Проект "Кукла тряпичная - игрушка отличная"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Скляр Юлия Вадимовна

Познавательный среднесрочный проект для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._kukla_tryapichnaya_-_igrushka_otlichnaya.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ Кукла тряпичная – игрушка отличная Подготовила воспитатель: 1 кв.категория Скляр Ю.В Из всех существующих в мире загадок тайна куклы самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека. М.Е. Салтыков – Щедрин Без неё, без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети бы перестали похоить на родителей и народ бы рассеялся пылью по лицу земли. А.Синявский Кто в куклы не играл – тот счастья не видал Пословица

Слайд 2

ПАСПОРТ ПРОЕКТА: Вид проекта : групповой, познавательный, творческий, информационный. Продолжительность : среднесрочный (март – апрель) Участники проекта: воспитатели, дети средней группы «Рыбки», родители воспитанников . Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа ) ПРОБЛЕМА. Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. С давних времен кукол делали из травы, веточек, лоскутов. Они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе. В настоящее время рынок игрушек поражает изобилием интересных, ярких, но порой бесполезных, а иногда и вредных игрушек, с точки зрения воспитания и развития детей. Какую же игрушку выбрать? Есть ли в современном мире место рукотворным куклам и другим подобным игрушкам? Работать над этими проблемами необходимо. И одним из возможных путей решения является изучение народной куклы в игре современных дошкольников.

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ: Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местными традициями, национальной культурой. Народная игровая кукла, как и игрушка вообще , является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Народная тряпичная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических, мифологических знаний. Эта игрушка по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений. Народная тряпичная кукла – это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста. Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку, подражать миру взрослых отношений. В игре с народной тряпичной куклой ребенок познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения. Кроме всего прочего, народная тряпичная кукла – это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.

Слайд 4

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Реализация положений ФГОС дошкольного образования по приобщению дошкольников к социокультурным нормам и традициям, пробуждение интереса детей к русской культуре через знакомство с народной куклой . ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Познакомить детей с русскими народными куклами (историей, традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы, способами их изготовления); Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значением (кокошник, сарафан, рукодельница, безликая кукла, кукла – закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, сорочка, нянюшка, рукодельница ); Воспитывать патриотические чувства через развитие интереса к народным промыслам; Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами); Привлечь родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада и к изготовлению экспонатов для мини-музея тряпичной куклы.

Слайд 5

В основу решения этих задач положены следующие принципы: Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников; Принцип опоры на интересы ребёнка; Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; Принцип наглядности; Принцип последовательности; Принцип сотрудничества и взаимоуважения Объект исследования: тряпичная кукла. Предмет исследования: характерные особенности куклы, обычаи и традиции связанные с их изготовлением. Гипотеза: предполагается , что организованная работа по знакомству с разнообразием народных лоскутных кукол, в соответствии с современными требованиями, будет способствовать расширению и систематизации знаний у детей о традиционной народной тряпичной кукле, об обычаях и традициях, связанных с тряпичными куклами.

Слайд 6

Практическая значимость данной проектной работы заключается в том, что дети, при помощи родителей и воспитателей смогут проявить свои творческие способности - создадут экспонаты для мини - музея традиционной тряпичной куклы в группе: пополнят музей куклами, сделанными своими руками на мастер классе с родителями и педагогами, сделают уникальные дизайны для кукольной одежды по народным мотивам и опираясь на обычаи традиционной русской одежды; родители помогут в создании тематических альбомов для рассматривания, опираясь на запросы и вопросы детей подберут тематику этих альбомов, продумают их наполняемость. В дальнейшем данные пособия послужат детям как наглядный материал для ознакомления с обычаями и традициями русского народа, для составления описательных рассказов на занятиях по речевому развитию, для индивидуальных занятий и игр - викторин. Кроме красочных альбомов и кукол, родители принесут цветные лоскутки с народным орнаментом и тесемки, для «сундучка мастерицы», дети при желании, могут сами делать куклы и использовать их в своих играх; сделают традиционную мебель для рассадки наших музейных кукол - стол и лавку, для эстетического воспитания. Планируем, что у нас будут сменные экспозиции кукол. Все это будет способствовать расширению знаний детей и накоплению методического материала

Слайд 7

Предполагаемый результат, продукт проекта: С оздание мини – музея - «Русская тряпичная кукла»; Возросший уровень знаний детей по теме проекта; в процессе занятий, бесед, совместной деятельности, игр у детей активизируется словарный запас, повысится уровень коммуникативной компетентности Собран дидактический и методический материал по теме; родители воспитанников будут принимать активное участие в жизнедеятельности нашей группы и проявлять инициативу по содействию проведения совместных мероприятий - родители – дети – воспитатели.

