Мастер–класс «В мире сельскохозяйственных профессий»
методическая разработка по окружающему миру

Мастер класс для педагогов "В мире сельскохозяйственных профессий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер–класс

«В мире сельскохозяйственных профессий»

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, через раннюю профориентацию в игре

2. Познакомить педагогов с формами и методами работы с детьми по профориентации.

3. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий и форм использования через раннюю профориентацию в игре.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – о выборе профессии.

Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент. …

Как вы считаете, в каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?

(Предполагаемые ответы коллег)

Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно и нужно готовить уже с детского сада, ведь наша задача помочь определиться с выбором профессии, которая будет привлекать не только материально, но и духовно. Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Тренинг «Рука судьбы

Уважаемые коллеги, предлагаю вам по очереди, не глядя, взять по одному листочку, затем прочитать какие профессии вы выбрали. Понравились вам профессии, которые вы выбрали не глядя?

Цель тренинга: показать последствия случайного выбора профессии

Итак, мы видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам!

Поэтому давайте подумаем, какие условия мы должны учитывать при выборе будущей профессии?

-Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?

-Должны выполняться три условия:

Хочу ---мои желания.

Могу---способности и возможности.

Надо---востребованность профессии.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями. А дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер.

Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности.

Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут при ознакомлении детей с сельскохозяйственными профессиями.

Но для начала, скажите, что такое сельское хозяйство? Сельское хозяйство – это работа с землей и на земле, а также выращивание животных и растений, и уход за ними.

1. Знакомя детей с профессиями можно провести такую разминку

Профессий всех не сосчитать! А вы, какие можете назвать?

- Это человек, который владеет землей и занимается на ней сельским хозяйством (фермер).

- Рабочий управляющий трактором…. (тракторист)

- Этот работник сельского хозяйства убирает урожай зерна и овощей…. (комбайнер)

- Этот специалист сельского хозяйства, который знает все о растениях, как и когда, высаживать, поливать, удобрять (агроном)

- Это человек, который занимается выращиванием овощей (овощевод)

- Это специалист, в сфере сельского хозяйства, который занимается посадкой и выращиванием зерна и хлеба (хлебороб)

- Этот специалист разводит пчёл, ухаживает за ними, собирает мёд (пчеловод)

- Работает на животноводческой ферме (ветеринар)

- Специалист, который кормит коров, ухаживает за ними, доит их… (доярка)

- Профессия его связана с животноводством и уходом за скотом и птицей… (зоотехник или животновод)

- Работник, занимающийся уходом за свиньями (свинарка)

- Человек, который ухаживает, пасет, кормит или охраняет стада овец (пастух).

С профессиями я предлагаю знакомить детей по следующему алгоритму:

1. Название профессии

2. Место работы

3. Форменная одежда

4. Орудия труда

5. Трудовые действия

6. Польза труда для общества.

Предлагаю рассказать о профессии по этому алгоритму (предложить на выбор несколько названий профессий, написанные на листках, лежат обратной стороной).

Рассказ о профессии по алгоритму.

2. Игра «Угадай, кто это?» Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

В первом задании вы отгадывали загадки о профессиях сельского хозяйства. А сейчас вам предстоит их нам изобразить. Задание такое: на столе лежат картинки с изображением той или иной профессии картинкой вниз. Вы подходите, выбираете любую картинку, но нам ее не показываете. Посмотрев на профессию, изображенную на картинке, вам необходимо нам показать, что делает человек этой профессии. А мы постараемся угадать показанную профессию.

3. Игра «Что лишнее?»  Цель игры – найти предмет, среди перечисленных, который не принадлежит данной профессии. ... Перед Вами картинки, на которых изображены предметы, которые нужны людям той или иной профессии. Возьмите по одной картинке и скажите, какой предмет здесь лишний. Объясните, почему так считаете?

4. Игра «Волшебная палочка»

Участники стоят в кругу, передавая с слева - направо, из рук в руки, глядя друг другу в глаза и при этом ведущий называет профессию, участники предмет или то, что относится к профессии.

Примеры:

Фермер – земля, ведет хозяйство…

Тракторист – трактор, пахать…

Комбайнер – комбайн, уборка урожая…

Овощевод – урожай, овощи…

Пчеловод – мед, пчелы, пасека…

Ветеринар – болезнь, доктор, животные…

Доярка – молоко, корова…

Пастух – палка, стадо…

И т. д.

5.  Еще одной из технологий ознакомления детей с миром профессий является составление синквейнов

Она позволяет активизировать интерес детей к миру профессий, систематизировать представления детей в данной области, с одной стороны. С другой стороны, значительно повышает результативность работы по развитию речи.

Синквейн —в переводе означает «стихотворение из пяти строк», маленький стих, без рифмы, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Правила составления синквейна.

Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Сегодня мы научимся составлять синквейны о сельскохозяийственных профессиях. Рассмотрим различные варианты работы с применением технологии синквейна.

I. Коллективное составление синквейна по предметной картинке по вопросам.

- Кто это?

-Шофер.

- Подберите два слова-признака.

- Шофер какой?

-Внимательный, аккуратный.

- Подберите три слова-действия.

- Что делает шофер?

