Конспект итогового занятия в старшей группе "Весенняя страда"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

Тема: «Весенняя страда»

Группа комбинированной направленности для детей 5-6 лет.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vesennyaya_strada.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

Тема: «Весенняя страда»

Группа комбинированной направленности для детей 5-6 лет.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Конспект занятия

  1. Организационная информация

Доминирующая

образовательная область

«Познавательное развитие»

Виды деятельности

детей

Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы и фольклора,

  1. Методическая информация

Тема занятия

«Весенняя страда».

Методы и приемы

реализации содержания

занятия

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: сюрпризный момент; создание ситуации способствующей проявлению творческих способностей детей; создание положительного эмоционального фона, организации практической деятельности детей.

Приемы оценки и самооценки: совместная оценка занятия.

Возрастная группа

Группа комбинированной направленности для детей 5- 6 лет № 7

Цель:

Закрепление знаний о весенних изменениях в природе; продолжать формирование знаний о весенних полевых работах.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать и закрепить знания детей о труде взрослых в весенний период;

- расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период в старину;

- упражнять в умение вести диалог, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение.

Развивающие:

- развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми;

- развивать связную речь детей;

- развивать мышление, воображение, творчество, инициативу.

Воспитательные задачи:

- воспитывать культуру общения;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые вырастили его.

Планируемые

результаты

Познакомились с весенне-полевыми работами. Обогащение словарного запаса: весенняя страда, цепы, профессия агроном.

Организация РППС

для проведения занятия

Телевизор, презентация «Весенняя страда»; презентация «Как выращивали хлеб в старину», аудиоколонка, звукозапись пения весенних птиц, образцы муки (пшеничной и ржаной); образцы хлеба (пшеничный, ржаной); картинки для коллажа; клей-карандаш; бумага формата АЗ; салфетки.

Подготовка

к образовательной

деятельности

на занятии в

предшествующие

режимные моменты

Беседы о весне, ее признаках, о весенних работах в саду. Знакомство с устным народным творчеством: чтение стихотворений и пословиц о хлебе.

  1. Конспект занятия

Вводная часть

Введение в тему

(создание проблемной ситуации)

Дети играют на паласе. Воспитатель включает звукозапись весеннего пения птиц.

-Ребята, слушайте, кто это поет? (Птицы)

- Какая красивая песня. А скажите пожалуйста, в какое время птицы поют особенно красиво?(Весной).

- А какое время года сейчас? (Весна)

- Назоите мне пожалуйста признаки весны? (солнце греет сильнее, снег тает, птицы возвращаются) Молодцы!

- А какой сейчас месяц? (ответ детей: апрель). Молодцы ребята! - Ребята, а ведь именно весной в апреле, как только сойдет снег с полей, начинается «Весенняя страда».

Мотивация деятельности детей

- Ребята, а вы знаете, что такое весенняя страда? (ответ детей: нет). Весенняя страда — это тяжелая, напряженная работа весной по подготовке посевных работ в поле. Весной, как только сойдет с полей снег, основной работой является весенняя вспашка земли. Ребята, а вы видели когда-нибудь, как трактор вспахивает землю в поле? (ответ детей).

- Давайте все вместе посмотрим, какую работу трактор выполняют на полях весной!

Целеполагание

Основная часть:

Актуализация ранее

приобретенных знаний

Просмотр презентации «Весенняя страда».

Слайд 1. Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поля выходят

трактора. Весенняя страда.

Слайд 2. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

Слайд 3. Затем трактор боронит землю железными зубьями бороны.

Слайд 4. Когда земля готова к посеву, стала мягкой и рыхлой, к трактору цепляют сеялку. Из сеялки семена равномерно падают на землю в бороздки.

Слайд 5. Посмотрите, какие семена падают в землю. Они делятся на зерновые и зернобобовые культуры. Зерновые - это растения, дающие зерно – пшеница, рожь, овес, рис, гречиха, просо.

Слайд 6. Зернобобовые культуры — это горох, соя, фасоль, бобы.

- Ребята, а что нужно чтобы зернышко проросло в земле? (Тепло и вода)

- Правильно.

Ну вот мы с вами узнали о том, как подготавливают землю весной и какие семена сеют.

- Ребята, мы с вами будем много общаться. И сейчас я предлагаю размять наш речевой аппарат и проговорить чистоговорки:

МА-МА-МА – наконец пришла зима

СУ-СУ-СУ- стало холодно в лесу,

СА-СА-СА- под кустом сидит лиса,

ВУ-ВУ-ВУ- в лесу видели сову.

Ну вот мы с вами узнали о том, как подготавливают землю весной и какие семена сеют.

- А что нужно чтобы зернышко проросло в земле? (Тепло и вода)

- Правильно. Из зерна сначала вырастет маленький росточек, потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами, машины отвезут зерно на мелькомбинат. Там его измельчат и превратят в муку. А потом пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб.

- Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? (ответ детей).

- Мука бывает пшеничная—ее делают из пшеницы, и ржаная—ее делают из ржи (показ муки ржаной и пшеничной и колосков ржи и пшеницы).

- Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, а из ржаной —черный хлеб и ржаные пряники (показ кусочков хлеба).

- А от кого зависит то, как пройдет весенне-полевая кампания?

- От специалиста сельского-хозяйства. Профессия его – АГРОНОМ,

он знает, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять весной.

Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: весенний день - год кормит.

Ребята, послушайте, какие пословицы есть о хлебе:

- «Хочешь есть калачи - не сиди на печи».

- «Много снега – много хлеба».

- «Посеешь в пору, соберешь зерна с гору».

- «Зерно в колоске, не спи в холодке».

Ребята, как выдумаете, почему так говорят? (ответ детей)

А сейчас, давайте немного отдохнем и выполним физкультурную минутку

«Рост зернышка».

Уж ты семечко – зерно, ляжешь в борозду на дно! (наклоняются вперед и опускают руки вниз)

Ты не бойся, золотое, ничего там не темно. (грозят пальчиком)

К свету, к солнцу из земли ты росток скорей расти. (дети опускаются на корточки)

Как весною в ранний час семена взошли у нас. (дети медленно встают-вырастают, потягиваются)

Вышли к солнышку из тьмы

"Здравствуй, солнце - это мы!" (дети поднимают руки над головой машут кистями рук)

Мал еще росток – ребенок (дети держат руки перед собой)

Только-только из пеленок. (дети наклоняют голову в разные стороны)

(Дети садятся)

- А теперь, продолжим!

Добывание

(сообщение и приятие)

нового знания:

Актуализация ранее

приобретенных знаний

- Ребята, вы уже знаете, как выращивают и собирают хлеб в настоящее время. В этом нам помогают сильные современные сельскохозяйственные машины. А хотели бы узнать

как это делали наши предки в старину? (да)

Рассказ воспитателя о весенней работе в далекие времена.

Просмотр презентации и рассказ воспитателя о выращивании хлеба в старину.

- В те далекие времена на русской земле лесов было больше чем, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне начинали стучать топоры. Люди вырубали леса. Они освобождали землю от деревьев. Большие, мощные деревья шли на строительство, остальные - на дрова. А на месте деревьев оставались пни.

Начиналась очень трудная работа – выкорчевка пней. И вот на этом месте не лес, а поле. Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля становилась мягкой, рыхлой.

Пришла пора сеять. У русского народа был такой обычай. Перед тем как сеять люди мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы или ржи.

Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.

– Как вы думаете, какая погода должна была быть в день сева?

(Безветренная.)

- Почему? (потому что, люди должны равномерно разбросать семена по всему полю.)

- Что необходимо для жизни и роста растений в поле? (Солнце, дождей в меру.)

Вот и надеялись люди на хорошую погоду и пели песни – заклички.

А мы с вами дадим нашим глазкам отдохнуть и сделать гимнастику для глаз.

Ветер дует нам в лицо (Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо (опускают глаза вниз.)

Ветер тише, тише, тише (Не поворачивая головы, смотрят вправо, влево)

Деревца все выше, выше (глаза поднимают вверх).

Самостоятельная/

продуктивная деятельность детей по закреплению нового

знания

А сейчас я предлагаю вам оформить коллективное панно «Весенняя страда».

У нас на столе лежат картинки для работы и большой лист, на этот лист вы наклейте картинки в той последовательности, в какой происходят события и создайте одну общую картину. (воспитатель контролирует выполнение задания).

Заключительная часть

Рефлексия (анализ и самоанализ

деятельности детей)

Какое замечательное панно у вас получились, вы просто молодцы сегодня!

- Ребята скажите, что нового вы сегодня узнали? (ответ детей)

- Что больше всего запомнилось? (ответы детей)

- А с какой профессией мы познакомились? (ответ детей: агроном).

- А кто скажет, что такое весенняя страда? (ответ детей)

- Ребята, как вы думаете, как нужно относиться к хлебу? (Нельзя крошить хлеб за столом, нельзя выбрасывать)

-Потому что многие люди потрудились, чтобы у нас на столе был вкусный хлеб. И мы должны уважать и ценить труд наших земледельцев.

Ведь что так много труда вложено в один кусочек хлеба!

Ну вот наше занятие подошло к концу, а я благодарю вас за работу и за внимание.

Дальнейшая разработка темы

Указывается мероприятие

(экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Изготовление коллажа «Весенняя страда».

Длительность занятия:

25 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в старшей группе

Итоговое занятие в старшей группеЗадачи·        Закрепить время года, весенние месяцы, название перелетных птиц.·        Сов...

Конспект итогового занятия в старшей группе "Кубанские посиделки"

Занятие способстует развитию познавательного интереса у детей, патриотических чувств....

Окружающий мир.Конспект итогового занятия в старшей группе №14 «Мы туристы»

Сегодня  мы с Вами отправляемся  в  поход. Маршрут  нашего похода – это Сергиевский лес...

Конспект итогового занятия в старшей группе "Что? Где? Когда?"

Итоговое занятие в старшей группе. Викторина "Что? Где? Когда ?"...

Конспект итогового занятия в старшей группе по теме "Моя Родина - Казахстан"

Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине; уважение к традициям и обычаям казахского народа; воспитание эмоционально – положительного отношения к местам, где они родились и живут; расшире...

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:Образовательные задачи:1. закрепить знания детей о наше...