Слайд 8

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие . Формы: НОД, совместная деятельность педагога и детей в ходе режимных моментов, совместная деятельность детей и родителей. Методы : наглядный; ИКТ; словесный; игровой; практическая деятельность. Техническое обеспечение: компьютер- принтер – фотоаппарат – проектор - аудио и видеотехника. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Воспитатели: - Подбор иллюстративного материала по теме проекта, материалов для изготовления кукол; - Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок, закличек , потешек по теме, аудиозаписей, видеопрезентаций ; - Подбор и распечатка буклетов, рекомендаций в родительский уголок. Родители: - Подбор материала для наполнения мини - музея «Тряпичная народная кукла»; - Чтение вместе с детьми рассказов о истории создания кукол; - Выполнение домашних творческих занятий вместе с детьми.

Слайд 9

1 ЭТАП ПРОЕКТА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ТЕМАТИКЕ ПРОЕКТА. На первом этапе сбора информации мы использовали метод «трёх вопросов» и объединили ответы детей в логический план Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам найти ответы на свои вопросы? В результате опросов, бесед, в игровой деятельности, выяснили, что дети имеют ограниченное представление о народных тряпичных куклах , о значении их в жизни наших предков. Но, при этом дети предположили, что игрушки были и их делали из подручных материалов – дерева, ткани. Детей заинтересовало, какими именно были игрушки в старину, как они выглядели, из чего их делали . Этот вопрос мы задали детям нашей группы – и они нам стали наперебой рассказывать, что их папы и мамы и бабушки с дедушками наверняка все знают и смогут и нам рассказать, ну а если у нас не хватит информации, то мы обратимся к книгам

Слайд 10

Следующим шагом на первом этапе было: Выбор темы, постановка цели, задач. Подбор методического и наглядного материала, разработка конспектов занятий; Знакомство детей с историей возникновения тряпичных кукол; Разучивание и прослушивание колыбельных песен, народных игр, частушек, пословиц. Чтение русских народных сказок. Сюжетно – ролевая игра «дочки – матери». Рассматривание альбомов, иллюстраций;, старинных фотографий; Анкетирование родителей; Беседы с детьми, знакомство с русским народным бытом ( презентация « Русская изба, лепбук «Русская изба»); консультации для родителей «Тряпичная кукла – мотанка », «Народная кукла в игре современных детей »; Составление плана работы по реализации проекта «Кукла тряпичная – игрушка отличная»; определение места под мини – музей.

Слайд 11

Анкета для родителей: «Игры и игрушки детей» Уважаемые родители! В рамках реализации проектной деятельности мы проводим опрос родителей по теме: «Игры и игрушки детей» Будем благодарны вам за участие в опросе. 1. Любит ли ваш ребенок играть? 2. В какие игры вы играете с ребенком дома? 3. Любимая игра ребенка – это… 4. Чему могут научить ребенка эти игры? 5. Как часто играете на свежем воздухе? 6. Какие игрушки вы покупаете своему ребенку? 7. Чем руководствуетесь при выборе игрушек? 8. Часто ли ваш ребенок просит вас купить ему новую игрушку? 9. Какие герои мультфильмов являются любимыми игровыми персонажами вашего ребенка? Большое спасибо за ваши ответы!

