Конспект ООД в подготовительной группе «Лекарственные растения — средство оздоровления организма человека»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Боброва Ирина Сергеевна

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_lekarstvennye_rasteniya.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной группе

 «Лекарственные растения — средство оздоровления организма человека»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

Задачи:

• воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям;

• развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение,

• закрепить навык измерения с помощью условной меры;

• способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний;

• формировать умение работать в парах;

• формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений и способов их применения.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация «Растения - наши помощники»; оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для смешивания трав, пластиковые мерные ложечки, головные уборы и нарукавники на каждого ребёнка.

Ход: Педагог читает окончание сказки К. И. Чуковского «Айболит».

Воспитатель: Хорошо, что в этой сказке есть такой добрый доктор. А как вы думаете, в реальной жизни животные могут сами лечиться? (да) Как? (с помощью растений и грибов). А человек может лечиться с помощью растений? (да). Давайте отправимся в царство растений и вспомним о наших помощниках - лекарственных растениях.

Дети вместе с педагогом проходят в зал, под звуки природы садятся на стулья перед экраном.

Среди множества растений нашей планеты есть много полезных трав. Послушайте загадки об этих травах, и попробуйте отгадать их названия (если вы отгадаете правильно, то отгадка - картинка появится на экране).

Экологическая игра «Узнай целебную траву»

1. Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (Крапива).

Об этом растении говорят, что оно жжёт?

- Но почему крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей) правильно, из - за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков - едкая жидкость, она то и жжёт.

- Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).

2. Рос шар бел,

дунул ветер –

Шар улетел. (Одуванчик).

- Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат)

3. Стоит в поле кудряшка-

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая? (Ромашка)

- Ромашку называют ещё аптечной. Почему? (потому что это самое распространенное лекарственное растение). Для каких целей используют ромашку? (полоскать горло, отвар используется при болях в животе, в отваре ромашки купают маленьких детей).

4. Каждый лист мой любит

Тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник).

- Почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)

- Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения? (Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)

- Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)

- И крапиву, и одуванчик, ромашку и подорожник можно объединить в одну группу, какую? (Это лекарственные растения)

2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»

Давайте вспомним, что ещё мы знаем о лекарственных растениях.

- Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)

- Как человек стал искать помощи у разных растений? (Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)

- А какие ещё лекарственные растения вы знаете (тысячелистник, календула, шалфей).

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

- Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)

- Посмотрите внимательно на экран и назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т. д.)

- Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)

- Что готовят из ягод? (Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)

- А как вы думаете, деревья могут приносить пользу человеку как лекарственные растения? Какие из них вы знаете? (берёза, сосна, дуб, липа)

- А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)

- Какие снадобья делают из них? (Делают отвары, настои. Кора дуба - для укрепления десен, хвоя - для очищения воздуха, кожи, липа - профилактика и лечение простуды и кашля, берёза - для укрепления волос, укрепление внутренних органов)

Ребята, вот, оказывается, сколько, много растений, которые можно назвать лекарственными.

ФИЗМИНУТКА.

3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.

Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре, отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.

- Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки - в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни - осенью.

Дети рассказывают и объясняют -

Правила сбора лекарственных растений:

1 ребёнок. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.

2 ребёнок. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. Потому, что обсохшие от росы растения, не испортятся во время сушки и хранения.

3. ребёнок. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. Если растения не высушатся, а загниют, то они будут не пригодны для лечения.

4 ребёнок. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

5 ребёнок. Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.

Воспитатель: А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?

Дети: Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся.

Воспитатель: Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для дальнейшего размножения.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

на планете мы останемся одни!

- Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).

Для лечения разных заболеваний иногда достаточно одного растения, а иногда необходимо их собирать вместе, т. е. делать сбор. В таких сборах каждое растение выполняет свою задачу и его количество должно быть строго дозировано. Например, для лечения бессонницы можно составить такой сбор (на экране проецируются картинки с изображением трав): корень валерианы - 1 часть; шишки хмеля - 2 части, листья мяты - 3 части и трава пустырника - 3 части. Все травы смешиваются. 1-2 столовые ложки смеси заливают 1 стаканом кипятка, принимают 3 раза в день по 1/3 стакана. Человек, который составляет лекарственные сборы, называется фармацевт. Его работа очень ответственная и важная. А вы хотите попробовать себя в роли фармацевта? Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

3. Исследовательская игра «Мы - фармацевты»

Я предлагаю вам вначале одеться в специальную одежду: халат и головной убор.

Дети одеваются и рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование - прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, стаканчики и т. д.

Сейчас мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Работать мы будем в парах.

Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор.

Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите,и будете готовить различные сборы: ___(имена детей) – грудной (от кашля, ___ – для повышения аппетита, ___ - для полоскания горла, ___ - для лечения бессонницы.

Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы. Приступайте.

Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам.

А что надо сделать с этими сборами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 - 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.

А можно пить настои трав, если человек не болеет? Иногда для профилактики разных болезней. Те сборы, которые мы сделали, можно назвать лечебные. И употреблять их можно только по назначению врача. Поэтому я предлагаю отнести их в медицинский кабинет. А когда они будут нужна, наша медсестра заварит нужный сбор и даст заболевшему ребёнку. Вы согласны? А как нам поступить, чтобы наши сборы не перепутать? (обозначить цифрами - какая цифра на рецепте, такая же цифра будет на стаканчике со сбором).

А как вы считаете, знания, которые мы получили сегодня, пригодятся нам в жизни? Для чего? Одним из важных условий использования лекарственных трав в лечении можно назвать использование их по назначению врача и обязательно под контролем взрослых.

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лекарственные растения-средства оздоровления организма человека"

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА»....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».Цель: Развивать экол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека"...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».

Цель: -Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.Задачи: -Развивать экологическое ...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

НОД "ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА"...