Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»
материал (старшая, подготовительная группа)

Ирина Викторовна Перькова

Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_meditsinskie_professii.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  «Алёнушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»

Мастер-класс

«Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»

Цель: обмен опытом и технологиями по ранней профориентации дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемых при знакомстве старших дошкольников с миром медицинских профессий .

2. Способствовать формированию у педагогов умений в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с медицинскими профессиями.

3. Активизировать мотивационную готовность участников к использованию игровой технологии при ознакомлении дошкольников с медицинскими профессиями.

Дата проведения: 19 декабря 2022 г.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Строитель Яковлевского городского округа»

Участники: воспитатели ДОО

Ответственный: воспитатель МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Строитель Яковлевского городского округа» Перькова Ирина Викторовна

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вам мастер-класс, тема которого «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своѐм будущем, например, кем быть? Свою мечту воплотить в играх: сегодня-врач, завтра- банкир и даже президент.… Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Важность профессий медицинского профиля для развития в ребенке гуманности, человеколюбия - неоспоримы. А. П. Чехов говорил: «Профессия врача-это подвиг. Она требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».

Важно дать понять детям, что врач - добрый и милосердный, потому что дело, которым он занимается, облегчает страдания больного и спасает его от смерти. Нужно научить детей относиться к врачам с уважением, вызвать не только интерес к профессии медработника, но рассказать о  ее сложности и ответственности.

Парциальная образовательная программа «Здравствуй, мир Белогорья!», которую мы используем в своей работе,  направлена на познавательное развитие ребенка на основе социокультурных традиций Белгородской области с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей. Особенностью второго издания является включение модуля «Медицина Белогорья», направленного на раннее знакомство детей дошкольного возраста с медицинскими профессиями. В методической части представлены конспекты образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста: «Врач-человечная и нужная профессия», «Медицинская сестра очень людям всем нужна», «Скорая медицинская помощь Белогорья», «Я хочу стать врачом», «Лучшие врачи Белогорья».

Уважаемые коллеги, а каким же образом можно обогатить и конкретизировать представления детей о различных профессиях, в том числе и медицинских? 

Да, Вы правы, через игру, которая необходима ребенку, как воздух! Игра-это та волшебная палочка, с помощью которой можно сформировать у ребенка положительное отношение к миру профессий.

Сейчас, я предлагаю Вам выйти и встать в круг.

• А теперь поменяйтесь местами те, кто любит свою профессию.

• Потопайте ногами те, кто считает, что необходимо проводить в дошкольном учреждении работу по ранней профориентации.

•. Повернитесь вокруг себя те, кто считает, что раннее знакомство с миром профессий поможет ребѐнку в профессиональном самоопределении.

•  Помашите рукой те, кто думает, что внедрение различных форм работы с воспитанниками, и использование инновационных образовательных методик-позволит  повысить интерес детей к профессиям. Спасибо!

А сейчас я предлагаю Вам поиграть в игру «Профессиональные качества».  Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии. Назовите качества, присущие людям медецинских профессий (участники передают друг другу куклу медсестры и называют качества) (гуманность, тактичность, интуиция, ответственность, точность, собранность, сила воли, информированность, образованность, жизнерадостность, милосердие, ум).

Игра «Профессия на букву…». Я буду показывать Вам букву, а Вы должны назвать специальность врача, начинающуюся с это буквы.

А - аллерголог, анестезиолог;

Д - дерматолог, диетолог;

К - кардиолог, косметолог;

П - педиатр, психолог, психиатр;

Т - терапевт, травматолог;

О - ортопед, офтальмолог, отоларинголог.

Такая игра совершенствует умение детей подбирать слова на заданную букву, закрепляет знания о специальностях медецинских работников.

Игра «Кто, что делает? (с мячом). Я буду бросать мяч и говорить словосочетание, а Вы должны ответить, к каму медицинскому работнику оно подходит.

— Делает прививки (медицинская сестра)

— Лечит ушки (лор)

— Выписывает очки (офтальмолог)

— Делает операции (хирург)

— Продаёт лекарства ( фармацефт)

— Ставит пломбу (стоматолог)

— Выдаёт талон на приём (регистратор)

— Лечит зверей (ветеринар)

— Измеряет вес и рост детей (педиатр)

— Берёт анализы (лаборант)

— Бьёт молоточком по коленкам (невропатолог).

