Паспорт "Уголка природы"
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Основная программа:

-Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой;

Дополнительные программы:

-«Детство» под ред. В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева;

-Программа физического воспитания для ДОУ РС(Я0 В.П. Васильевой, О.А. Уржумцевой,

- «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» под ред. Н.В. Алешина;

- «Цветные ладошки» под ред. И.А. Лыковой;

-Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» под ред. Р. Стеркиной;

-Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина;

-Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик - семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_ugolok_prirody.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Основная программа:

-Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой;

Дополнительные программы:

-«Детство» под ред. В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева;

-Программа физического воспитания для ДОУ РС(Я0 В.П. Васильевой, О.А. Уржумцевой,

- «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» под ред. Н.В. Алешина;

- «Цветные ладошки» под ред. И.А. Лыковой;

-Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» под ред. Р. Стеркиной;

-Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина;

-Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик - семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой;

Центр экспериментирования:

Основное оборудование уголка природы:

  приборы - помощники: увеличительные стёкла,  песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы;

природный материал: камешки, шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.п.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи и т.д.;

Картотека «Опыты по временам года»

Папка «Времена года»:  наблюдения,  опыты, беседы.Картотека экспериментирования.

Художественная литература:

В. Бианки «Чей нос лучше» изд – во Детская литература 1987 г.

 «Первая охота малыша» изд-во Детская литература 1979 г.

«Люля» изд-во Детская литература 1975 г.

«Чьи это ноги» изд-во Детская литература 1989 г.

«Где раки зимуют» изд-во Детская литература 1991 г.

«Кто чем поёт?» изд-во Детская литература 1975 г.

«Птичьи разговоры» изд-во Детская литература 1978 г.

«Теремок» 1990 г изд-во Детская литература 1970 г.

«Лесные домишки» изд-во «Малыш» 1971г.

«Хитрый лис и умная уточка» изд-во «Малыш» 1988г.

«Паучок – пилот» изд-во «Малыш» 1990г.

В. Максимов «Кто зимует с нами» изд-во «Москва» 1996г.

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница» изд-во «Москва» 1981г

В.Чаплина «Питомцы зоопарка» изд-во «Москва» 1982г

 Г.Ганейзер «Там где начинается море» изд-во «Малыш» 1974г

К. Ушинский «Четыре желания» изд-во «Малыш» 1997г

Г. Снегирев «Песцовая земля» изд-во «Москва» Детская литература 1996г.

М. Пришвин «Гости» изд-во «Москва» Детская литература 1997г.

М. Пришвин «Лисичкин хлеб» изд-во «Москва» Детская литература 1992г.

М. Пришвин «Вася Веселкин» изд-во «Малыш» 1997г

И. Акимушкин «Чем кролик на зайца похож» «Москва» Детская литература 1998г.

М.А. Михайлов «Два мороза» изд-во «Москва» 1996г

В.Одоевский  «Мороз – Иванович» «Москва» изд-во Детская литература 1998г.

Г. Скребицкий  «Лесной голосок» изд-во Детская литература 1984г.

Г. Скребицкий  «Хитрая птица» изд-во Детская литература 1990г.

Ю.Аракчеев «Путешествие в удивительный мир» изд-во Детская литература 1990г.

Н. Сладков «Жизнь на песке» изд-во Детская литература 1996г.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» изд-во Детская литература 1997г.

В. Чаплина «Птицы под нашим окном» изд-во «Малыш» 1997г

В. Токмаков «Лесная соня» изд-во «Малыш» 1997г

Ю. Дмитриев «Для чего птицам хвост» изд-во «Малыш» 1992г

И. Васильев «Липовый цвет» изд-во Детская литература 1984г.

«Как ходят деревья» изд-во детская литература 1090 г.

А. Барко  «Голоса весеннего леса»

Пословицы и поговорки о временах года:

О зиме.
  Зиму в поговорках называют чародейкой, которая машет косматым рукавом, хвастается красотой лесного царства, весело усмехается и тешится над людьми. Она укрывает землю белым пушистым покрывалом, рассыпает с неба снежинки. Мороз — её помощник, проказник и шутник. Мороз не велик, а стоять не велит. Он щекочет нос и щёки, рисует красивые узоры на стёклах. 
  А что нам рассказывают пословицы и поговорки о зимних месяцах? 
Январь представляется удалым, краснощёким молодцом, который
 подбадривает и зовёт на улицу детвору. Январь морозный. Он младший месяц, который открывает календарь. Январь — году начало, зиме середина. Хотя январь и середина зимы, но день понемногу прибавляется, дело идет к весне. Январь — дальний предвестник весны. 
  Февраль в поговорках — суровый и трудный месяц. Донимает голодом он лесных жителей. Долгие метели, глубокие сугробы, вьюга, пурга, метелица — эти слова нередко можно встретить в поговорках о феврале месяце. Февраль — кривые дороги. 
  Декабрь заканчивает год. В поговорках и пословицах он предстает самым старшим и мудрым из двенадцати братьев. Декабрь не скупится на морозы, легкие пороши, метели. Декабрь — снеговей. 

