Проект познавательно - творческий " Дикие животные наших лесов"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Байдакова Е.И

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №100 «Капитошка»

        

                   

 

 

 

Проект познавательно-творческий

«Дикие животные наших лесов».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Подготовила воспитатель средней группы  

                                                          Байдакова Елена Игоревна,   

                                                                                                                                                                                                      

 

 

 

Новосибирск 2023г.

                     Проект «Дикие животные наших лесов»

 

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность:

Возраст: 3-4 лет.

Участники проекта:

-педагоги;

-воспитанники;

-родители (Законные представители).

Воспитатели

Актуальность: Экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы. На земле живут тысячи различных животных. Мир животных разнообразен и привлекателен для детей. Знакомство с животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, любовь к животным. Многие дети не могут назвать животных, которые живут в лесу. Поэтому данный проект направлен на то, чтобы познакомить детей об их образе жизни, повадках, питании. Дети получат научно-достоверные знания, обогатится их речь.

Цель: Ознакомление детей с дикими животными, их связью со средой обитания.

Объект проекта: семья, детский сад.

Проблема: В ходе занятий с детьми проводимых воспитателями,  было выявлено, что дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Не все дети владеют обобщающим понятием - дикие животные. В следствии была поставлена проблема: «Как живут  звери зимой в лесу?». Так же была выдвинута 

Гипотеза: «Некоторые животные живут в лесу в своих домиках, а некоторые спят»

Задачи:

1. Развивать поисковую деятельность детей.

2. Выявить, обогатить и закрепить знание детей о диких животных.

3. Развивать познавательный интерес к жизни диких животных.

4. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к диким животным.

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору иллюстраций и материала о диких животных.

Знакомство с литературными произведениями о животных.

Использование дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.

Разучивание пальчиковых гимнастик.

Ожидаемые результаты:

- Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
- Знают обобщённое понятие «Дикие»  животные.
-Называют место обитания, питания диких  животных. 
-Запомнили название детёнышей диких животных.
- Знают элементарные правила поведения с животными. 
- Формирование устойчивого интереса к живой природе.

Прогнозируемые  результаты:

1. Созданы необходимые условия для организации деятельности по теме проекта (подобраны настольные дидактические игры, наглядный материал, оформление зоны диких животных в экологическом уголке)

2.Создана картотека пальчиковых игр и загадок и лэпбук по теме «Дикие животные»

3.Уровень усвоения знаний о диких животных повысился. Многие дети стали использовать обобщающее понятие – дикие животные

4.У детей сформированы знания о жизни деятельности диких животных.

5.Значительно обогатился словарный запас (дикие животные, лиса-лис- лисенок, волк-волчица-волчонок и т.д., нора, логово, берлога, дупло и т.д.)

Этапы реализации проекта:

1-й этап  подготовительный

  • Взаимодействие с детьми и их родителями;
  • Выбор темы проекта;
  • Постановка целей и задач;
  • Определение методов;
  • Подбор художественной литературы;
  • Картотека пальчиковых, дидактических и подвижных игр;
  • Создание лэпбука по теме «Дикие животные»
  • Подбор наглядного материала

2-й этап – основной (практический)

В процессе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах и в процессе игровой деятельности постараться найти ответы на проблемные вопросы:

Кто живет в лесу? (научить различать и правильно называть диких животных, их детенышей, среду обитания)

Как зимуют дикие животные?

  • Формирование правильного отношения к диким животным
  • Привлечь родителей к реализации проекта, при помощи создания альбома на тему Дикие животные»

3-й этап заключительный.

  • Создание альбома на тему «Дикие животные»,  презентация «Дикие животные»
  • Закрепление полученных знаний: открытое мероприятие по художественно-продуктивной деятельности.

 

Планирование работы над проектом по разным видам деятельности

Ознакомление с художественной литературой

Песенки, потешки, заклички: «Сидит белка на тележке..»,  «Заинька попляши..», считалки, загадки.

Русские народные сказки : «Колобок» обр. Ушинского; «Волк и колята» обр.Толстого; «Теремок» обр. Чарушина; «Кот,петух и лиса»обр. Боголюбской; «Снегурушка и лиса»обр.Булатова; «Лиса и заяц» обр. Даля

Сказки: «Два жадных медвежонка» венг. Обр. Краснова и Важдаева, «Рукавичка» укр. Обр.Блогининой

Произведения поэтов и писателей России

Проза: «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Ушинский; «Лиса Патрекеевна» Александрова;Толстой А.Н. «Храбрый еж» , «Лиса», «Еж»

НОД. Ознакомление с окружающим миром

«Кто в лесу живет», «День медведя».