Игра закрепляет знания детей о названиях и функционале некоторых медицинских профессий.

Такие словесные дидактические игры - доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Эти игры не требует специального материала и определенных условий, они дают ребенку возможность самому найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать правильное умозаключение, используя свой прежний опыт и  знания. Словесные игры помогают пополнить словарный запас ребѐнка понятиями из профессиональной сферы.

Сейчас, уважаемые коллеги, прошу Вас присесть за столы. Скажите, пожалуйста, если бы не было врачей, то что...(ответы участников).

Игры-предположения требуют от детей осмысления настоящих и последующих событий или действий. Вы правильно ответили на предположение: люди бы просто не знали, какие лекарства им нужно принимать, и умирали от разных болезней, не доживая до старости.

Начиная с детского возраста и до самой старости, все мы лечимся. Благодаря врачам наше здоровье возможно поддерживать в хорошей форме. Врач возвращает человеку здоровье, спасает человеку жизнь, помогает человеку жить полноценной и счастливой жизнью.

Я предлагаю вам, используя «Разноцветный алфавит», разгадать зашифрованные пословицы о здоровье, врачах.

В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб, цветок, звезда, плюс, прямоугольник.  Например: буква А – красный квадрат, М – желтый кружок и т.д.

Я уверена, что вы без труда расшифруете спрятанные пословицы, приступайте!

Болен - лечись,  здоров - берегись.

Сила врача в его сердце.

Больному и мед горько.

Где здоровье, там и красота.

Задания такого характера используются с детьми старшего дошкольного возраста и помогают детям овладеть мыслительными операциями, действиями, важными в плане общего интеллектуального развития. Пользуясь шифром, дети декодируют названия инструментов представителей различных медицинских профессий, специальности врачей. Кроме того, разгадывание зашифрованных слов способствует эффективному усвоению знаний о медицинских профессиях. На начальном этапе такие задания вызывают определенную трудность: у детей ещё недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать и здесь нужно помнить о том, что мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений.

- Какие пословицы у вас получились? Озвучьте их.

Большинство детей проявляет интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Одно из почётных мест среди них занимают ребусы разных видов. Ребус - это загадка в виде рисунка с буквами или знаками, которые и помогают понять суть задания и ответ.

Уважаемые коллеги, перед Вам лежат карточки с ребусами на тему медицины, разгадайте их и озвучьте слова.

Ребусы способствуют расширению кругозора детей; развивают речь ребёнка, знакомят с окружающим миром, развивают зрительную и моторную памяти.

Коллеги, а сейчас я предлагаю Вам познакомиться с еще одним из эффективных и интересных игровых приёмов, с использованием электрического фонарика. Фонарик - это не игрушка, но с помощью него можно интересно организовать игру. С помощью фонарика каждый ребёнок может себя почувствовать настоящим фокусником. Ребёнок освещает фонариком карточки-картинки и тут начинается самое интересное, ведь в этот момент они обладают рентгеновским зрением и легко могут определить, кто спрятался в домике, какой сок в коробке, с какой начинкой пирожок и т.д. Ничего сложного, а зрелище волшебное! Дети с удовольствием играют в такие игры и с нетерпением ждут новых заданий. Благодаря этому игровому приёму, ребёнок легче и быстрее усваивает  материал. 

Игра «Волшебный чемоданчик» (участники работают в паре, просвечивают чемоданчик доктора и называют, что находится внутри).

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, алгоритмам и моделированию. У вас на столе лежит алгоритм последовательности вызова врача на дом. Ваша задача - составить  правильную логическую цепочку.

Работая с алгоритмами, у детей развивается умение обобщать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, способствует развитию логического мышления, помогает устанавливать последовательность практических действий детей.

Для ознакомления с миром медицинских профессий можно использовать игры на выкладывание. Например, игра «Цветок знаний». Найдите лепестки с предметами, которые нужны доктору, и соберите цветок.

Эта игра помогает закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача, ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии, формирует правильное произношение, развивает связную речь, ручную моторику, формирует правильное отношение к предметам окружающего мира.

