с помощью 3Д ручки.

Также родители совместно с детьми изготовили деревья и другие элементы экологической тропы.

Карта - схема территории ДОУ №18

На нашем макете, как и на территории детского сада, имеются тематические объекты:

На основе макета мы проводим беседы, составляем рассказы, организуем поисково-исследовательскую деятельность: например, найти объект по характеристике, заселить «Уголок леса» или «Деревенский дворик» животными, «Птичий городок» птицами (перелетными или зимующими, заселить «Отель для насекомых» насекомыми, водоем – рыбами и т. д., посадить «Огород», угадать по описанию. Дидактические игры «Кто где живет», с какого дерева лист», вариантов может быть много, или, например, игра «Путаница», где дикие и домашние животные, птицы, насекомые перепутались и детям нужно их переместить в свои тематические зоны: диких животных в уголок леса, домашних – в деревенский дворик и т. д.

Как мы еще используем макет

Основные объекты экологической тропинки можно свободно передвигать и убирать с основы. Например, мы с ребятами исследуем свою экологическую тропинку во время прогулки, а потом дети пытаются самостоятельно восстановить наш маршрут на макете. Возможен и противоположный вариант: перед прогулкой воспитатель вместе с детьми намечает маршрут на макете, а дошкольники на территории ищут нужные объекты.

Начало знакомства ребят с объектами тропинки может проводиться следующим образом: на каждой прогулке изучается только один объект. Возвращаясь в группу или в экологическую комнату, дети выставляют на макете лишь тот объект, с которым они познакомились. Через некоторое время экологическая тропинка будет «восстановлена» полностью.

Макет может также помочь в составлении карты-схемы. Для развития абстрактного мышления дети старшего возраста могут сопоставлять карту-схему тропинки и ее макет, находить соответствующие объекты, изображенные разным способом. Деревья, кустарники могут служить и материалом для счета, составления описательных рассказов, придумывания сказок: «Тайны старой липы», «О чем мечтает рябинка» и др.

Вместе с детьми разработали дидактические игры с использованием макета:

«Найди, что опишу» - с макета убирали все объекты тропинки. Водящий описывал объект, не называя его, а остальные выбирали нужную часть: дерево, муравейник и т. п.

«Чего не стало» - ведущая прятала один-два объекта тропинки и просила ребенка определить, чего не стало.

«Что лишнее» - добавляли лишний объект, который и должны найти дети.

«Что не так» - объекты тропинки размещали не на своих местах. Задача ребенка — найти ошибки и расположить их правильно. Проверяли результаты своей работы прямо на территории детского сада.

Мы дополнили макет небольшими фигурками людей, среди которых дети обычно находят себя и своих друзей.

Передвигая фигурки людей (детей) на макете, дети самостоятельно проводили экскурсию, рассказывали о разных деревьях, кустарниках. При этом человечки могли «заблудиться», тогда дети объясняли им, как найти дорогу. Или человечки могли устать, для этого дошкольники предлагали вариант отдыха на территории и т. п. Такие задания помогают не только формировать экологические представления, но и развивать психические процессы, речь детей.

Для ребенка территория детского сада представляет собой отдельные участки: спортивная площадка, огород, пруд и т. д. — которые он зачастую не связывает между собой. Дети видят их на уровне своего роста. Макет же помогает ребенку представить территорию детского сада в целом, как бы посмотреть на нее сверху (мы говорим, что так ее видно с высоты птичьего полета). Также дети учатся ориентироваться на территории детского сада.

Объекты макета дети могут свободно перемещать и использовать в самостоятельной деятельности, организуя сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

Работа с макетом помогает развивать у дошкольников познавательный интерес и изменять их отношение к окружающему. А территория детского сада становится для них более знакомой, «своей».

Использование макета вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной в детском саду " Прощай , любимый детский сад"

Сценарий в группе " Чародеи" ГБОУ Детский сад № 2567 ВАО...

Сценарий на выпускного праздника в детском саду «Мой любимый детский сад».

Показать знания и умение детей по вокалу, и театрализации; развивать любовь к музыке, связывать ее настроение с настроением людей; воспитывать в детях дружбу, позитивное настроение, любовь и уважение ...

Сценарий на выпускного праздника в детском саду «Мой любимый детский сад».

Показать знания и умение детей по вокалу, и театрализации; развивать любовь к музыке, связывать ее настроение с настроением людей; воспитывать в детях дружбу, позитивное настроение, любовь и уважение ...

Конспект детско-родительского музыкального праздника "Прощай, любимый детский сад!".

Автором представлен конспект выпускного праздника в подготовительной к школе группе....

Выпускной вечер в детском саду «Прощай, любимый детский сад!»

Сценарий выпускного вечера в детском саду со сказочными героями Вовкой, Василисой , Бабой -Ягой, внуком Ягусиком......

Концерт "Наш любимый детский сад" по преемственности детского сада и школы.

Концерт был показан в рамках сотрудничества детского сада и школы перед учителями  школы и воспитателями детского сада. Выступление детей очень понравилось, было ярким, разнообразным, красочным и...