Образовательная область | «Познавательное развитие» |
Возраст детей, группа | 5 лет, средняя группа |
Тип НОД | Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательно развитие» |
Тема НОД |
|
Цель | Формировать элементарные представления детей о космосе |
Задачи | Обучающие: - Расширять представление детей об окружающем мире по теме «Космос». - Обогащать словарный запас словами: космос, ракета, космонавт, скафандр, солнце, планета, земля, солнечная система. - Познакомить детей с первым советским космонавтом. Развивающие: - Формировать у детей представления о космосе. - Развивать познавательную активность, любознательность, коммуникативные способности. - Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память и мышление. Воспитательные: - Воспитывать любовь к своей планете, стремление изучать окружающий мир. |
Материал |
|
Предполагаемый результат |
|
Этапы технологии «Ситуация» | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
I. Введение в игровую ситуацию | Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели. | Воспитатель собирает детей около себя. Организационный момент Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся А теперь давайте все подуем на ладошки и передадим хорошее настроение друг другу.
В: Ой, ребята? Слышите, как будто кто то упал! Лунтик: Здравствуйте, ребята! Куда я попал? Дети, а как его зовут? И куда он попал? | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы. | Интерес к познавательной деятельности
| Ответы детей |
II. Затруднение в ситуации | Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения. Развивать у детей внимание, логическое мышление.
| В: Ребята, лунтик хочет обратно попасть домой. Поможем лунтику? А кто нибудь-знает откуда наш лунтик?(Космос) В:Ребята, а кто знает что такое космос? А давайте вместе разберемся во всем
| Дети сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему. | Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения. | Наблюдение в процессе работы |
III.Актуализация знаний | Актуализировать знания и умения детей, тренировать мыслительные операции. Развивать представления детей о способе создания информационного издания, его назначении. | В: Дети, а кто знает, какой сегодня день? 12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. Люди давно мечтали долететь до звезд, увидеть Землю из космоса. Сначала в космос полетели две собаки: Белка и Стрелка. Только после того, как они вернулись, целы и невредимы, в космос полетел человек. Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие, и облететь всю нашу Землю, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» он облетел Землю и пробыл в космосе чуть больше часа. Сейчас космонавты проводят в космосе много дней. Они живут на космических станциях, работают, проводят разные эксперименты, следят за приборами, проводят ремонт оборудования кисло. Работа космонавтов сложная и трудная. Свою работу выполняют космонавты в скафандрах. Скафандр защищает от сильного холода в тени и жарких солнечных лучей, поддерживает кислород и оснащен многими карманами, каждый из которых имеет свое назначение. | Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения. | Выбор вариантов деятельности из имеющегося личного опыта. | Ответы детей |
IV. Открытие нового знания или способа действий | Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Воспитывать умение работать в команде.
| Чтобы дойти до космодрома и отправиться в полет нам необходимо хорошо подготовиться. Лунтик: Сначала я проверю ваши знания. Отгадаете мои загадки Знают взрослые и дети, Что не солнце ночью светит Круглолица и бледна, Среди звезд всегда она? (Луна)
В черном небе до зари Тускло светят фонари Фонари-фонарики Меньше, чем комарики. (звездочки)
До луны не может птица Долететь и прилуниться Но зато умеет это Делать быстрая …… (Ракета)
У ракеты есть водитель, Невесомости любитель По английски «астронавт» А по-русски………………….(Космонавт) Лунтик: я так рад что все мои загадки отгадали В: А давайте сделаем из конструкторов ракеты, и поможем Лунтику полететь на луну.
В: Для того чтобы полететь в космос нужно быть здоровыми! Начинаем подготовку, выходи на тенировку. Физминутка Все готовы для полета Ждут ракеты всех ребят Мало времени для взлета Космонавты встали в ряд Поклонились вправо, влево Отдадим земной поклон Вот ракета полетела Опустел наш космондром В: Дети сели в ракету, итак приготовились ПУСК. В: Дети посмотрите с иллюминатора. Что это? Лунтик: Итак, мы в космосе. Так выглядит наша планета из космоса. Ребята, она какой формы? Воспитатель: Наша планета, на которой мы живем, называется Земля. Люди, растения и животные живут на Земле. Потому что на ней есть вода, пища и воздух. Загадка: Желтая тарелка на небе висит Желтая тарелка всем тепло дарит (солнышко) Солнце-это звезда, самая ближайшая к нам, это центр планетной системы и могучий источник жизни на Земле. Без солнечного света ни одно живое существо не могло бы жить. Воспитатель:
| Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. | Усвоение общего способа действий.
| Наблюдение за процессом деятельности. |
V. Введение новых знаний в систему знаний | Закреплять новые знания и способы их применения. | Воспитатель: Солнце не одиноко, у него есть семья- это планеты. Семья солнца называется Солнечной системой. В ней 9 планет. Планеты не излучают свет, а пользуются теплом и светом Солнца. В солнечной системе царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она двигается вокруг солнца. Воспитатель: кто знает название этих планет? Воспитатель: Чтобы лучше запомнить названия планет есть астрономическая считалка: Солнце, а вокруг Есть планеты, девять штук. Вам планеты по порядку, Перечислю я сейчас….. - Раз! Меркурий, - Два! Венера, - Три! Земля, - Четвертый – Марс. - Пять! Юпитер - Шесть! Сатурн, - Семь! Уран, - Восьмой – Нептун. Номер «девять» звать Плутон, Тот кто лишний – выйди вон! Лунтик: А там где я живу очень очень холодно. В: Ребята, полетели теперь на луну. Ночью нам с неба улыбается луна. Луна-это спутник земли. Она с ним всегда рядом и днем и ночью. Подуйте на ладошек. Вот как дует ветер. А на луне нет ветра. Если мы пройдем по земле , то останутся следы. Ну ка давайте подуем по очереди, давайте Лунтик подует, смотрите исчезли следы.На земле из-за ветра исчезают следы. А на луне останутся следы. На луне есть высокие горы, и глубокие глубокие ямы, они образовались от падения метеоритов, давайте посмотрим как это получается. Давайте мы с вами бросим метеориты. Что осталось на луне? Глубокие глубокие ямы. Они так и остануться навсегда. В:Ребята а почему ямы остануться на луне? (Нет ветра) Лунтик: Ой ребята , я проголодался, вы проголодались? Я хочу угостить вас космической едой. Д: Спасибо лунтик за такие угощения. В: Ребята, нам пора возвращаться на землю. Садимся на ракету. Пристегнули ремни. До свидания лунтик. Ребята мы с вами приземлились на планете земля.
|
| Выбор вариантов деятельности из полученного ранее опыта. | Соблюдение правил в работе по проведению опыта |
VI Осмысление (итог) |
Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности |
| Итог занятия. Рисунки детей выставляются на мольберте. Воспитатель: Молодцы ребята, все постарались. Посмотрите, какие красивые платья у вас получились. Чем мы рисовали? Какой краской мы рисовала? Воспитатель: Дети вы все постарались кукла Даша посмотри тебе понравились платья? Кукла Даша: Мне и моим подружкам очень понравились платья, которые для меня приготовили. Спасибо дети, очень красивые платья получились! | Дети собираются около воспитателя, Отвечают на вопросы воспитателя. | Самооценка | Ответы детей. |