Как врачи использует эти предметы- расскажите?

Познакомить детей с медицинскими профессиями помогут нам творческие игры, игры-пантомимы.  Приглашаю Вас  поиграем в игру «Что болит у нас не скажем, что болит у нас покажем». Распределитесь на две группы, у каждой группы своя картинка, Ваша задача: изобразить, не используя звуки, что у вас болит. Другая команда должна догадаться, что у вас болит, и какой врач вам сможет помочь.

Играя в подобные игры, ребёнку приходится запоминать, как в прошлой игре показывали тот или иной образ, и придумывать новый. Пантомимы тренируют воображение, память, фантазию, помогают детям стать более раскрепощёнными, в том числе и закрепляют знания о медицинских профессиях. Ведь помимо необходимости показать то или иное движение, действие героя, надо ещё и сообразить, как именно это сделать.

Для ознакомления детей с миром медицинских профессий  можно использовать игру «Волшебный кубик», в которую мы сейчас и поиграем.

Кубик мы бросаем,

Специальность врача называем!

(на сторонах кубика ухо, глаз, ребенок, зуб, сердце, укол. Подбрасывают и отвечают какой врач это лечит).

Игра помогает пополнить словарный запас ребенка понятиями из профессиональной медицинской сферы, расширить представление детей в этом направлении, а также, дети учатся самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

(Участники приглашаются за стол)

Современный человек должен хорошо знать свой организм, его потребности и возможности. Без этого нельзя сохранить и приумножить свое здоровье. Пренебрежительное или безразличное отношение к собственному телу и здоровью приводит к  болезням.  

Ребенок – исследователь по своей природе, поэтому, используя игры-эксперименты, в работе с детьми старшего дошкольного возраста, можно познакомить их с понятием «здоровье», расширить представления о строении человеческого тела (позвоночник, органы дыхания, пищеварения, кровообращение). Несложные эксперименты дают возможность детям осознать особенности работы собственного организма.

Уважаемые коллеги, через какой орган кислород поступает в организм человека? Предлагаю Вам изготовить макет органов дыхания «Легкие человека», и увидеть, как работают наши легкие. Для этого, Вам необходимо соединить воздушные шарики с трубочками и закрепить место соединения скотчем. Затем расположить готовую конструкцию на изображении легких (участники изготавливают макет).

Знания, полученные во время проведения таких экспериментов, запоминаются надолго, они дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Используя такие игры-эксперименты, необходимо обращать внимание детей на то, что доктора, в свое профессиональной деятельности, руководствуются знаниями о функционировании человеческого организма.

Возможно и использование готовых макетов, дающих представление о строении человека и строении внутренних органов (показ макета).

Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Уважаемые коллеги, наша встреча подходит к завершению. А сейчас мысленно положите на свою левую руку то, с чем вы пришли сегодня на эту встречу - свой багаж знаний, мыслей, опыта. А на правой, то что получили на мастер-классе. Одновременно хлопнем в ладоши и скажем: «Спасибо!».

А мне остается только поблагодарить вас за внимание и активную работу. Надеюсь, что опыт, приобретенный на сегодняшнем мастер-классе, поможет вам воспитывать любознательных, профориетированных, творческих, здоровых ребят!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Исследуем-рассуждая" Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям через познавательно-исследовательскую деятельность

В ходе представленного мастер-класса демонстрируются некоторые приемы обучения детей дошкольного возраста рассуждениям в процессе познавательно-исследовательской деятельности....

Мастер-класс Нетрадиционная техника рисования губкой для детей старшего дошкольного возраста «Осенний лес»

Мастер-классНетрадиционная техника рисования губкойдля детей старшего дошкольного возраста «Осенний лес»...

Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста...

Проект "В мире профессий" для детей старшего дошкольного возраста

Проект "В мире профессий" для детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный. Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о профессиях, о труде сотрудников детского сада....

Презентация к непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Как много в мире профессий» для детей старшего дошкольного возраста.

Данная методическая разработка (презентация) поможет расширить и обобщить предствление детей о профессии, развить коммуникативные навыки , связную речь, воображение и память....