Коммуникация

Заучивание стихотворений, загадок о диких животных

Беседы о животных: «Как спасаются звери от стужи зимой», «Чем питаются дикие животные?», «Кто, где поселился в лесу?»

Рассматривание картин: «Лиса с лисятами», «Медвежья семья», «Волчица с волчатами», «Зайцы»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Кто где живет?»; «Чей домик?», «Чья мама?», «Кто лишний?»

«Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Чей малыш?»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький..», «Лиса и зайцы», «Гуси лебеди»

Театрализованные игры по р.н.с. «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок»

Развитие элементарных математических представлений

«Поможем Белке и Ежику собрать грибы и шишки»

Художественно- продуктивная деятельность

Рисование:  Рисуем красками узор по мотивам сказки «Рукавичка».

Лепка: «Угощение для зайчат»   «Грибочки для белочки»

 Аппликация: «Бедный зайчик заболел - ничего с утра не ел»,

Выкладывание гречневой и пшенной крупой «Ёжик»

Раскрашивание: раскраски для самых маленьких «Животные»

Конструирование: «Теремок для зимовья зверей»

Музыка: Прослушивание фонограмм, разучивание движений передающих характер животных

Сюжетно-ролевые игры: « Зоопарк», « Зайка заболел», «Путешествие в лес»
Настольные игры: «Собери животного»-пазлы ; Кубики – животные
Лото « Животные», « Чей домик?»

Совместная деятельность педагогов, воспитанников и родителей

 ( законных  представителей):

Привлечение к оказанию помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок, мультфильмов, презентации по теме проекта.

Консультации по теме: «Что рассказать детям о диких животных», «Дикие животные и их детёныши», «Влияние животных на полноценное развитие ребёнка».

Критерии и показатели эффективности проектной деятельности:

- В привлечении всех участников проекта в активную образовательную работу.

-Родители отмечают высокий уровень подготовки проекта, его ярко выраженную социальную направленность, результативность.

-Расширились познавательные интересы у детей.

-У детей сформировалась любознательность, творческие способности, коммуникативные  навыки.

-Между участниками проекта было активное сотрудничество, появились               доверительные отношения. Дети и родители с большим желанием, активно участвовали в проекте.

- Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта.

-Взаимодействие педагогов, родителей, воспитанников ДОУ на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых  и творческих контактов.

Практическая значимость проекта заключается в том, что был систематизирован материал по теме « Дикие животные наших лесов», который может использован, как методический материал, для обмена опытом работы.

 Трансляция проекта:

 После  завершения проекта размещение материала на личном сайте.                   

 Перспективы проекта:

 В дальнейшем разработать проекты для познавательного, творческого, нравственного развития дошкольников.                         

 Необходимые ресурсы для реализации проекта:

 В реализации проекта принимают участие воспитатели II младшей группы

 « Солнышко», воспитанники группы и их родители.

  Материально-техническое обеспечение

 -мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр,  компьютер, принтер, ксерокс.

Информационно-методическое обеспечение:

-интернет ресурсы,

 -библиотека детской художественной литературы,

 - дидактический материал,

  - презентации,

  - картотека народных и хороводных, подвижных игр.

  - конспекты НОД, сценарии развлечений.

  - книжный уголок.

   -уголок творчества.

   -участок и помещение группы.

Используемая литература:

  1. С. Н. Николаева «Юный эколог».
  2. В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду».
  3. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в младшей группе детского сада».
  4. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий во II младшей группе детского сада».
  5. О. С. Ушакова «Знакомим с литературой детей 3-4 лет». М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Комплексные занятия во II младшей группе детского сада».
  1. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года».
  2. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию экологических представлений».
  3. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина «Стихи и рассказы о животном мире».

Г. В. Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

                        

    

          

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию “ Дикие животные наших лесов”

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию “ Дикие животные наших лесов ”Цели: Формировать умения, узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа дики...

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию “ Дикие животные наших лесов”

епосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию “ Дикие животные наших лесов ”Цели: Формировать умения, узнавать, называть и различать особенности внешнего ви...

Конспект по познавательному развитию (Дикие животные нашего леса). Средняя группа.

Конспект по окружающему миру (Дикие животные нашего леса)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Дикие животные наших лесов и их детёныши"

Тема:  «Дикие животные наших лесов и их детёныши»Цель:  Углублять знания детей о животных наших лесов и их детенышах, о их повадках и поведении.Задачи:Образовательная:- формирова...

Педагогический проект на тему: «Дикие животные наших лесов»

Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не все владеют обоб...

Педагогический проект на тему "Дикие животные наших лесов"

Проект с детьми средней группы на тему "Дикие животные наших лесов"...