Конспект интегративного занятия Ручной труд Изготовление тряпичной игрушки В средней группе Тема: обрядовая игрушка «Птичка-Радости».
план-конспект урока (средняя группа) на тему

Печенина Марина Николаевна

 

В настоящие время, когда главным вопросом в образовательной деятельности является патриотизм, воспитание патриота страны, проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Слово – патриотизм в словарях Даля, Ожигова и Ушакова имеет определение как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Русская народная культура и  традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт предков. Знания народной культуры помогают вырабатывать саморегуляцию в деятельности, способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей. Чувство Родины …Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kombinirovannoe_otkrytoe_zanyatie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект интегративного занятия

Ручной труд

Изготовление тряпичной игрушки

В средней группе

Тема: обрядовая игрушка «Птичка-Радости».

                                Пояснительная записка

В настоящие время, когда главным вопросом в образовательной деятельности является патриотизм, воспитание патриота страны, проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Слово – патриотизм в словарях Даля, Ожигова и Ушакова имеет определение как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Русская народная культура и  традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт предков. Знания народной культуры помогают вырабатывать саморегуляцию в деятельности, способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей. Чувство Родины …Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Культура один из основных компонентов в формировании личности патриота - преданного своему народу, любящем свое отечество, готовым на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

Русская народная культура это большой  и сложный исторический пласт. Россия это страна где проживаю люди разных национальностей и культуры.

Издревле на Руси селись многочисленные народности со своими культурой и традициями. В современной Росси нет разделения по национальностям, есть единое слово Россиянин.

Самарская область один из немногих регионов где в течении многих веков в мире и согласии проживают представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва(эрзя, мокша), украинцы, башкиры, казахи, армяне, азербайджанцы, немцы, евреи, цыгане и др.

Современное население Самарской области представляет собой многонациональную общность, сложившуюся в основном к концу ХIX. По данным переписи 2010 года в Самарской области проживают представители 157 национальностей.  Русское, населения является наиболее многочисленным.

История совместного проживания людей разных национальностей, языков, культур и религий на Самарской земле не знает случаев межнациональных и межрегиональных конфликтов, характеризуется доверием, взаимопомощью, веротерпимостью и сплоченностью.

При всех общественных катаклизмах ХХ века – Первая мировая война, революция, гражданская война, продразверстка, голод начала 20-х годов, раскулачивание, сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстание народного хозяйства – жители Самарского края бережно сохранили добрососедские межнациональные и межрегиональные отношения.

И не смотря на все трудности жизни, народные праздники, сохранились и посей день. Историю своих праздников и обрядов люди передавали из поколения в поколение.

В качестве основных средств в воспитании народной культуры, используются все компоненты народного фольклора: песни, сказки, пословицы, поговорки, танцы, обряды, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Переплетение культур и традиций дает нам возможность понять, что есть праздники и обряды, которые имеют одинаковое значение для каждой национальности. Существует множество праздников в России, которые  отмечаю все. Эти праздники называются народные.

И одним из таких праздников является «Закликание Весны», в этом обряде перекликаются множество традиций и обрядов разных национальностей, но сущность его одна – встреча весны неразрывно связана с прилетом птиц. Поэтому закликание весны и закликание птиц – практически слились в одно целое. Главным обрядовым атрибутом является птица, так как считало, что птицы на своих крыльях весну приносят. Большую роль в обрядах играли дети. Закликание весны и птиц это не только обряд, но и игра, именно дети активно украшали обрядовыми птичками деревья и играли в обрядовые игры.

Весну ждали не только наши предки.  Взрослые, и дети и сегодня с нетерпением ждут прихода весны и тепла. Знакомство с такой традицией, как «закликание весны» будет интересно ребятам разной возрастной группы. Так как главным атрибутом является птичка – игрушка, сделанная из тряпочек, в стиле народной игрушки.

 Народная игрушка, как и игрушка вообще, является  традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. С игрушками связывает ребенок  свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях, между людьми. Отечественный психолог Д.Б. Эльконин обращал большое внимание на важную роль игрушки в развитии ребенка, игрушка служит своеобразным наглядным пособием для передачи знаний о материальном мире. Такими игрушками являются: глиняные, деревянные, соломенные, тряпочные. Традиционная игрушка во все времена оказывала важное, и во многом, определяющее влияние на формирование личности, души ребенка. Игрушка воздействует на все уровни ощущений – тактильный, визуальный, звуковой. Современный мир игрушек богат разнообразием, но самой любимой игрушкой является, та которая сделана своими руками.

 Игрушка и игра неотделимы друг от друга. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка. Игрушка является необходимым атрибутом в игре.

Для формирования национального патриотизма в средней группе было  разработано интегративное занятие тема: обрядовая игрушка «Птичка Радости».

Данное занятие имеет подготовительный этап, который охватывает историю Самарского края, знакомство с перелетными птицами и знакомство с народной игрушкой, традициями и праздниками.

Цель:

Знакомство детей с народным праздником «Закликание Весны». Изготовление народной игрушки и атрибута для праздника «Птичка радости».

Задачи:

-Способствовать развитию познавательного интереса к историческому прошлому русского населения.

-Систематизировать полученные  ранее знания о перелетных птицах

-Формировать творческий подход  к выполнению учебно-трудовой задачи

-Создавать условия для реализации творческих способностей

-Способствовать созданию позитивной, дружеской и доверительной атмосферы в детском саду.

