Конспект ОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тема: «Загрязнение водоёмов нефтяными продуктами»
Цель: формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (воды) через экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pero_i_neft.docx | 67.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект
образовательной деятельности по экологии.
Тема: «Загрязнение водоёмов нефтяными продуктами»
для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила: воспитатель Власова Марина Борисовна
Санкт-Петербург
Конспект образовательной деятельности по экологии.
Тема: «Загрязнение водоёмов нефтяными продуктами»
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»,
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»
Цель: формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (воды) через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные: дать представления детям о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;
формировать умения рассуждать, логически мыслить, совершенствовать умение экспериментировать;
Развивающие: развивать познавательные способности детей,
формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
развивать произвольное внимание, речевую активность;
развивать общую и мелкую моторику;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
воспитывать экологическую культуру у дошкольников.
Предварительная работа: проведение опытов по изучению свойств воды, просмотр видео презентации: «Жизнь водоемов», «Великие реки», проведение НОД «Животный и растительный мир водоёмов», чтение художественной литературы, дидактические игры о природе, труд в природе, разучивание стихотворения «Не мойте велосипед в реке!».
Материалы и оборудование: Видео запись «Новости», слайды с изображением экологических катастроф, вредное и полезное воздействие человека на природу, мультимедийный проектор, экран, компьютер, наборы для экспериментирования (одежда для детей — халаты, стаканы-непроливайки, салфетки, трубочки, подносы, ватные диски, скрученные жгутики, ложки, жидкость для удаления жира «Ферри», перья птиц, ситечки, воронки, пипетки), музыкальное сопровождение «Звуки воды».
Этапы ОД и их характеристика | Методы и формы, приемы | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Время |
Этап 1. Мотивационно-ориентировочный
Этап 2. Практический
движений под музыку
Применение на практике. | Словесные методы: Вопросы, объяснение, рассказ воспитателя Практические методы: Упражнение (повторение умственных или практических действий заданного содержания) Беседа, вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности), пояснение. Упражнение (повторение умственных или практических действий заданного содержания | Педагог: Ребята, сегодня утром по телевизору я смотрела новости и меня заинтересовал один репортаж, который я записала и сейчас вам его покажу. Итак, внимание, смотрим. (Включается видео «Новости». Диктор сообщает, что на реке произошла авария, пароход, который перевозил бочки с нефтью затонул, никто из людей не пострадал, но произошла экологическая катастрофа, нефтяные вещества попали в окружающую среду… Видео выключается). Педагог: Как вы понимаете «произошла экологическая катастрофа»? - Что такое окружающая среда? - Как вы думаете, по чьей вине происходят экологические катастрофы? Педагог: Чтобы лучше понять что произошло, нам нужно создать ситуацию, которая произошла на реке. Для этого нам нужно перейти в нашу лабораторию, где мы создадим так называемую «экологическую катастрофу». (Моделирование экологической катастрофы) Опыт №1 Детям предлагается в воду налить растительное масло. Результат – масло растекается как нефть на реке. Педагог: Вспомните, каких вы знаете водоплавающих птиц, которые обитают на реке? (гуси, утки, лебеди). - Давайте представим, что утки прилетели и опустились на воду в том месте, где образовалось нефтяное пятно. Опыт №2 В воду с маслом детям предлагается, опустить перо птицы. Результат — оно покрывается маслом, склеивается. Дети делают вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они не смогут взлететь, а значит погибнут. Педагог: Ребята, давайте вспомним водных обитателей реки. (Карась, сазан, сом, рак, щука…). Опыт №3 Детям предлагается, взболтайте воду в стаканчике трубочкой. Результат — увидели пузырьки – это кислород. Педагог: Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели реки? Почему? (Ответы детей). Вывод: Речные животные тоже погибнут, потому что сквозь масляное пятно не проникает воздух, необходимый для жизни). (Педагог подводит детей к общему выводу, что разлившиеся нефтепродукты, губительно влияют на растительный и животные мир). Педагог: Ребята, вы так много назвали речных обитателей, я предлагаю вам поиграть в игру «Рыбак» и немного отдохнуть. Педагог: Отдохнули? Предлагаю продолжить… Для этого нам нужно перейти в нашу лабораторию. Педагог: Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? Педагог: С помощью специальных приспособлений – бонов (скрученные жгутики), масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое безопасное для животных место. Опыт №4 Педагог: Ребята, для того чтобы бороться с нефтяным пятном, применяют специальные сорбенты, которые помогают расщепить нефть на отдельные пятна. В емкость с масляным пятном капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Ферри»). Результат: масло расщепилось на множество мелких капель. Вывод: применение специальных сорбентов помогает расщепить нефть на отдельные пятна. Опыт №5 Губку, лажные салфетки помещаются в емкость, где расщепилось масло. Результат: капельки масла притягиваются к ней. Пояснение педагогом: специальные корабли — нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами или их еще называют бонами, у вас это влажные салфетки. Масляные пятна притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается. Так очищается вода от нефти. По окончанию делается вывод, что необходимо специальное оборудование – боны и корабли -нефтесборщики. Затем воспитатель предлагает сравнить детям очищенную от масляного пятна воду с чистой водой. - Ребята, скажите, теперь эта вода стала чистой? (Ответы детей). - Можно сказать, что вы решили проблему загрязнения воды? (Ответы детей). Педагог: Скажите, как называется река, которая протекает через наш город? (ответы детей). - Как могут повлиять люди, отдыхая летом на реке? (Ответы детей). - Оставляете ли вы, после отдыха на реке мусор? - Как вы поступаете? (необходимо убирать за собой мусор, не оставлять его). - Я хотела бы узнать, как вы поступите, если увидите человека, который сваливает мусор на берегу реки? (Высказывания детей). Педагог: В природе нет мусора, нету отходов, Давайте друзья учиться у природы. Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.) И на травке отдыхаем. -А сейчас я предлагаю вам создать макет «Источники загрязнения воды» | (Это изменения в природе, которые губительно влияют на живые организмы на растения, животных, людей) (Это то, что нас окружает, животный и растительный мир. Это все, с чем мы с вами взаимодействует. Человек тоже является частью окружающей среды). (По вине человека. В природе все взаимосвязано, сама природа не может нанести вред растительному миру и живым организмам.) Дети перемещаются в оборудованную лабораторию, с приготовленными наборами для экспериментирования. На столах приготовленная емкость с водой и растительное масло, обозначающее нефть. Вывод 1: (Ответы детей) капельки масла образуют плотную пленку (слой). Масло и вода - жидкости, которые никогда не смешиваются. Плотный слой не пропускает солнечные лучи. Без света и воздуха погибнут подводные обитатели и растительность. Насекомые и лягушки погибнут на берегу. Вывод 2: (Ответы детей) масло склеивает перья и не дает оттолкнуться от воздуха, птица не взлетит и станет добычей хищников. "Купание" птиц имеет важное значение: в чистых перьях больше воздуха, поэтому они лучше держатся на воде (если утка не будет купаться несколько дней, то щетинки перьев будут сохнуть и ломаться. Птица погибнет (Ответы детей). Затем дети пытаются убрать его подручными средствами (ложкой, ситечком, салфеткой). У детей ничего не получается. Дети делают вывод, что это невозможно. Вывод 3: (Ответы детей) Губка как магнит, который притягивает масло. Очищенная поверхность от масла (нефти) дает возможность водоплавающим и подводным жителям снова находиться в безопасности. Правила игры: Ведущий ловит игрока, стоя во внешней части круга. Если пойманный игрок называет речного обитателя, он продолжает игру, если нет – выбывает Игровое действие: Дети выбирают из ситуативных картинок источники загрязнения воды и размещают их на картинке с водоёмом. | 1 мин. 2 мин. 20мин. 2 мин 3 мин |
Этап 3. Рефлексивный
| Вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) | Педагог: Ребята, вы очень хорошо помогали — в очищении воды, в уборке мусора. Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы. За это хочу вручить вам медали юных защитников реки. Педагог: А закончить нашу встречу, мне бы хотелось стихотворением «Не мойте велосипед в реке» Зачем велосипеду грязным быть? Его скорее следует помыть! Но даже если речка рядом, пред тобой Ты у реки свой велосипед не мой! На нём и смазка, масло, грязь, мазут! Речные обитатели умрут. Такая загрязнённая вода – Для рыбок настоящая беда… Поэтому возьми ведро с собой И из него велосипед помой. | 2 мин. |
Вывод:
Экологическое воспитание способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
Педагог: Ребята, сегодня утром по телевизору я смотрела новости и меня заинтересовал один репортаж, который я записала и сейчас вам его покажу. Итак, внимание, смотрим.
(Включается видео «Новости». Диктор сообщает, что на реке произошла авария, пароход, который перевозил бочки с нефтью затонул, никто из людей не пострадал, но произошла экологическая катастрофа, нефтяные вещества попали в окружающую среду…
Видео выключается).
Педагог: Как вы понимаете «произошла экологическая катастрофа»?
- Что такое окружающая среда?
- Как вы думаете, по чьей вине происходят экологические катастрофы?
Педагог: Чтобы лучше понять что произошло, нам нужно создать ситуацию, которая произошла на реке.
Для этого нам нужно перейти в нашу лабораторию, где мы создадим так называемую «экологическую катастрофу».
(Моделирование экологической катастрофы)
Опыт №1
Детям предлагается в воду налить растительное масло. Результат – масло растекается как нефть на реке.
Педагог: Вспомните, каких вы знаете водоплавающих птиц, которые обитают на реке? (гуси, утки, лебеди).
- Давайте представим, что утки прилетели и опустились на воду в том месте, где образовалось нефтяное пятно.
Опыт №2
В воду с маслом детям предлагается, опустить перо птицы.
Результат — оно покрывается маслом, склеивается.
Дети делают вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они не смогут взлететь, а значит погибнут.
Педагог: Ребята, давайте вспомним водных обитателей реки. (Карась, сазан, сом, рак, щука…).
Опыт №3
Детям предлагается, взболтайте воду в стаканчике трубочкой.
Результат — увидели пузырьки – это кислород.
Педагог: Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели реки? Почему? (Ответы детей).
Вывод: Речные животные тоже погибнут, потому что сквозь масляное пятно не проникает воздух, необходимый для жизни).
(Педагог подводит детей к общему выводу, что разлившиеся нефтепродукты, губительно влияют на растительный и животные мир).
Педагог: Ребята, вы так много назвали речных обитателей, я предлагаю вам поиграть в игру «Рыбак» и немного отдохнуть.
Педагог: Отдохнули? Предлагаю продолжить… Для этого нам нужно перейти в нашу лабораторию.
Педагог: Что нужно сделать, чтобы вода стала чище?
Педагог: С помощью специальных приспособлений – бонов (скрученные жгутики), масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое безопасное для животных место.
Опыт №4
Педагог: Ребята, для того чтобы бороться с нефтяным пятном, применяют специальные сорбенты, которые помогают расщепить нефть на отдельные пятна.
В емкость с масляным пятном капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Ферри»).
Результат: масло расщепилось на множество мелких капель.
Вывод: применение специальных сорбентов помогает расщепить нефть на отдельные пятна.
Опыт №5
Губку, лажные салфетки помещаются в емкость, где расщепилось масло.
Результат: капельки масла притягиваются к ней.
Пояснение педагогом: специальные корабли — нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами или их еще называют бонами, у вас это влажные салфетки. Масляные пятна притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается. Так очищается вода от нефти.
По окончанию делается вывод, что необходимо специальное оборудование – боны и корабли -нефтесборщики.
Затем воспитатель предлагает сравнить детям очищенную от масляного пятна воду с чистой водой.
- Ребята, скажите, теперь эта вода стала чистой? (Ответы детей).
- Можно сказать, что вы решили проблему загрязнения воды? (Ответы детей).
Педагог: Скажите, как называется река, которая протекает через наш город? (ответы детей).
- Как могут повлиять люди, отдыхая летом на реке? (Ответы детей).
- Оставляете ли вы, после отдыха на реке мусор?
- Как вы поступаете? (необходимо убирать за собой мусор, не оставлять его).
- Я хотела бы узнать, как вы поступите, если увидите человека, который сваливает мусор на берегу реки? (Высказывания детей).
Педагог: В природе нет мусора, нету отходов,
Давайте друзья учиться у природы.
Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.) И на травке отдыхаем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду!»
формирование у детей понятия о бережном отношении к воде...
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы".
НОД по экологическому воспитанию "Зимующие птицы" проводилась с использованием мультимедийного оборудования....
Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Расширить представление детей о разнообразии насекомых....
Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Экологическая тропа весной.Расширить знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отшение к окружающей природе...
Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.Закреплять знания детей о всенних изменениях в природе....
Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Как черепахи живут в природе.Уточнить представления у детей об особенностях жизни черепахи в природе....