-Едет, рулит, ремонтирует.

-Cоставьте предложение из четырех слов, на чем работает шофер.

- Шофер работает на машине.

- Подберите обобщающие слово, шофер это…

- Профессия.

Вопросы: Всем понятны правила составления синквейна?

Вывод: Так мы с вами составили синквейн «Шофер» по предметной картинке. Составляли мы коллективно. Я задавала вам вопросы, тем самым направляла вас.

II. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Я расскажу вам синквейн без указания темы, т.е., без первой строки. Вы послушаете и определить тему, назовете профессию о которой этот синквейн.

Трудолюбивая, чистоплотная.

Кормит, ухаживает, убирает.

Она ухаживает за свиньями.

Профессия.

Если ответ верный - свинарка, появляется картинка.

Вывод: Синквейн уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.

III. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Сейчас вы будете слушать готовый синквейн и попробуете разобраться, всё ли здесь правильно? (Дается синквейн с заведомыми ошибками)

Ветеринар.

Умный,безответственный(ответственный).

Осматривает, прививает, пашет(лечит).

Ветеринар лечит больных людей(животных).

Животное(профессия).

Вопросы: Вы мне помогли разобраться, исправили ошибки.

Как вы думаете, это помогает развивать умение вслушиваться в обращённую речь, думать и быстро подбирать нужные слова?

Вывод: Данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.

IY. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.

Картинки: птичница, комбайнер, телятница, тракторист.

Индивидуальная работа и проверка готовых сенквейнов.

Птичница. Комбайнер.

Трудолюбивая, чистоплотная. Работящий, ответственный.

Убирает, кормит, ухаживает. Убирает, управляет, ремонтирует.

Птичница ухаживает за птицей. Комбайнер работает на комбайне.

Профессия. Профессия.

Телятница. Тракторист.

Чистоплотная, ответственная. Внимательный, трудолюбивый.

Кормит, убирает, ухаживает. Пашет, едет, рулит.

Телятница ухаживает за телятами. Тракторист работает на тракторе.

Профессия. Профессия.

Вопросы: Вам было интересно? На ваш взгляд это формирует уверенность в себе, желание отвечать, думать, творить, рассуждать?

Вывод: Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

6. Игра «Я начну, а вы закончите»

Цель: Вспомнить пословицы и поговорки о труде.

Пословицы и поговорки о труде — венец народного творчества. В них запечатлены размышления о значении труда в жизни человека, продиктованные умом, опытом и наблюдениями нескольких поколений. Поскольку каждый день связан с работой, их актуальность никогда не угаснет. Я буду произносить первую часть пословицы, а вы будите продолжать.

1. Без труда … не вытащишь и рыбку из пруда.

2. Труд кормит, … а лень портит.

3. Хочешь кататься, …. люби и саночки возить.

4. Умелые руки … не знают скуки.

5. Что посеешь, …то и пожнёшь.

6. Семь раз отмерь, …один раз отрежь.

7. Делу время, … потехе час.

8. Кто любит труд, …того люди чтут.

9. Землю красит солнце, …а человека труд.

10. Не игла шьет, …. а руки

11. Куй железо, …пока горячо

12. Какой мастер, …такова и работа

А теперь давайте с вами подумаем, какая случилась беда, если бы….

- не было ветеринара, то….

- не было тракториста, то…

- не было доярки, то….

- не было фермера, то….

- не было пчеловода, то….

- не было агронома, то….

- не было овощевода, то….

Да была бы настоящая беда! Поэтому все профессии нужны, все профессии важны.

Уважаемые участники, предлагаю вам проанализировать работу сегодня и оценить мастер-класс. Если мастер-класс был вам полезен, актуален, интересен и вы готовы использовать полученные знания в своей деятельности, то прикрепите магнит к «чемодану». Если тема мастер-класса для вас не новая, давно разработанная, то прикрепите магнит к «мясорубке». Если мастер-класс оказался сложным, непонятным для вас – то прикрепите магнит в «мусорную корзину».

Уважаемые Коллеги, современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их на практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Желаю вам успехов в работе, креативности. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС по ознакомлению дошкольников с профессиями «Все работы хороши»

Данная тема актуальна, т.к. в дошкольном детстве  закладываются основы личностной культуры, приверженность к общечеловеческим ценностям. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную ...

мастер класс на районном мероприятии "Аллея профессии"

Районная праздничная программа "Веселый праздник в добром парке", посвященный Дню города и Году культуры. Прошел очень интересный веселый Праздник, где участвовали многочисленные органи...

Мастер-класс по ознакомлению детей с профессией валяльщика "Мастерская Кумыл"

Мастер-класс по ознакомлению детей с профессией валяльщика...

Конспект мастер-класса по профориентации дошкольников Тема: профессия «Палеонтолог»

Приветствую вас! Предлагаю внимание мастер -класс для детей старших и подготовительных групп по профориентации....

Мастер-класс по ранней профориентации "Калейдоскоп профессий"

Мастер-класс по ранней профориентации для детей дшкольного возраста...

Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»

Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....

Мастер-класс по ознакомлению с сельскохозяйственным трудом

Мастер-класс по ознакомлению детей с трудом взрослых...