О весне.
   Весна в поговорках и пословицах предстаёт разной. Она то весёлая — солнцем радует, то грустная — дождями плачет, то тепло дарит, то снежок кидает. В поговорках и пословицах подмечается, что весна может покапризничать. Весной оживает природа, прилетают птицы, распускаются деревья. Весна — пробуждение ото сна. 
  Много сложено пословиц и поговорок о весенних месяцах. Март — солнцу рад, апрель — откроет дверь, май — сколько хочешь гуляй! 
  Март — первый весенний месяц. В поговорках и пословицах март именуется капельником, протальником. Это месяц пробуждения природы, время первых оттепелей. Мартовский снежок — нележок. У марта одна нога в валенке, другая — в сапоге, в левой руке метель, в правой — дождь, за плечами — мороз, под полой — туман. В поговорках и пословицах с мартом связывают прилёт грачей, пение жаворонка, говорится о весеннем солнцестоянии и первых, ещё молодых, ручейках. Март хлопотун — с гор потоки. 
  Апрель — весны середина. В поговорках и пословицах апрель рисуется обманщиком, шутником. А всё потому, что в апреле погода переменчива: то тепло и солнечно, то пасмурно и дождило, а то и вовсе снег и заморозки. В апреле обильно тают снега. Апрель — это месяц половодья, ледохода. Апрель — месяц большой воды. Это пора массового прилёта птиц, пробуждения насекомых, набухших почек, дыхания земли. В апреле земля преет. 
  Май — красавец! Май блещет красками, звуками и запахами. Май дарит нам раннюю грозу и первый гром, аромат свежих цветов и полёт гудящих жуков. Май — месяц сирени, ландышей. Часто это подмечается в поговорках. Месяц май — пой да гуляй. 

О лете.
   Лето — самое тёплое время года. Пора радости. Люди гуляют, загорают, купаются. В полях кипит работа, в лесах собирают грибы. Лето собирает, а зима поедает. 
  Июнь — красный месяц, румянец года, собравший приметы лета. Торжество природы, праздник цветов и насекомых. Время птичьего оркестра. В июне самая короткая ночь и самый длинный день. Это подмечено и в поговорках. В июне заря с зарёй целуются.
  Июль в пословицах и поговорках называется самым жарким месяцем в году, кульминацией лета. В поговорках говорится, что июль — месяц с характером: то он спокойный и тихий с припекающим солнцем, то с громом и молнией и дождевой завесой. Месяц роз, ягод, грибов. В теплицах собирают огурцы, в полях цветёт картофель. Июль — триумф ясного лета.
Август — месяц зрелости, изобилия, уборки урожаев. Верно подмечено в пословице: август-батюшка заботой-работой мужика тешит. Месяц, когда люди брали в руки серпы и шли в поля. Тогда и родилась пословица: в августе серпы греют, вода холодит. Время идёт к осени. Дни становятся короче, ночи прохладнее, вечерами бывают туманы. Время ярких созвездий и падающих звёзд. Август — бархатный месяц. 

Об осени.
   Осень — красивое время года. Золотая пора листопада, первая утренняя корочка льда на лужице, первый лёгкий снежок. Богатство грибов. Осенью и у воробья пиво.
  Сентябрь — месяц листопада, хмурого неба, завывающего ветра. В пословицах и поговорках сентябрь — задумчивый прощальный с летом месяц. Случаются первые осенние холода в дождливом и пасмурном месяце. Сентябрь пахнет яблоками, грушами, грибами, увядающими травами. Деревья прощаются с листьями, птицы улетают на юг, много клюёт рыбы. Сентябрю рыболовы рады.
  Октябрь — месяц контрастов: холодный свистящий ветер, порой с настоящей метелью, сменяется тёплый южным ветерком. И всё же октябрь — месяц ночных заморозков, утренников с инеем. Звери меняют летний мех на зимнюю шубку. В октябре птицы с родиной прощаются. Любители поохотиться идут на зверей. Октябрь- грязник — ни колеса, ни полоза не любит.
  Ноябрь переменчив. Его характер отображается в пословицах и поговорках. В ноябре семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт, льёт и снизу метёт. Месяц коротких дней и длинных ночей. Осень сдаёт свои позиции, уступая зиме. Ноябрь — последний месяц живой воды.

