Конспект занятия на тему «Юные исследователи»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Акимова Ксения Александровна

Конспект занятия на тему

 «Юные исследователи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geolog.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Кизильский детский сад №2»

Конспект занятия на тему

 «Юные исследователи»

для детей смеш.дошкольной (старшей )группы

Выполнила:

Акимова К.А.

Воспитатель

с. Кизильское

2024 г.

Цель: Воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять её. Преодолевать потребительское отношение, формировать у детей экологическое сознание, соответствующие ценностные ориентации, интерес к окружающему миру.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с профессией геолога.

2. Обогащать и расширять знания о полезных ископаемых и их свойствах.

3. Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

4. Воспитывать любознательность, умение аргументировать свой ответ.

5. Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

Цель применения ИКТ в НОД:

• наличие наглядности, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• возможность смоделировать такие ситуации, которые нельзя, либо сложно увидеть в повседневной жизни.

Методы и приемы:

• наглядные (показ иллюстраций, демонстрация действий, наблюдения).

• словесные (разъясняющие объяснения, указания, пояснения, вопросы к детям, диалог, беседа, рассказ).

• практические, игровые (упражнения, опыт и экспериментирование, дидактические игры).

Планируемые результаты НОД: ребенок умеет ставить перед собой цель, проявляет любознательность, активность, может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; у ребенка пополняется словарный запас, ребенок подвижен, осознает себя как участника познавательного творческого процесса, оценивает собственную деятельность, свои достижения.

Предпосылки УУД:

• личностные - умение осознавать свои возможности, умения, формирование адекватной самооценки; умения прийти на помощь другу, приобретение нравственных ориентиров;

• регулятивные - умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

• познавательные -умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; умение осуществлять классификацию и аналогии на конкретном предметном материале; умение выделять существенные признаки объектов; умение устанавливать причинно-следственные связи;

• коммуникативные - владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; строить монологическое высказывание и диалоговую речь; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию.

• Предварительная работа

1. Рассматривание коллекции горных пород, минералов.

2. Знакомство с картой «Полезные ископаемые РФ».

3. Чтение произведения П. Бажова «Голубая змейка».

4. Рассматривание иллюстраций о труде геологов.

Материал: иллюстрации горных пород, предметов и инструментов; спортивный инвентарь; материал и оборудование для опытов: поваренная соль, морская соль, мел, розеточки, ложки, стаканы с водой, фартуки, рюкзаки, мобильный телефон, мультимедийная презентация, фонограмма «Звуки леса».

Подготовка к занятию:

• 1. Атрибуты (контейнер с мелом, 2стакана с водой, контейнер с морская солью, контейнер с пищевая солью).

• 2. Презентация к занятию.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите, с какими профессиями вы уже знакомы? (ответы детей)

Правильно, все взрослые люди трудятся – выращивают растения, животных, учат детей, водят машины, лечат людей, следят за порядком на улицах. Тех людей, которые ищут полезные ископаемые, называют геологами.

Слово геология пришло к нам из греческого языка и дословно переводилось как «слово о земле». Сейчас геология именуется как наука о составе, строение, истории развития земной коры и размещённых в ней полезных ископаемых. Геологов называют - исследователями недр. Они путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, воду, соль и другие полезные ископаемые.

Из полезных ископаемых сделаны многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день: нефть идет на изготовление бензина, соль – в пищу, руда – на выплавку металлов. Без геологов не начнётся строительство ни одного крупного сооружения – плотины, железной дороги, электростанции.

Работа у геологов трудная, им приходится жить в палатках, готовить пищу на костре. Сейчас им, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить сотни километров, взбираться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности. Только геологи могут в любых погодных условиях провести исследование горных пород, при этом, не боясь подняться высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи. Они должны быть сильными и смелыми. Геологи всегда работают в команде. Преодолевать препятствия и трудности легче в дружном и дисциплинированном коллективе. Вот такая интересная и трудная работа у геолога.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что нужно геологу».

Подойдите к столу, выберите картинки с изображением предметов, необходимых геологу для работы, объясните свой выбор (для чего нужен предмет).

Молодцы, хорошо запомнили, что нужно людям этой профессии.

Подойдите к доске (на доске картинки с полезными ископаемыми)

Вы уже знакомы с некоторыми полезными ископаемыми, расскажите о них. (ответы детей)

Хорошо, рассмотрите коллекции разных камней. Что это? (горные породы)

Потрогайте их, какие они? (гладкие, шероховатые, блестящие, тёплые, красивые и т. д.)

