Проект "Весенние тайны" (познавательное и речевое развитие с использованием технологии квест)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Мой проект направлен на развитие речи у детей в логопедической группе с ТНР.  Проект проходит в течение одной недели  с применением технологии квест, а также включает в себя развивающие, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии. Проект разделён на 5 этапов, каждый из которых проходит на отдельном занятии по развитию связной речи. Для всех участников проекта расписана деятельность на каждом из этапов (Приложение №1). На каждом этапе проектной деятельности дети добиваются результатов по средствам речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mitrofanova.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Детский сад №8 комбинированного вида»

Подготовила: учитель-логопед Митрофанова Т.В.

Наставник: учитель-логопед Трушникова А.Г.

Проект "Весенние тайны"

(познавательное и речевое развитие с использованием технологии квест)

Аннотация к проекту: Мой проект направлен на развитие речи у детей в логопедической группе с ТНР.  Проект проходит в течение одной недели  с применением технологии квест, а также включает в себя развивающие, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии. Проект разделён на 5 этапов, каждый из которых проходит на отдельном занятии по развитию связной речи. Для всех участников проекта расписана деятельность на каждом из этапов (Приложение №1). На каждом этапе проектной деятельности дети добиваются результатов по средствам речевого развития.

Введение: Речевое развитие – одна из важнейших образовательных областей,  в  группе у детей с ОНР у учителя-логопеда стоит главная задача, это развитие правильной и грамотной речи у детей. 

Актуальность и педагогическая значимость проекта:

          В современном мире, дети чаще получают информацию из гаджетов и у них не достаточно сформировано речевое развитие. Так как природа и человек тесно взаимосвязаны, я решила связать речевое развитие с экологическим воспитанием. Данный проект позволяет в условиях ДОУ развить, систематизировать и творчески применять знания детей о сезонных изменениях в природе через речевую деятельность.

Постановка проблемы: На основании мониторинга по связной речи (Приложение №2), я выявила у детей проблему по составлению разных видов рассказа: описательного рассказа, составления рассказа по мнемотаблицам и придумывания своих рассказов.

Цель: Расширение и уточнение речевого развития по средствам экологического воспитания.

Задачи:

  • конкретизировать и углублять представления детей о первых
  • признаках весны, особенности жизни диких животных, насекомых и птиц в период наступления весны, взаимосвязь между живой природой и неживой.
  • развивать стремление общаться со сверстниками в процессе деятельности;
  • развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; - Развивать наблюдательность, умение замечать пробуждение природы, описывать свои чувства, используя разные виды анализаторов (запах талой воды, звук капели, ощущение солнечного тепла на коже).
  • активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения; 
  • Воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание охранять ее; формировать умение получать удовольствие от духовного общения с природой.

Участники проекта: дети подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: 20 марта – 24 марта 2023 года (краткосрочный).

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный.

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

• Подбор методического и иллюстрационного и аудио материала, пособий, игр

по данной теме.

• Создание развивающей среды, подбор игрушек, атрибутов игровой

деятельности.

• Подбор художественной литературы по теме.

• Разработка мероприятий.

II этап – Основной.

  • Реализация проекта.

III этап – Заключительный.

  • Подведение итога.
  • Создание презентации.

Управление и обеспечение проекта: Чебурашка, квест-карта, маршрутный лист на каждого ребёнка, значки апельсины для самооценивания, презентации, бусины, индивидуальные мешочки для бусин, брошюры о безопасном поведении весной, мнемотаблицы.

Методы: словесный; наглядный; практический; проблемно-поисковый.

Предварительная работа:

  1. Чтение детям энциклопедии о насекомых, перелётных птицах.
  2. Рассматривание открыток «первоцветы».
  3. Заучивание пословиц о земле.
  4. Наблюдение за птицами на прогулке. 
  5. Прослушивание аудиозаписей с голосами перелётных  птиц.

Ход проекта (с использованием технологии квест)

Вхожу в кабинет, в руках держу Чебурашку и квест-карту.

- Здравствуйте дети, кто это пришел к нам в гости? Отв. детей (Чебурашка)

-А откуда вы его знаете? Отв. детей (из мультфильма, из кинофильма).

-В этом году в самый Новый год вышел на экранах кинотеатров фильм Чебурашка. Всем полюбился главный герой одноименного фильма, гость из далёкой тёплой страны Чебурашка.

-Как вы думаете, зачем он к нам пришел и что такое принёс с собой? Отв. детей (пришел что-то спросить, узнать, принес плакат или рисунок).

- Как мы можем узнать, что изображено на этом плакате? Отв. детей (нужно его развернуть)

-Правильно, ребята давайте его развернём.

На плакате изображена карта весны с маршрутом движения и пропущенными картинками.

-Дети, что же это такое? Отв. детей (это карта весны)

- А зачем Чебурашка нам её принёс? Отв. детей (чтобы мы помогли ему заполнить пропущенные места на карте, рассказав про весну)

- Правильно ребята, мы рассказали ему о зиме и зимних забавах, зимующих птицах и зимних праздниках, но вот наступила весна, пора познакомить Чебурашку и с весенними тайнами.

Какие месяцы весны вы знаете? (ответы детей)

Весну делят на три периода - март – весна света и воды, апрель – весна земли и птиц, май – весна зелени и насекомых. Много тайн и чудес есть у весны. Предлагаю вам их узнать вместе с Чебурашкой. Мы  отправимся по карте-схеме от станции к станции и узнаем все тайны весны. Готовы? Начинаем.

1 станция: «Приметы и признаки весны»

Цель: Расширение и уточнение знаний детей о признаках весны.

Задачи:

  1. Образовательная: Закрепить знания детей о признаках весны происходящих в природе и жизни людей.
  2. Развивающая: Развивать память и внимание.
  3. Речевая: Развивать диалогическую речь. Отвечать на вопросы полным ответом. Четко проговаривать слова физминутки всем вместе одновременно.
  4. Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе.

Дети, на этой станции мы познакомим Чебурашку со всеми приметами и признаками, которые бывают весной,  выучим вместе с Чебурашкой новые физминутку и пальчиковую гимнастику. Перед началом занятия каждому ребёнку выдаётся маршрутный лист (самооценивание), в который ребята будут вклеивать апельсины-смайлики.

Проводится интегрированное логопедическое занятие по лексической теме «Весна пришла!» Сюрпризный момент: Чебурашка принёс для детей загадки о весне. (Приложение 3)

В конце каждого занятия, дети составляют небольшой рассказ о весне, за который получают одну бусину, бусины дети собирают в индивидуальный мешочек. Чебурашка предлагает детям апельсины с изображением грустного и весёлого смайлика, чтобы ребята могли оценить как они справились со всеми заданиями и выбрали тот апельсин, какой считают нужным. Выбранный самостоятельно апельсин дети приклеивают на свой маршрутный лист.

2станция «Ледоход»

Цель: Продолжать учить детей понимать содержание картины, составлять по ней рассказы.

Задачи:

  1. Образовательная: Продолжать учить рассматривать картину, правильно понимать её содержание.
  2. Развивающая: закреплять умение составлять рассказ по картине с помощью алгоритмов.
  3. Речевая: развивать связную речь; обогащать словарный запас детей.
  4. Воспитательная: показать детям пробуждение природы весной, её красоту, выраженную в живописи.

Сегодня нас ждёт новая станция, выполнив все задания, мы расскажем Чебурашке, что происходит весной со льдом на реках.  Ещё недавно всё было завалено белым, пушистым снегом, река крепко спала под толстым слоем льда. Но вот сквозь облака стало чаще проглядывать солнце, и наступила весна.

Взгляните на картину. Выставляется репродукция картины «Ледоход на реке». Картина называется «Ледоход на реке». Написал эту картину Андрей Николаевич Шильдер.

Конспект интегрированного логопедического занятия по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине А.Н. Шильдера «Ледоход на реке»» Сюрпризный момент: Чебурашка принёс для детей ребусы про весну и ледоход. (Приложение 4)

Как и в первый день, дети получают бусину от меня, Чебурашка благодарить детей за выполнение задания и предлагает им выбрать свой апельсин.

3станция «Перелётные птицы»

Цель: Расширение и уточнение знаний детей о перелётных птицах.

Задачи:

  1. Образовательная: Уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова «ласточка»
  2. Развивающая: Развивать фонематический слух и восприятие.
  3. Речевая: Развивать монологическую речь.
  4. Воспитательная: Воспитывать чувство любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде.

Новый день, новые задания! О чём же мы сегодня расскажем Чебурашке?

Какое время года наступило? Как мы узнаем, что наступила весна? (Дети называют приметы весны.) - Одна из весенних примет – возвращение из теплых краев перелетных птиц.

Конспект интегрированного логопедического занятия «Перелётные птицы». Сюрпризный момент: Чебурашка принёс для детей пазлы перелётных птиц.  (Приложение 5)

В конце занятия дети составляют небольшой рассказ о птицах и получают за него ещё одну бусину в свой мешочек, а от Чебурашки так же получают апельсин для самооценивания.

4 станция «Цветочная»

Цель: Развитие грамматических категорий.

Задачи:

  1. Образовательные: Уточнение и формирование активного и пассивного словаря; развитие понимания речевых инструкций;
  2. Развивающая: Формировать долговременную зрительную и слуховую память, внимание; обогащать словарный запас по теме «Первые весенние цветы»; развивать общую и мелкую моторику.
  3. Речевая: Учить образовывать существительные во множественном числе; учить образовывать прилагательные; учить логически мыслить (заканчивать фразу).
  4. Воспитательная: Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности и любознательности; воспитывать усидчивость.

-Уже четвёртый день нашего квеста, какие  сегодня для нас подготовили задания? Вам интересно узнать ребята? (Отв. детей) Как вы думаете, что ещё мы не рассказали о весне Чебурашке? (Отв. детей)

Конспект логопедического занятия «Первые весенние цветы». Сюрпризный момент: Чебурашка принёс для детей раскраски первых весенних цветов. (Приложение 6)

В конце занятия дети продолжают составлять рассказ, теперь уже о первоцветах и получают четвёртую бусину, а Чебурашка не забывает о своих апельсинах, с помощью которых дети себя оценивают.

5 станция «Сказочная»

Цель: учить коллективно составлять рассказ с использованием мнемотаблицы на тему «Весна»

Задачи:

  1. Образовательная: Формировать умение придумывать рассказ на заданную тему.
  2. Развивающая: Развивать вариативность интонации речи.
  3. Речевая: Развивать монологическую речь. Активизировать словарь, т. е. не только знание новых слов, но и введение их в практику общения.
  4. Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к творениям природы.

-  Здравствуйте, какое время года сейчас? (ответы детей)

-Мы разгадали очень много весенних тайн и чтобы их лучше запомнить, я предлагаю вам сегодня составить рассказ о весне. В помощь я подготовила вам вот такую  мнемотаблицу. Бусины, которые вы получали каждый день за свои рассказы, теперь мы будем доставать из мешочков и нанизывать на ниточку, для лучшего запоминания рассказа..

Дети присаживаются на стульчики, на доске выставляется мнемотаблица, для составления рассказа о весне. Дети вспоминают небольшие рассказы, которые они составляли на каждой станции в конце занятия,  и составляют один общий рассказ о весне, каждый раз нанизывая на ниточку бусину такого цвета, о чем составляется рассказ (белая бусина - 1день, синяя бусина - 2 день, черная бусина - 3день, зелёная бусина - 4 день). (Приложение 7)

В конце занятия дети завязывают ниточку и оставляют браслет с бусинами себе на память о весенних тайнах. Чебурашка, предлагает детям выбрать апельсин для самооценивания.

-Ребята, а что делать с браслетом, который собрала я? Отв. детей (Надо подарить его Чебурашке на память, чтобы он тоже мог  посмотреть на бусины и вспомнить все тайны весны.)

-Отличная идея, я полностью поддерживаю вас и квест-карту мы тоже подарим Чебурашке на память.

Чебурашка благодарит детей за интересные и познавательные рассказы о весне и подарки, которые дети подарили ему.

Оценка результатов проекта: Благодаря этому проекту у детей расширился речевой запас, повысилась коммуникативная деятельность, а также  систематизировались знания о весенних изменениях в природе.

Критерии и показатели эффективности проекта: По окончании проекта был так же проведён мониторинг по связной речи, по результатам которого были видны положительные изменения в речи у детей. (Приложение №2)

Описание достигнутых (или предполагаемых) образовательных результатов: В результате этой проектной деятельности дети получили всестороннее развитие по всем образовательным областям.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта: По окончании проекта у детей повысился интерес к общению друг с другом, в игровой и учебной деятельности. У родителей и воспитанников налажено взаимоотношение. В результате проектной деятельности у педагога произошло не только формирование и накопление профессионального опыта, но и повысилась динамика профессионального роста.

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по развитию связной речи у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии дидактических игр. Подготовительная к школе группа. Викторина «Что? Где? Когда?»

1.     Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках зимнего периода и последовательности происходящих в приро...

Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии Т.А. Ткаченко. Подготовительная к школе группа. Тема: «Моё любимое время года».

Цели:§  Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.§  Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён г...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

Развлечение по познавательно-речевому развитию с использованием технологии моделирования по сказке «Рукавичка» в подготовительной группе. (по типу Квест игры)

Развлечение  по познавательно-речевому развитию с использованием технологии моделирования по сказке «Рукавичка» в подготовительной группеЦель: Формирование у детей умений пересказыват...