Загадки о диких животных

Он толстокож и неуклюж,
Ему река — не глубже луж.
Всю жизнь несёт свой мощный рог —
За что ж наказан... Носорог

Толст, морщинист, два клыка
Он похож на старика.
Он на льду лежит — и что ж?
Не мёрзнет толстокожий... Морж

На белочку чуть-чуть похож —
Спина в полосках, мал, пригож.
Полна кладовка, как сундук —
Запаслив крошка... Бурундук

Симпатичен, сер, усат,
Хвост — шлагбаум полосат.
Пищу грязной не грызёт —
Моет всё в воде...  Енот

Под водою целый склад!
Плот из веток мастерят.
Зубы так у них остры!
Точат дерево...  Бобры

На дереве висит и спит.
Его пища — эвкалипт.
— Тебе еды такой не мало,
Плюшевый, смешной...Коала

Широк, приземист, мускулист,
Силён и крепок, как штангист.
Красавцем, правда, не слывёт
Большеротый... Бегемот

Очень медленно ползёт,
Долго, говорят, живёт.
Голову втянув от страха,
Скрылась в панцирь...  Черепаха

По пустыне он идёт,
Груз несёт, не ест, не пьёт.
Передать бы два-три блюда
Для несчастного... Верблюд

Шерсть как шёлк у киски,
А на ушах кисти.
Только вряд ли скажешь «брысь»,
Посерьёзней киски...  Рысь

Живут на земле очень древние жители,
Давние предки их мамонтов видели.
Люди не жили, когда ...
Уже много лет по планете ходил. Крокодил

В сумке тёплой и большой
Мама носит их с собой.
Два чудесных малыша
В сумке едут не спеша. : Кенгуру

Под кустом сидит, дрожит. 
Видит волка — и бежит. Заяц

Лесом катится клубок, 
У него колючий бок, 
Он охотится ночами 
За жуками и мышам  Ёж

Быстрее ветра мчится зверь —
Был здесь, а где же он теперь? 
Мгновенно взяв отличный старт, 
Уже у финиша...  Гепард

К нам на дачу забрела, 
А потом в норе жила. 
С хоботком, как у слона, 
Только малая она! 
И питалась червяками, 
Безобидными жуками. 
Как вмещала столько 
Эта...!  Землеройка

Зимой спит, летом ульи ворошит? Медведь

От банана до банана,
Ловко скачет...  Обезьяна

Хвост рыбий, а не рыба, 
Пасть с клыками, а не зверь.  Крокодил

Ходит мать с надменной мордой. 
Рядом дочь — походкой гордой. 
С длинной шерстью дочь и мама, 
Весь их род зовётся ... Лама

Юркий, маленький зверёк
С ветки прыг, на ветку скок.  Белка

Над шапками кустарника дерево плывёт.
На чьей же голове оно уютно так растёт?
Откроет нам поляна лесного великана.  Лось

Все иголки да булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. 
Ответ: Ёж

На себе везёт не прытко
Домик собственный...  Улитка

Некрасивый он, пожалуй...
Вместо носа — шланг пожарный,
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал.  Слон

Очень мирные мы змеи,
Любим жить в лесах у рек.
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век. Ужи

И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
Но всё же называются
Они морские...  Морские свинки

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. 
Ответ: Лось

Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка. Суслик

Что за зверь,
Скажите, братцы,
Может сам в себя забраться? Норка

Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он...  Жираф

Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт,
Знайте, что из речки вход  Бобры

Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? Овца

Загадки о природе и природных явлениях

Только солнце спать ложится,
Мне а месте не сидится.
Я на небо выхожу,
С высока на мир гляжу.  Луна 

Игривый, шаловливый,
Болтливый, говорливый.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.  Ручей 

Не колючий, светло-синий 
По кустам развешан ... Иней 

Сверкает, моргает, 
Кривые стрелы пускает.  Молния 

Лежит кит, а вокруг ёлки в снегу. Сугроб 

Бьёт источника фонтан, 
Струя до поднебесья. 
В соседях с ним живёт вулкан, 
Фонтан вам тот известен.  Гейзер 

Бежит без ног, не зная горя, 
И добирается до моря.  Река

Все как звёздочки сквозные,
А возьмёшь — так водяные. Снег

Надоел жуку гамак,
Да не вырваться никак.  Паутина

Из серых кораблей капает,
А цветы моются.  Дождь

С неба падали пушинки
На замёрзшие поля.
Ель окутали косынкой,
Жаркой шубой — тополя.
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
Как же их зовут? — ты спросишь.
Имя здесь я написала. : Снежинка

Носится, свищет.
Мечется, рыщет.
Где пробежит —
Листик дрожит.
Где пронесётся —
Дерево гнётся. : Ветер

Ни ведёрка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг. Зима

И увидеть рады,
И отводим взгляды.  Солнце

Из-за облачных высот,
Глядя на долину,
Вышел
Семицветный кот,
Мягко выгнув спину. : Радуга

Художник-невидимка
По городу идёт:
Всем щёки нарумянит,
Всех за нос ущипнёт.

А ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья. Мороз

Оно рычит, не уставая,
И вечно что-то пожирает,
И, солью блюда посыпая,
Водой их тут же запивает. море

Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли.  Облака

В году у дедушки четыре имени.  Зима, весна, лето, осень

Огромное поле: копать его нельзя,
Камней на нём не счесть.  Небо и звёзды

Чёрная корова 
Всех людей поборола, 
А белый вол 
Всех поднял.  Ночь и день


С крыши белый гвоздь торчит. 
Солнце взойдёт, 
И гвоздь упадёт.  Сосулька

В огне родился — 
От огня убежал, 
С огнём разлучился — 
И быстро пропал.  Дым

Содержание, формы и методы работы с родителями:

- консультации, беседы

- родительские собрания

- выпуск совместных стенгазет, фотогазет

- возможность присутствия родителей на занятиях

- участие родителей в мероприятиях группы, д/сада

Наглядная информация:

Девиз: «Этот мир принадлежит и им, не отнимайте его люди! Спасём живой мир вместе!»
Папка: «Природа в поэзии!» (осень).
Высказывания о природе выдающихся людей.
Загадки, поговорки, пословицы, стихи о животных.
Папка со статьями: «Бросовый материал нам в помощь!», «Кормушки бывают разные!», «Удобные кормушки для птиц своими руками!

Активная форма работы:

 День защиты животных. Экологические дни. проект: «Братья наши меньшие!» (проведения проекта в группе).
Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками!» (совместная вечерняя деятельность детей с родителями).

Цель:

Привлечь детей и родителей к Всемирному Дню защиты животных.
Организовать и провести совместно с родителями мероприятия творческого характера для объединения усилий семей в сохранении животного мира планеты.
Показать окружающим своё отношение к проблеме!
Научить детей своими руками, с помощью родителей и педагогов, делать кормушки из бросового материала.
Дать почувствовать всем необходимость происходящего при совместном изготовлении, развешивании и кормлении птиц.

Индивидуальная работа:

Беседы по осмыслению и вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми по проекту.
Решение вопроса участия желающих родителей в разных мероприятиях проекта.
Согласование вариантов кормушек с родителями для доступного изготовления с детьми.
Договорённость об обеспечении бросовым материалом.

Активная форма работы:

Составление детьми с родителями рассказа из личного опыта на темы: «Мой любимый питомец», «Как я помогал(а) животным».

Семейный час «Береги природу»!

- рассказывание сочинений
- экологические знаки,
- дидактические игры,
- ребусы,
- «Лесные правила»,
- «зверобика» т. д.
(совместное вечернее мероприятие, подведение итогов проекта)

Наглядная информация:

Фотообзор «Это надо видеть!» (фотографии красот природы, впоследствии сбор альбома «Чудеса природы!»)
Подборка книг, мультфильмов о животных.
Приглашение родителей на вечернее мероприятие.
Пословицы: «Хорошую речь хорошо и слушать», «Умей сказать многое в немногих словах», «Можно много сказать и в короткой речи», «По речам узнают человека».
Загадки о природных явлениях.
Выставки детских рисунков, плакатов, фотографий, чтение сочинений.
Памятка: «Как вести себя в гостях у Природы!»
«Доска гласности!» о проекте.

Цель:

Привлечь родителей к обучению детей рассказыванию из личного опыта.
Развивать у детей умение поделиться своими знаниями и умениями в уходе и помощи животным.

Формировать ответственное отношение к природе родного края. Сплотить взрослых и детей в желании беречь окружающую природу. Развивать связную речь детей.
В заключении проекта написание в группе экологического соглашения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...