Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с окружающим миром » Тема: «Волшебная вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Хасанова Диля Рузилевна

Цель: Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование.

 

Задачи:

Образовательные. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

 

Развивающие. Развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

 

Воспитательные. Воспитывать познавательный интерес, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_issl.d_sr.gr_.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование.

Задачи:

Образовательные. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

Развивающие. Развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные. Воспитывать познавательный интерес, любознательность.

Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Средства реализации:

Демонстрационный материал: Капелька, картинки: мяч, окно, крыша, часы), поднос, посуда. Картинки: лимон, конфета, лук. Знаки для определения свойства воды.

Раздаточный материал: Одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, сахар, ванилин, гуашь, кисточки.

Словарная работа: лаборатория, лаборанты, эксперимент, опыт.

Методические приемы: загадка, беседа-диалог, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Рекомендации к проведению: Перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности.

Ход занятия:

1 часть.

Дети стоят на ковре в кругу. Воспитатель обращает внимание на пришедших гостей.

Воспитатель: здравствуйте, дети.

Дети: здравствуйте!

Воспитатель: а теперь поприветствуем друг друга.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: доброе утро ребята!

Дети: доброе утро.

Воспитатель- Посмотрите ребята, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)

Капелька подготовила для вас загадку.

Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

- Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.

Дети: вода

Воспитатель: верно! Значит тема нашей беседы – вода. Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода?

Дети: чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения;

Воспитатель: для чего нужно поливать растения?

Дети: чтобы они росли

Воспитатель: нужна ли рыбам вода? для чего?

Дети: они там живут – это их дом.

Воспитатель: ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделиться своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей).

Воспитатель: ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель: итак, давайте мы с вами представим, что мы учёные и мы будем проводить опыты. Согласны?

Дети: да.

Воспитатель: хорошо, давайте тогда мы с вами пройдем в нашу лабораторию. Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.

2 часть. Опытно-экспериментальная.

Опыт 1. «Вода не имеет форму».

Воспитатель: посмотрите на картинки и скажите какой формы предметы (мяч, окно, крыша, книга, часы).

Дети: мяч- круглый, окно – прямоугольное, крыша – треугольная, часы – квадратные.

Воспитатель: а как вы думаете, вода имеет форму?

Дети: нет

Воспитатель: посмотрите, если мы с вами разольем воду на поднос и в другую посуду, то форма у воды разная. Каждый раз, как только мы разливаем воду в другую посуду, она меняет форму. Какой вывод можно сделать? (делаем эксперимент)

Дети: вода не имеет форму

Воспитатель: и для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода не имеет форму). Что означает этот знак?

Дети: что вода не имеет форму

Воспитатель: молодцы, вот мы с вами и определили, что вода не имеет форму. Переходим к следующему нашему опыту.

Опыт 2. «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: ребята, посмотрите перед вами стоят стаканы с водой, а теперь возьмите один стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду). Пахнет ли чем-нибудь вода?

Дети: нет.

Воспитатель: правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет чего?

Дети: запаха.

Воспитатель: вот мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха) какое Аселия?

Аселия: вода не имеет запаха.

Воспитатель: что означает этот знак Искандер?

Искандер: что, вода не имеет запаха.

Воспитатель: а как вы думаете, может ли вода приобрести запах? ( индивидуальные ответы детей).Засыпаем в воду порошок(ванилин), перемешиваем. Теперь можно понюхать, появился запах?

Дети: да

Воспитатель: какай вывод мы можем сделать?

Дети: что, если добавить в воду определенное вещество, то вода может иметь запах.

Воспитатель: молодцы, а теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка:

Тихо плещется вода.

(Дети машут руками из стороны в сторону.)

Мы плывём по тёплой речке.

(Плавательные движения.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда.

(Руки вверх.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть погуляем.

(Шагают.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок.

(Садятся на стулья)

Воспитатель: давайте, перейдем к следующему нашему опыту.

Опыт 3. «Вода не имеет вкуса».

Воспитатель: ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом показывает стакан с водой).

Дети: лимон – кислый, конфета – сладкая, лук – горький.

Воспитатель: правильно, вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус?

Дети: без вкуса.

Воспитатель: кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте. (на столе подготовленные стаканчики с водой). Верно. Какое открытие вы сейчас сделали?

Дети: что вода не имеет вкуса

Воспитатель: правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша?

Паша: безвкусная.

Воспитатель:(вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная). И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего?

Дети: вкуса.

Воспитатель: и какой можно сделать вывод?

Дети: у воды нет вкуса.

Воспитатель: а как вы думаете вода может приобрести вкус? ( индивидуальные ответы детей). Ребята, а если в воду добавит сахар, какая она будет?

Дети: сладкая.

Воспитатель: а давайте проверим сами. Возьмите второй стакан с водой и положите в него комочек сахара. (Дети размешивают и пробуют.) Какая по вкусу стала вода?

Дети: сладкая.

Воспитатель: почему она стала сладкая? Как это получилось?

Дети: мы положили сахар.

Воспитатель: какой мы можем сделать вывод?

Дети: вода может изменять свой вкус

Воспитатель: молодцы, давайте перейдем к следующему опыту.

Опыт 4. «Вода бесцветная».

Воспитатель: как вы думаете, а какого цвета вода? ( индивидуальные ответы детей)

Дети: бесцветная

Воспитатель: правильно у чистой воды нет цвета. Вода бесцветна. Какая вода, Миша?

Миша: бесцветная

Воспитатель: ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.

(вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная). Что означает этот знак?

Дети: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Воспитатель: но вода может обрести цвет. Попробуем окрасить воду с помощью гуаши. Предлагаю сейчас вам намазать ворс кисточки краской любого цвета, а затем окунуть кисточку в стакан с водой и размешать. Какого цвета вода теперь? (индивидуальные ответы детей). Какой мы можем с вами сделать вывод?.

Дети: вода бесцветная, принимает цвет той краски, которую в нее добавили.

Воспитатель: молодцы, ребята, вы сегодня были настоящими учеными. Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица: 1-е – что мы узнали: вода не имеет формы; 2-е – она не имеет вкуса, 3-е -запаха; 4-е- она бесцветная.

Воспитатель. ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)

Дети: без цвета, без вкуса, прозрачная, без запаха.

Рефлексия.

Воспитатель: у меня на столе солнышки и тучки. Если вам было интересно на занятии, если вам понравилось быть учёными и делать открытия, если вам понравилось играть, то возьмите солнышко, а если вам было грустно, скучно – тогда тучку. (дети подходят к столу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» (разделы: ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, констру

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

Конспект НОД в 1 младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие » раздел – ознакомление с окружающим миром Тема: «Сказка Колобок»

Формирование у детей познавательной активности и закрепление знания русской народной сказки  «Колобок»...