Конспект НОД по экологии в подготовительной группе Тема: Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Эльвира Анатольевна Яруллина

Цель: Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekar._ros.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе

Тема: Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека.

Воспитатель:

Яруллина Эльвира

Анатольевна

Г. Южно-Сахалинск

Цель: Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.

Задачи: Закреплять и расширять у детей знания и представления о лекарственных растениях, их внешнем виде, месте произрастания, той пользе которую приносят людям и животным. Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой. Совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком. Активизировать внимание, устанавливая простые причинно-следственные связи. Обогащать словарный запас словами: травник, лечебные, мешковина, волокна, отвар.

Развивающая среда: картинки с изображением лекарственных растений; книги о лекарственных растениях; сухие травы, растения выращенные детьми, предметы быта в которых добавлены лекарственные растения: мыло, зубная паста, крем и др.; аптечка, бутылка с водой, носовой платок или косынка; Забор; Компас, рюкзак; конверты с заданиями; аудиозапись «Ручей».

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в царство растений, но чтобы попасть туда надо отгадать загадки.

1. Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

Дети: Это крапива, потому что если до неё дотронуться, можно обжечься.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!

2. Рос шар бел, дунул ветер – шар улетел.

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: Кто из вас знает загадки о растениях?

Ребёнок: 3. Стоит в лесу кудряшка –

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая?

Дети: Это ромашка. Лепестки у неё белые, а серединка жёлтая.

Ребёнок: 4. Каждый лист мой любит топки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

Дети: Подорожник.

Воспитатель: Мы узнали крапиву, одуванчик, ромашку, подорожник. А как можно назвать все эти растения? Для чего они нужны человеку? (Ответы детей).

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

В каждой травке,

В каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья

Что пригодны для леченья!

А сейчас мы отправляемся в путь. Что мы возьмём с собой в дорогу?

Дети: Компас, воду, аптечку.

Воспитатель: А теперь в путь.

Дети идут за воспитателем и поют песню:

Вместе весело шагать

По просторам – 3р.

И конечно припевать

Лучше хором – 3р.

Подходят к дороге, рядом с которой стоит забор.

Воспитатель: Что это за растение растёт за забором?

Дети: Это крапива.

Воспитатель: Про крапиву говорят:

Жжётся, а не огонь,

Злая, а людей лечит.

Но почему же всё-таки крапива обжигает? (Ответы детей). Люди говорят, что крапива заменяет семерых врачей. Почему? Чем она полезна?

Дети: Крапива останавливает кровь, «убивает» микробов, укрепляет волосы, содержит много витаминов, заживляет раны. Из крапивы варят вкусные щи, готовят салаты.

Воспитатель: А ещё из крапивы делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна. Парятся в банях с крапивными вениками, чтобы излечить боль в суставах и простуду.

А кто знает, как называется растение, которое растёт у дороги?

Дети: Возле дороги растёт подорожник.

Воспитатель: И у нашей дороги вырос подорожник.

Ребёнок: 1. С названьем с простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок-подорожник

Растёт у российских дорог.

Дороги спешат за курганы,

Дорогам конца не видать,

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

2. Листок оторви осторожно

И жгучую боль утоли…

Невзрачный цветок-подорожник,

Да как же растёшь ты в пыли?

Воспитатель: Почему подорожнику нравиться расти у дороги?

Дети: Семена прилипают к обуви, к колёсам машин и разносятся повсюду.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Недаром подорожник называют великим путешественником. А что ещё вы знаете о подорожнике? (Ответы детей). А почему подорожник называют – зелёным бинтом? (Ответы детей).

Посмотрите, ребята, а тут ещё что-то растёт.

Дети: Это ромашка.

Воспитатель: А как ромашка попала в Россию? (Ответы детей). А чем полезна ромашка?

Дети: Помогает от зубной боли, от ран, для компрессов, при простуде.

Воспитатель: Если случиться простудиться

Появиться кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку

В которой дымиться

Слегка горьковатый душистый отвар.

Ребята, скажите, будем ли мы здесь собирать крапиву, ромашку и подорожник? Почему? (Ответы детей).

Тогда отправляемся дальше. (Дети идут за воспитателем с песней).

Вот мы добрались до прекрасной поляны. Мы немного устали в пути. Давайте отдохнём. (Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза).

Аутотренинг. Звучит аудиозапись «Ручей».

Воспитатель: Ярко светит солнце.

Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый,

Свежий воздух.

Колышутся травы.

Над нами гордо кружат птицы.

Нам хорошо и приятно.

Мы будем друзьями и защитниками

Всему живому.

Открыли глаза, встали и улыбнулись друг другу.

Посмотрите, вокруг столько разных растений. А здесь, на этой поляне, мы сможем собрать лекарственные растения? Почему? (Ответы детей) А какие растения мы можем здесь собрать? (Дети называют растения и от чего они помогают).

Находят среди растений конверт.

Воспитатель: Ребята, в конверте нам задание от обитателей этой поляны.

Задание: «Назовите растение, в названии которого встречается звук «Р» («Ш»)». Дети называют слова, определяя место звука в слове.

Воспитатель: Молодцы! А когда надо собирать лекарственные растения?

Дети: Цветки и листья – летом, кони – осенью. Собирают в сухую погоду.

Воспитатель: А это кто тут притаился? Это же зайчонок. Посмотрите, какой он?

Дети: Зайка пушистый, трусливый и т. д.

Воспитатель: Да он же поранил лапку. У нас есть аптечка. Но где она? Наверное потеряли в пути. Что же делать? Кто поможет?

Дети предлагают приложить подорожник. Срывают листочек, моют его, прикладывают к ране и завязывают платком.

Воспитатель: Ребята, а нам сейчас нужно какое-нибудь растение?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кто напомнит правила поведения при сборе лекарственных растений?

Дети: Нельзя рвать много растений. Нельзя пробовать. После сбора помыть руки.

Воспитатель: Кому ещё нужны растения кроме людей?

Дети: Животным, насекомым.

Воспитатель: Я иду по цветочному лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И мне чудятся их голоса.

Они шепчут: «Не рви нас, не надо,

Наши гибкие стебли не мни.

Мы для глаз и для сердца – отрада,

Украшенье родимой земли!»

Нам приходится покинуть эту прекрасную поляну. Возвращаемся в группу. Подходят к «Аптечной» витрине.

Воспитатель: Скажите, а где люди ещё используют лекарственные растения?

Дети называют мыло, зубную пасту, косметику, конфеты, микстуру и т. д. Чай.

Воспитатель: Мы знаем с вами песню по чай, давайте споём её.

Ели вдруг у друга праздник,

Седи угощенья разных,

Непременно за столом

Вас побалуют чайком.

Припев: Чай с вареньем, чай с печеньем,

Чай с хорошим настроеньем,

Чай с малиновым листом

Соберёт всех за столом.

Воспитатель предлагает попить чаю и определить, какое растение добавлено в чай. Все пьют чай с мятой.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Много знаете о лекарственных растениях. Какие растения мы сегодня встретили? Что интересного вы узнали о них? Что вам больше всего понравилось? Будем еще путешествовать? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лекарственные растения-средства оздоровления организма человека"

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА»....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».Цель: Развивать экол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека"...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».

Цель: -Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.Задачи: -Развивать экологическое ...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

НОД "ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА"...

Конспект ООД в подготовительной группе «Лекарственные растения — средство оздоровления организма человека»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения....