Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Терскова Анастасия Алексеевна

Тема: Как черепахи живут  в природе.

Уточнить представления у детей об особенностях жизни черепахи в природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста

Занятие «Как черепахи живут в природе?»

Программное содержание. Уточнить представления детей об особенностях жизни черепах в уголке природы. Познакомить с местом обитания и жизнью черепахи в естественных природных условиях (степях, пустынях), приспособленностью в питании, защите от врагов, перенесении жары и холода, выведении потомства.

Материал. Глобус; картины из разных пособий, на которых изображены степь, пустыня; картина «Черепахи»

Ход занятия

1-я часть. Дети рассказывают о черепахе, живущей в уголке природы, за которой они неоднократно наблюдали. Обращаем особое внимание на ее потребности и условия, создаваемые для нее: любит тепло, ест овощи и т. д.

2-я часть. Знакомим детей с жизнью сухопутных черепах в естественных природных условиях. Сообщаем места обитания: степи, пустыни в южных краях России, государствах Средней Азии, Кавказа, Африки (показываем на глобусе).

Показываем пустыню, рассказываем, что там жарко, мало растительности и трудно жить, поэтому черепахи выходят на поверхность только весной, когда не так сильно печет солнце и много сочной растительности. В это время они активно откладывают яйца и с наступлением летней жары снова закапываются глубоко в песок, где и проводят большую часть года. Молодые черепашки вылупляются из яиц осенью, но остаются в песке до весны.

Затем показываем картину «Черепахи», сообщает, что на ней изображена степь. Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы: какие животные живут в степи? Что делает ящерица? Что делает черепаха на переднем плане? Легко ли ей копать почву? Что делает другая черепаха? Чем она питается? Как поведут себя животные, если неожиданно появится степной орел или другая хищная птица?

В этом месяце занимаемся с детьми посадкой, пересадкой и размножением растений. Эта деятельность становится условием для уточнения представлений ребят о песке, камнях, глине, почве, о значении этих материалов для жизни растений.

Наблюдение за мать-и-мачехой (3)

Цель. Отметить изменения в росте растения: цветов стало больше; оно выросло, стало выше. Мать-и-мачеха появилась на новых местах.

Продолжается цикл наблюдений за божьей коровкой.

Наблюдение 4. «Как ползает и летает жучок?»

Цель. У божьей коровки шесть лапок, два мягких прозрачных крылышка и два твердых надкрылья. При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре, камням, руке. Крылья позволяют ей летать. Когда она готовится взлететь, то раскрывает надкрылья, приподнимает их, выпускает прозрачные крылышки и летит.

Наблюдение 5. «Что ест божья коровка?»

Цель. Дать представление о том, что в разных местах жучок питается еще более мелкими, чем он сам, насекомыми, которые сосут из растений сок и приносят большой вред плодовым садам и вообще многим растениям.

В свободное время читали рассказ «Как божьи коровки помогли садовникам» из книги «Экология в картинках». Рассматривая с детьми на глобусе Австралию и другие места, где растут апельсиновые сады, рассказывали, как божья коровка их спасла. Даем задание поискать на участке жучков, понаблюдать, что они едят.

Занятие «Лес в жизни человека»

Программное содержание. Уточнить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. (В лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной, лесными запахами, красотой природы. От леса человек много получает для своего хозяйства: грибы, ягоды, орехи, древесину, пушнину. Из древесины делают разные предметы, мебель, дома и бумагу. Каждый человек должен заботиться о лесе: правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.)

Материал и организация. Занятие проводится в форме посещения выставки и беседы во время ее осмотра и после. В специальном помещении (зале, изостудии или др.) на 4-5 дней организуется выставка «Лес в жизни человека». Изолированно друг от друга создаются экспозиции: «Дары леса», «Что делают из древесины?», «Бумажно-картонные изделия», «Лес и наше здоровье», «Лес глазами художников», «Кто заботится о лесе?».

В экспозиции «Дары леса» банки с грибами, связки сушеных грибов, банки с заготовленными лесными ягодами, пакеты с орехами, кедровые шишки. Упаковка на всех экспонатах прозрачная, с отчетливыми этикетками.

В экспозиции «Что делают из древесины?» выставлен стул детский, посуда, разделочные доски, богородская игрушка, карандаши и другие вещи из дерева, бересты. Многие предметы не раскрашены, чтобы была видна структура дерева. Также представлены иллюстрации с изображением деревянных домов, заборов, красивых наличников, паркетов, фотографии, картинки, на которых показан процесс заготовки древесины, пилорама.

В третьей экспозиции, посвященной бумаге представлены: ватман, писчая, туалетная, гофрированная, бархатная и другая бумага, салфетки, а также картон и изделия из него (упаковка), продукция из бумаги и картона – книги, альбомы, тетради, газеты, карты.

В следующей экспозиции представлены: лесные лекарственные травы в пакетиках и на открытках, иллюстрации с изображением разных форм отдыха в лесу. Цель этой экспозиции – показать значение леса для здоровья человека.