Геологи считают, что любой камень интересен. У каждого камня своя история, как вы думаете, какая? (У древних людей не было спичек и они высекали огонь из камня, делали из камней ножи, топоры, посуду, писали на камнях)

Как вы думаете, какую пользу приносят человеку камни? (строят дороги, мосты, делают красивые украшения, шкатулки, поделки).

Какой вред могут принести камни? (можно наступить на острый камень, могут перегородить проезжую часть, если камень попадёт на рельсы, поезд может сойти с рельсов)

Воспитатель: Ребята нам пришло письмо от геологов, давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята! Мы рады, что вы уже многое знаете о нашей профессии, знакомы с горными породами. Мы предлагаем вам узнать больше о таких минералах, как соль и мел. Для чего они нужны? Какими свойствами и качествами обладают? Для этого вам необходимо провести исследования в лаборатории. Желаем удачи!»

Воспитатель: Ребята деятельность геолога – это работа в лаборатории и составлении карт. Зимой за микроскопом, компьютером геолог анализирует материалы, привезенные из экспедиций, сводить всё собранное в единую картину.

Отправляемся в лабораторию. На нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.

Под фонограмму «Звуки леса» проводится физкультминутка

1. Перешагнуть через упавшее дерево.

2. На пути высокая гора – подняться и спуститься с неё.

3. Проползти через пещеру (арка).

4. Перейти горную реку по камням.

Вот и наша лаборатория. Вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.

1. Внимательно слушать взрослого.

2. Не брать ничего в рот и не пробовать на язык.

3. Не кричать и не шуметь.

4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.

Все правила вспомнили, одевайте фартуки и присаживайтесь за столы.

Геологи нас просили узнать о свойствах мела и соли. Для этого проведём опыт.

Опыт.

В синих чашках у вас мел, какого он цвета? (белый)

Понюхайте, есть ли у мела запах? (да)

Возьмите ложки и попробуйте его пересыпать, какой он? (рассыпчатый, сыпучий)

Насыпьте 2 ложки мела в стакан с водой, размешайте. Что произошло, какой стала вода? (мутная, на дне осадок)

Мел растворяется в воде или нет? (нет)

Посмотрите, я возьму мел и добавлю в него уксус. Что произошло с мелом? (он шипел, разбухал, неприятно пах, стал грязного цвета)

Я проведу мелом по доске. Что осталось? (след, полоска)

Значит, мелом можно рисовать, писать. Где люди используют мел? (в строительстве, им можно рисовать, писать)

О меле мы всё узнали. Посмотрите, у меня на столе стоит соль, но она разная. Это морская соль. Кто знает, где она используется? (для ванны)

А это какая соль? (пищевая, поваренная)

Для чего она нужна? (для приготовления пищи, можно делать поделки из солёного теста)

Рассмотрите соль, какого она цвета?

Понюхайте, есть ли у соли запах?

Возьмите ложки и попробуйте её пересыпать, какая она? (сыпучая)

Попробуйте растворить соль в воде, растворилась или нет? (да, она растворимая)

Молодцы, хорошо поработали. Мы обязательно напишем ответ геологам о проделанных опытах.

Встаньте из-за столов, снимите фартуки.

Ребята, что хорошего в профессии геолога? (она интересная, нескучная, нужная людям, без геологов ничего не построить, не изобрести)

Ежегодно в первое воскресенье апреля отмечают профессиональный праздник – День геолога.

Самые мужественные профессионалы удостаиваются звания

«Заслуженный геолог Российской Федерации».

Послушайте замечательное стихотворение о людях этой профессии :

Геолог! Странник наш земной.

Разведчик недр земли родной!

Спешишь вперёд и в праздник свой,

Рюкзак тяжёлый за спиной.

Но и за труд ценна награда, -

Вдруг обнаружить блеск алмаза

Иль меди, олова и злата.

Но чаще – место нефти, газа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия на тему: «Юный пешеход»

Конспект Занятия на тему:«Юный пешеход»Средняя группа...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....

Конспект занятия для старшей группы на тему «Юные исследователи»

Конспект занятия для старшей группы на тему «Юные исследователи» подойдет для воспитателей детского сада...

Конспект занятия на тему "Юные лаборанты"

Конспект занятия по познавательному развитию...

Конспект занятия на тему "Юные сыщики"

Конспект занятия на тему "Юные сыщики"...

Конспект занятия №14 кружка «Юный исследователь». Тема: «Как Чиполлино с водой подружился»1часть. Воспитатель Гадаборшева Е.С.

Конспект занятия №14 кружка «Юный исследователь».Тема: «Как Чиполлино с водой подружился»1часть.Цель: Познакомить со строением растений - луковицы и как растения получают ...