Оборудование и материалы:

Магнитофон, записи с голосами птиц. Наглядные пособия с изображением птиц. Квадратные лоскуты ткани(ситца или бязи)размером 20х20см.( по количеству присутствующих детей),нитки, синтепон или вата, ножницы.

Методы:

словесный, наглядно-иллюстрационный, практический.

Форма проведения занятия: комбинированное. Включает в себя беседу, рассказ, демонстрацию, практическую часть, игровую часть.

 

   

             Ход занятия.

Воспитатель: Ребята к нам сегодня на занятие пришли гости давайте дружно поздороваемся.

Ребята: Здравствуйте.

Воспитатель: сегодня прекрасный день. Ребята скажите, а какое время года у нас?

Ребята: Весна.

Воспитатель: правильно. А какая погода стоит?

Ребята: ответ детей.

Воспитатель: весна все никак не вступит в  свою силу. А вы хотите,  чтобы наступила настоящая весна?

Ребята: Да!

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем как, можно этому помочь.

В давние времена, когда не было телевизоров и радио. Люди внимательно следили за природными явлениями, и создавали свой народный календарь. И каждое время года они встречали определенным обрядом, который сопровождался праздничным весельем.

Весна это долгожданное время года. Весной земля просыпается. Ребята скажите, почему крестьяне так ждали весну.

Ребята:  Весной сажают и сеют.

Воспитатель: правильно, молодцы. Приход весны всегда связывали с прилетом птиц. А сейчас я вас проверю, каких перелетных птиц вы знаете? Слушайте загадки, внимательно.

На шесте дворец,

Во дворце - певец. (скворец)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.  (Ласточка)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (грач)

После каждой отгаданной птицы воспитатель показывает ее изображение. (слайд, либо графическое изображение).

Воспитатель: замечательно ребята вы меня порадовали своими знаниями.

 В старину считалось, что птички на своих крыльях весну приносят. Сегодня мы с вами будем делать птичку. Но не простую а «Птичку Радости». Такими птичками «закликали»- звали весну. «Закликание» - Весны был веселый праздник, все дети делали птичек и украшали ими обрядовое дерево,  украшенное лентами. С этим деревом они ходили по селу и звали весну.  «Птичка Радости» - это общее название перелетных птиц, считалось что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей в сады и рощи…».

Ребята дерево я подготовила, украсила его лентами, а вот птичек вы сделаете.

Прежде чем приступить к работе мы с вами немного разомнемся.

Физкультминутка:

Дети выполняют разминку под стихотворение:

Руки подняли и помахали - это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули- ветер сбивает росу,

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Плавно разводят руками впереди себя – нам о весне говорят!

Мастер класс.

Воспитатель: а сейчас мы с вами  изготовим «птичек-радости», которые помогут ускорить приход весны.

(во время изготовления игрушки звучат голоса птиц)

Все справились с заданием молодцы! А теперь давайте повесим этих птичек на наше дерево и покличем Весну.

Ребята давайте встанем в круг и вместе скажем «Птицы радости летите и весну нам принесите». «весна – красна приходи, зиму злую проводи».

Сюрпризный момент:

Заходит весна:

Звонче птичьи голоса вот и к вам пришла весна. Привет весенний вам, друзья, вас очень рада видеть я. Здравствуйте ребята. Здравствуйте гости.

Я птичек ваших услыхала и торопиться к вам я стала. Вам радость и тепло несу и злую зиму провожу.

Ребята, а вы знаете стихи о весне.

Стихи детей:

Весна: а поговорки про весну? Молодцы. Вы меня повеселили, а теперь и мой черед будем вместе мы резвиться и сыграем в «Ручеек».

Заключительный момент:

Воспитатель: вот ребятки и к нам весна пришла. Вы рады?

Дети: да.

Воспитатель: А давайте ребята мы с вами,  нашим гостям подарим птичек, чтобы и к ним весна пришла.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по физической культуре в средней группе. Тема: Мы – игрушки.

План – конспект занятия по физической культуре в средней группе. Тема: Мы – игрушки....

Конспект занятия по художественному труду в средней группе. Тема: «Новогодние игрушки».

Вызвать интерес к оформлению новогодних игрушек, сделанных из соленого теста. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно,  украшать - по представлению или по замыслу...

Конспект интегративного занятия по патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Моя Родина»

Конспект интегративного занятия по патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Моя Родина»Автор: Егиазарова С.С, воспитатель МКДОУ «Детский сад №17», с.. Каясула, Ставрапольский край...

Конспект индивидуальной работы по татарскому языку в средней группе. Тема: «Мои игрушки»

Цель: закреплять ранее изученные слова на татарском языке, продолжать развивать диалогическую речь.Задачи:Закрепить с детьми названия игрушек на татарском языке.Продолжать поддерживать  атмосферу...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Наши игрушки»

формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице; расширять знания детей об игрушках, их внешнем виде, материале; стимулировать речевую активность детей через ответы на воп...

Конспект ООД по конструктивно-модельной деятельности для средней группы Тема: « Ёлочные игрушки» ( из бумаги)

Цель: учить детей конструировать способом оригами, активизировать творческие способности.Задачи: - продолжать упражнять детей складывать квадрат по диагонали, совмещая противоположные углы;- развивать...