Очень важной является экспозиция художественных изделий «Лес глазами художников», так как она позволяет показать детям, что лес ценен не только материальными благами. Красота, эстетическое наслаждение – это тоже духовная ценность, которую дает нам лес. В этой экспозиции представлены репродукции картин с лесными пейзажами, эстампы, хохломские изделия, разные красивые предметы и сувениры, на которых отражены лесные явления. Во время ее осмотра звучит запись птичьих голосов, лесных шорохов.

Цель последней экспозиции – показать, как люди (особенно лесники) заботятся о лесе. Дети должны увидеть картины «Лесник спасает зайцев», «Зимняя подкормка диких животных», «Помощь зимующим птицам» из учебно-наглядного пособия С. Н. Николаевой, Н. Н. Мешковой «Картины из жизни диких животных» (М.: Просвещение, 1990). Также представлены картины и иллюстрации, на которых показаны лесопитомник, школьный зеленый патруль и др. Вывесили плакат с изображением знаков, обозначающих правила поведения в лесу, охраняемых растений, а также представлена Красная книга.

Выставку сохраняли несколько дней: ее посещали сотрудники детского сада, дети других возрастных групп. Воспитатели предлагали родителям сходить на выставку вместе с детьми. Для ребят это прекрасная возможность передать свои впечатления от занятия, еще раз посмотреть на понравившиеся экспонаты. Выставка – это способ включения родителей в экологическое воспитание детей.

Ход занятия

Предлагаем детям пойти на выставку, которая организована в детском саду для них и взрослых, сообщаем, что она посвящена лесу. Все экспозиции осматривали поочередно: называем экспозицию, затем даем возможность детям самим осмотреть экспонаты, позволяя их трогать руками. Далее коротко беседуем с детьми, уточняя, что и почему здесь представлено. Последовательность осмотра экспозиций: дары леса, его хозяйственное использование; впечатления от его красоты – картины, фотографии; практика охраны леса, заботы о нем.

Завершая занятие, предлагаем ребятам:

– привести на выставку родителей и осмотреть ее еще раз вместе с ними;

– подумать, как можно беречь лес, имея дело с бумагой и деревянными предметами; как каждый ребенок позаботится о лесе на следующей неделе, когда пойдет со всеми в поход в лес (воспитатель подсказывает, что можно изготовить знаки – правила поведения в лесу, взять корм для птиц, принять участие в очистке поляны, ограждении муравейников).

Вместе с детьми в свободное время начинаем выполнять рекомендации Айболита по весеннему уходу за комнатными растениями. В этих мероприятиях уточняем представления детей о значении природных материалов для создания жизненно важных условий растениям.

В свободное время проводили с детьми посадку любого комнатного растения. (Заранее подготовили растение, требующее пересадки.)

Выставляеем четыре коробки – с камнями, песком, глиной и черноземом. Обсуждаем с ребятами свойства всех материалов, предлагая трогать их, брать в руки. Просим сказать, какие материалы нужны для посадки растений в хорошую почву. Уточняем, зачем нужны камни (для дренажа), песок (для рыхлости почвы и хорошей проходимости воды), чернозем (для питания растений). Поясняем: «Глина для посадки комнатных растений не нужна, она утяжеляет почву, через нее плохо проходит вода. В природе встречаются разные почвы – рыжие глинистые, на них чаще всего бывают лужи, так как вода задерживается, плохо впитывается, растениям в такой почве расти трудно – слишком много воды и мало питательных веществ. Встречаются песчаные почвы – светлые, желтые, но бедные и тощие. На них всегда сухо, так как вода быстро проходит вглубь. Но растениям плохо – им не хватает воды и питательных веществ. Самая лучшая почва – это чернозем, она содержит много питательных веществ, ее надо разбавлять песком, чтобы вода лучше проходила, чтобы в почве было много воздуха».

Показываем, как надо осторожно и правильно сажать черенки молодых растений, как бережно с ними обращаться. Педагог может поручить каждой паре детей посадить одно растение, если они готовы действовать осторожно. В мероприятии участвует доктор Айболит (кукла) – задает вопросы, делает пояснения, дает указания, смотрит, как дети сажают растения, хвалит их. В заключение воспитатель уточняет, что необходимо растениям для роста, все вместе оценивают условия на окне, обсуждают, будет ли хорошо вновь посаженным растениям. Айболит советует прикрыть их целлофановыми пакетами, объясняет, почему под ними черенкам будет лучше первое время.

Кроме обычных растений, которые надо сажать в хорошую почву, воспитатель может посадить маленький кактус в небольшую коробочку с песчано-каменистой почвой. При этом он должен пояснить детям, что для кактуса именно такая почва является лучшей – так кактусы приспособились жить в трудных условиях пустыни (пояснение может сделать Айболит – он был в Африке и видел, в каких условиях там растут эти растения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста

Расширить представление детей о разнообразии насекомых....

Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста

Тема: Экологическая тропа весной.Расширить знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отшение к окружающей природе...

Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста

Тема: Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.Закреплять знания детей о всенних изменениях в природе....

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Туристический поход в загадочный лес»

Конспект занятия  по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста ...