Проект "Как живете, ежики?"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Все мы, дети, «почемучки». На свете так много интересного, непонятного и неизвестного! А так хочется больше узнать, понять, найти!
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezhik.docx679.13 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

  Все мы, дети, «почемучки». На свете так много интересного, непонятного и неизвестного! А так хочется больше узнать, понять, найти!

                  В лесу, в огороде , в саду можно встретить обычного ежика. Он бегает не таясь, шуршит листьями, громко сопит, а когда ест – причмокивает. Любой человек не сможет пройти мимо этого милого зверька. Но что мы знаем о них? Кроме того, это один из самых загадочных зверьков, задающий немало головоломок  человеку со времен глубокой древности. Ученые давно ведут споры о том, запасает ли еж корм на зиму, и если запасает, то как, почему ежата рождаются без иголок, но в течение 5 часов они появляются.

 2 февраля отмечается Международный день ежа.

В результате всего этого и возникла тема «Как живете, ежики?»

Тип проекта:

Информационнно - творческий, краткосрочный с 29.01.24 г.-05.02.24г.

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Винни-Пух», родители, педагоги.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.

Задачи: 

  1. Расширять представления детей о том, как живут в природе ежи;
  2. Вызвать интерес к чтению литературы о живой природе;
  3. Развивать творческие навыки детей в изображении ежа через рисование, аппликацию, лепку;
  4. Развивать мелкую моторику рук дошкольников;
  5. Через вовлечение детей в инсценирование сказок, в которых одним из персонажей является ёж, вызывать сопереживание героям и событиям;
  6. Формировать положительный эмоциональный отклик у детей.



РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

29.01.24.

  1. Беседа «Кто же это -ежик?»
  2. Пальчиковая гимнастика с колючими мячиками «Ежик»
  3. Подвижная музыкальная игра «Ты нас, ежик, не коли!»

Интересные факты о ежах, поговорить с детьми по данной теме.

30.01.24

  1. Чтение сказки Сутеева В.Г. «Палочка-выручалочка»
  2. Дидактическая игра «Когда это бывает»
  3. Лепка «Такие разные ежи»
  4. Подвижная игра «Ежик и мыши»

31.01.24.

  1. Интересные факты (рассказывают дети)
  2. Пальчиковая гимнастика «Ежик»
  3. Рисование «Ежата»
  4. Чистоговорки, скороговорки

Выучить стих о еже, чистоговорку, скороговорку или загадку.

01.02.24.

  1. Загадки о лесных животных.
  2. Пластилинография «Ежик»
  3. Подвижная игры по выбору детей
  4. Просмотр мультфильма «Трям, здравствуйте»

02.02.24.

  1. Викторина «Как живете, ежики?»

Продукт проекта: Выставка творческих работ. Участие в конкурсе «Веселый ежик»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подвижная игра «Ты нас, ежик, не коли!»

Содержание

Выбирается ведущий – «ежик». «Ежик» надевает маску или шапочку и садится на стульчик с одной стороны площадки или комнаты. Дети медленно подходят к «ежику» с другой стороны, проговаривая слова с движениями. По окончании стихотворения дети убегают, «ежик» их догоняет.
За грибами в лес идем, - дети медленно подходят к ежику
Прыгаем по кочкам. – прыгают на месте на двух ногах
А в лесу колючий ёж - стоят на месте, руки сцеплены в замок,
Стережет грибочки. шевелят пальцами
Ты нас, ежик, не коли, - подходят к «ежу», грозят пальцем
А попробуй, догони!
Дети убегают.

Усложнение/Упрощение
Дети младшего возраста могут медленно подходить к ежику, читая текст стихотворения без движений.

Что развивает игра
Двигательную активность , ловкость, снимает эмоциональное напряжение

Примечание
Игра увлекательная, доставляет детям множество положительных эмоций.
"Ёжика" можно выбирать считалочкой.

Подвижная игра «Ежик и мыши»

Все дети  становятся в круг. Ёжик- в центре круга.  По сигналу все идут вправо, ёж-влево. Игроки произносят слова:

Бежит ёжик – тупу-туп, 

Весь колючий, остер зуб! 

После  этих слов все  игроки останавливаются и спрашивают:

Ёжик,  Ёжик , ты куда?

Что с тобою за беда?  Затем все игроки круга  приседают и имитируют  шуршание мышей: 

  Ежик говорит:

 Ёжик ножками туп-туп,

Ёжик глазками луп-луп!

Слышит ёжик- всюду тишь!

Чу!.. Скребётся в листьях мышь! 

Ёж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Дети вместе говорят:

Ты беги, беги, ёжик, 

Не жалей своих ножек!

Ты лови себе мышей,

Не лови наших детей!