Слайд 12

Результаты анкетирования. В анкетировании участвовало 13 человек. На первый вопрос все ответили утвердительно. Второй вопрос . 8 родителей ответили, что играют в с/р игры (школа, детский сад, магазин), 2 ребенка играют в спортивные и подвижные игры, 3 ребенка любят настольно – печатные игры. Все родители ответили, что дети любят играть мелкими игрушками, куклами. Третий вопрос. 7 родителей ответили - любимая игрушка по мотивам мультфильмов «Три кота», 3 родителя ответили, что дети любят конструктор, и еще 3и ответили, что дети любят играть подручными средствами – игрушками - заместителями. Четвертый вопрос. Все родители ответили, что игры учат коммуникабельности, учат вести себя в обществе. Пятый вопрос. На свежем воздухе играют все, в зависимости от погодных условий. Шестой вопрос. Игрушки родители покупают своим детям в зависимости от увлечений (машинки, конструкторы, куклы) Седьмой вопрос. Все родителя ответили, что при покупке игрушек руководствуются интересами ребенка и возрастными ограничениями, 4 человека ответили, что руководствуются своим мнением. Восьмой вопрос. Настольные игры есть у всех и родители часто покупают новые игры для развития детей. Девятый вопрос. Любимыми персонажами детей были названы ( Фиксики , Барбоскины , Три кота, Роботы)

Слайд 13

2 ЭТАП - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, В ЧАСТНОСТИ, ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО И САМОСТОЯТЕЛЬНО: НОД, беседы, чтение художественной литературы; ситуативные разговоры с детьми; Дидактические , сюжетно – ролевые игры, подвижные игры; Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала; просмотр презентаций по теме проекта; старинных фотографий. Творческо-продуктивная деятельность ( рисование, аппликация); Создание и работа с альбомами «История тряпичной куклы», «Русский народный костюм», «Малые фольклорные формы», «Фотографии тряпичных куколок»; Создание тряпичных куколок на мастер – классе в формате дети – родители - воспитатели; Творческие задания для родителей; Создание музея народной тряпичной куклы

Слайд 14

III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА: Показ открытого интегрированного занятия по музейной деятельности «Славянские куклы-обереги»; Презентация к проекту «Кукла тряпичная – игрушка отличная»; Тряпичные куклы сделанные в совместной деятельности с детьми и родителями; Кукла - Хранительница музея в народной одежде; Создание мини – музея «Тряпичная кукла».

Слайд 15

Результат проекта: Оформлен мини – музей народной тряпичной куклы; Дети знают и умеют изготавливать некоторые виды кукол ( пеленашку и колокольчик); Дети используют знания, полученные в процессе подготовки к открытию мини – музея (играя куклами поют колыбельные, придумывают новые сюжеты для игр); Знают значение и назначение слов: (кокошник , сарафан, рукодельница, безликая кукла, кукла – закрутка, закрутка, оберег , лоскут , фартук, сорочка, нянюшка) ; Родители принимают активное участие в жизни группы. Наша гипотеза о том, что организованная работа по знакомству с разнообразием народных лоскутных кукол, будет способствовать расширению и систематизации знаний у детей о традиционной народной тряпичной кукле, об обычаях и традициях, связанных с тряпичными куклами подтвердилась на открытом занятии.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Куколка тряпичная - игрушка отличная"

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, ч...

Мастер-класс " Куколка тряпичная - игрушка отличная"

Данный материал используется как один из видов  мероприятий по проектной деятельности "Народная игрушка"  и предназначен для установления контакта с родителями, показа им возможных форм взаи...

Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная» (старший дошкольный возраст, познавательно-творческий)

- формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол. изготовленные совместно ро...

Конспект интегративного занятия Ручной труд Изготовление тряпичной игрушки В средней группе Тема: обрядовая игрушка «Птичка-Радости».

В настоящие время, когда главным вопросом в образовательной деятельности является патриотизм, воспитание патриота страны, проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала о...

Приобщение детей второй младшей группы к истокам русской национальной культуры: «Куколка тряпичная – игрушка отличная».

Приобщение детей второй младшей группы к истокам русской национальной культуры: «Куколка тряпичная – игрушка отличная».Цели:1.Систематизация знаний детей об игрушке – кукле.2.Р...

Мастер-класс "Куколка тряпичная – игрушка отлична"

Приобщиться к истории народной куклы...

Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная»

Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная»...