Мыши убегают, ёж их ловит (пятнает).

ЧИСТОГОВОРКА

МК ДОУ Ташаринский детский сад «Лесовичок»

«Вот они какие, ежики лесные»

 игра - викторина

для детей старшей группы

                                                         

Ташара 2024

     Цель: закрепление знаний детей о мире ежей

     Задачи:

  1. Расширять познавательный и литературный кругозор о мире ежей;
  2. Развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь;
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к живой природе

Предварительная работа: беседа с детьми о еже; чтение художественной литературы; заучивание стихов о ежах, беседы по их содержанию;  рассматривание книжных иллюстраций, фотографий о жизни ежей;  создание поделок, рисунков, аппликаций про ежей; создание выставки «Я еж»; совместный проект «Вот они какие, ежики лесные».

Материалы и оборудование:

  1. Музыкальный зал украшен выставкой семейных поделок, рисунков, книг по сказкам и рассказам отечественных писателей про ежей;
  2. Конверт с письмом;
  3. Эмблемы и медали для команд «Умники» и «Знатоки», жетоны с изображением яблока;
  4. Презентация в PowerPoint на тему «Вот они какие, ежики лесные»;
  5. Шапочка ежа и мышки для подвижной игры «Ёж и мышка»;
  6. Чёрный ящик, внутри которого два игрушечных ёжика;
  7. Две корзинки, два обруча с грибами и яблоками для игры-атракциона «Яблоки да грибы для ежа собери»;
  8.  Сладкий приз – яблоки (или сок)

Ход игры игры-викторины

Воспитатель  (берёт со стола конверт). Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Его принесла сорока из нашего леса (открывает конверт, достаёт письмо). Сейчас я его вам зачитаю:

Слышал, любите вы книжки про ежей читать, детишки?

Я в лесу всю жизнь живу и с ежами я дружу,

Только в спячке все ежи, скучно мне без них здесь жить.

Предлагаю поиграть, про ежей всё разгадать.

Приглашаю в лес к себе всех и взрослых и детей,

Я весёлый старичок, Старичок-Лесовичок!

Воспитатель. Ну что, ребята, примем приглашение  Старичка-Лесовичка из нашего леса? (Ответы детей )

Воспитатель. А очутиться в лесу нам поможет чудо-экран, но для этого всем нужно сказать волшебные слова. Повторяйте их за мной дружно:

«Экран чудесный помоги!

В лес скорее пропусти!

Ничего не утаи:

Ты же видишь, мы свои. (Дети хором повторяют волшебные слова.)

 Слайд 2 Заставка на экране «Вопросы Старичка-Лесовичка»

Воспитатель. А вот и лес полный сказок и чудес, в котором Старичок-Лесовичёк оставил для вас интересные вопросы. Сегодня в игре-викторине «Вот они какие, ежики лесные» мы проверим вашу находчивость и сообразительность. Но для начала я хочу узнать, какие стихи про ежей вы знаете? (Дети читают стихи)

Воспитатель: Молодцы! Сегодня за победу будут соревноваться две команды: «Умники» и «Знатоки».

Представление команд «Умники» и «Знатоки»

Воспитатель. А теперь внимательно послушайте, правила игры-викторины:

- вопросы надо слушать внимательно;

- если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к другой команде;

- за каждый правильный ответ команда получает жетон – яблоко;

- если участники одной команды подсказывают ответы другой команде, им назначается штрафное очко;

- выигрывает та команда, у которой будет больше жетонов – яблок.

Воспитатель. А сейчас позвольте представить членов нашего справедливого жюри (представление членов жюри). В конце игры жюри подсчитает количество жетонов с яблоками, и выяснит, чья команда достойна победы. Итак, начинаем нашу игру-викторину. Давайте узнаем, какое испытание подготовил для наших команд Старичок-Лесовичок.

Слайд 3.

Объявляется 1 Тур: «Лучшие знатоки загадок»

За каждый правильный ответ  команды получают по одному жетону. Команды отвечают по очереди.

Выносится чёрный ящик, внутри которого лежат два игрушечных ёжика. Узнать, что спрятано или кто спрятан в этом чёрном ящике вы сможете, если угадаете загадку. За правильную отгадку, команда получит жетон- яблоко.

Загадка для команды «Умники»

Зимой спит, но не медведь.

Любит молоко, но не кошка.

Колючий, но не ёлка,

Угадай, не робей,

Назови зверька быстрей. (Ёжик) Ребёнок достаёт отгадку из чёрного ящика

 

Загадка с отрицанием для команды «Знатоки»

Много иголок, но не для шитья.

Охотится ночью, но не сова.

Грозно пыхтит, но не утюг.

Угадай, дружочек,

Кто же это? (Ёжик) 

         

Слайд: 4

Воспитатель. А сейчас объявляется 2 Тур: «Вопросы - ответы».

За каждый правильный ответ на вопрос, команда получит по жетону с яблоком.

  • Какими рождаются маленькие новорожденные ежата? (Маленькие ежата рождаются слепыми и без иголок.)  
  • Чем питаются новорожденные ежата? (Молоком мамы-ежихи.)
  • Чем питаются взрослые ежи? (В основном насекомыми (червяками, жуками), а ещё мышами, лягушками, оцепеневшими змеями)
  • Что делает ёж днём и что ночью? (Днём отдыхает, спит, а ночью охотится.)
  • Что делает ёж зимой? (Спит в норке до весны.)  
  • Назовите опасных врагов для ежей? (Лиса, хорьки, волк, сова, филин.)
  • Какое чувство у ежей развито наиболее плохо?
  • Обоняние – нюх
  • Зрение
  • Слух.

Ответ: зрение

  • Когда ёжик злится, он начинает забавно «ворчать». А как он общается со своими собратьями – ежами в спокойном состоянии?
  • Пищит
  • Свистит
  • Пыхтит.

Ответ: свистит.

  • Зачем ёж сворачивается клубком? (Так он защищается от хищных животных, чтобы не стать их добычей.)  
  • Как развернуть ёжика, не уколовшись о его иголки? Этой хитростью пользуется лиса. (Чтобы не уколоться, нужно скатить ежа в воду, тогда он разворачивается и может стать добычей.)
  • Какую пользу приносит ёж человеку? (Спасает леса, поля, сады и огороды от вредных насекомых и вредителей: слизней, жуков, гусениц, больных мышей, ядовитых змей.)  
  • Какой вред человеку приносит ёж? (Любит поедать яйца птиц - кур и даже маленьких цыплят и птенцов, приносит на иголках много блох и клещей.)

Слайд-5

5 тур – Игра  «Яблоки да грибы для ежа собери»  

Воспитатель. А сейчас каждая команда будет собирать для ежа подарки. Команда «Умники» собирает яблоки, а команда «Знатоки» собирает грибы. Команда победительница получает жетон с яблоком.

Слайд-6

6 тур - Подбери слова

- Медведь лохматый, а ёж … (колючий)

- Лягушка зелёная, а ёж … (серый)

- Заяц зимой бегает, а ёж… (спит)

- Тело белки покрыто шерстью, а тело ежа… (колючками)

Слайд-7

Последний 7 тур. Игра «Разрезные картинки»

Приглашаются по три человека от каждой команды и собирают две разрезанных на четыре части картинки ежа на мольберте. Кто соберет первый, тому и достается жетон-яблоко

Воспитатель: пока жюри подводят итоги первого тура, приглашаю детей и взрослых сыграть в игру «Ёж и мышка».

Слайд-8

Подвижная игра «Еж и мышка»

         Все дети и взрослые становятся в круг и берутся за руки. Из детей по считалке выбирается ёж и мышка, надеваются шапочки. Мышка становится посередине круга, ёж вне круга. Дети и воспитатели идут по кругу и говорят:

Ёжик носит не футболки,

Не рубашки, а иголки!

Мышку хочет он поймать,

Чтобы ей позавтракать.

Затем дети останавливаются, поднимают вверх руки, образуя ворота и говорят: Мышка, Мышка, не зевай, а скорее убегай!        

После слов «убегай» мышка выбегает из норки, а ёж начинает её ловить.

Подведение итогов, подсчет жетонов, вручение медалей и сладких призов - яблок.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша игра-викторина. Команды получили призы. И мы можем с уверенностью сказать, что сегодня победила смекалка, находчивость и дружба!

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по ознакомлению с окружающим "Кто где живет? Домашние животные"

Презентация к занятию в старшей группе по теме: "Кто где живет? Домашние животные"...

Презентация по ознакомлению с окружающим "Кто где живет? Домашние животные"

Презентация к занятию в старшей группе по теме: "Кто где живет? Домашние животные"...

Ах! Как весело живется на Руси!

Сценарий празднования широкой Масленицы...

"Кто в домике живет"

«Кто в домике живет?»        Программное содержание:Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подраж...

Конспект открытого занятия для педагогов СЗОУО в рамках Недели педагогического мастерства Тема: «Кто живет в лесу?»

Тема: «Кто живет в лесу?»Задачи: Развивать речь детей. Активизировать словарный запас. Закрепить название частей тела животных: уши, хвост, лапы.Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат д...

Конспект спектакля для детей старшего дошкольного возраста "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?"

Спектакль "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?" (для детей старшего дошкольного возраста)....