Тепло и свет в доме
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рамазанова Патимат Руслановна

Познакомить детей с тем, как люди получают тепло, что помогает сохранить тепло. Как по-разному люди обогревали свои дома в прошлом и сейчас. Дать представление о каменном угле и о его значении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teplo_i_svet_v_dome.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Тепло в доме»

Образовательные задачи:

Познакомить детей с тем, как люди получают тепло, что помогает сохранить тепло. Как по-разному люди обогревали свои дома в прошлом и сейчас. Дать представление о каменном угле и о его значении.

Развивающие задачи:

Развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, умение рассуждать, сравнивать, анализировать.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение выслушивать ответы своих сверстников.

Оборудование: Слайды с изображением печки, камина, современных обогревательных приборов, угля.

Ход занятия:

  1. Организационный  момент: «Утреннее приветствие»

Собрались все дети в круг

Слева друг и справа друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Пожелаем всем добра

Здравствуйте мои друзья!

  Ребята, посмотрите, как у нас в группе светло. Как вы думаете почему?

 Дети: Свет горит в группе. 

Восп-ль: Что вам хочется делать?

 Дети: Мы хотим играть в игрушки, рисовать. 

Восп-ль: Давайте с вами представим, что все лампочки перегорели, в группе стало темно. Ребята, вы сможете тогда поиграть или порисовать?

 Дети: Нет. Мы не сможем увидеть игрушки в темноте.

 Восп-ль: Ребята, для того чтоб горел свет в домах, нужно электричество. Когда мы включаем свет в комнате, то не думаем, почему загорается лампочка. А ведь это целая история.

          Сначала с далекого Севера нашей страны в Москву по трубам подается горючий газ(1). Потом этот газ попадает на громадные тарелки тепловых электростанций. Вода в котлах тепловых электростанций нагревается до кипения, и струя пара очень быстро крутит турбины.  Турбины – это специальные устройства (показываю картинки с изображением тепловой электростанции, турбины). Эти турбины вращаясь беспрерывно днем и ночью вырабатывают электричество. Как электричество попадает в квартиры?

 Дети: По проводам идет ток. 

Восп-ль: Электричество на земле появилось не очень давно, чуть больше ста лет. Дома в то время освещались по-другому. Ребята, вы хотите узнать, как освещались дома раньше? 

Дети: Да. 

Восп-ль: Раньше дома освещали с помощью лучины. Лучина – это длинная тонкая деревянная палочка. На стене делалиспециальное приспособление, в которое вставляли лучину. На пол под лучиной ставили емкость с водой, чтобы угольки от сгорающей лучины не падали на пол. Раньше все дома были деревянными если уголек упадет на пол, дом может загореться. Света от лучины было мало, так как она быстро сгорала. Жители дома старались находится как можно ближе к лучине, пока горела лучина они занимались домашними делами. (показываю детям картинки с изображение лучины) На смену лучины пришли свечки. Свечи делали из воска, внутри свечи фитиль. Сейчас, я зажгу свечку, посмотрите, много ли света она дает. 

Дети: Нет.

 Восп-ль: Ребята, поднесите ладошки поближе к свечке, что вы почувствовали. 

Дети: От свечки идет тепло. 

Восп-ль: Для того чтобы осветить большую комнату, зажигали очень много свечей, их ставили в подсвечники. В комнате от горения свечей становилось жарко. Затем люди стали использовать для освещения дома керосиновые лампы (показываю картинку с изображением керосиновой лампы). У керосиновой лампы, как и у свечки, есть фитиль. Он состоит из нескольких нитей, фитиль почти весь опущен в емкость с керосином, а кончик его торчит наружу. Фитиль пропитан маслом и хорошо горит, когда его поджигают. Ребята, а еще у керосиновой лампы есть стеклянный абажур. Как вы думаете, зачем он нужен?

 Дети: Чтоб огонь не погас.

 Восп-ль: Правильно. Стеклянный абажур защищает огонь от ветра. Представьте себе, что вы сидите в комнате с керосиновой лампой. От чего вас будет защищать стеклянный абажур? 

Дети: Если мы окажемся слишком близко от лампы, то пламя может нас обжечь. 

Восп-ль: Правильно. 

Физкультминутка.

 Быстро встаньте. Быстро встаньте, улыбнитесь,

 Выше, выше подтянитесь.

 Ну-ка плечи распрямите,

 Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернулись,

Рук коленями коснулись

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

 Восп-ль: Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения С Маршака «Вчера и сегодня» - о керосиновой лампе, стеариновой свече и электрической лампочке (читаю детям отрывок стихотворения).

Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.

Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
— Я голодная, я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему — я не пойму —
Не нужна я никому?

А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.

Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур.

Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.

Ну и лампа! На смех курам!
Пузырёк под абажуром.
В середине пузырька —
Три-четыре волоска.

Говорю я:- Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.

Пузырёк у вас запаян,
Как зажжёт его хозяин?
А невежа мне в ответ
Говорит: — Вам дела нет!

Я, конечно, загудела:
— Почему же нет мне дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела.
Почему же нет мне дела?

Да при этом,- говорю,-
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.
Вы, гражданка, самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!

А она мне говорит:
— Глупая вы баба!
Фитилёк у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льётся свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я — электрическая
Экономическая
Лампа!

Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлёт по проволоке ток.
Не простой я пузырёк!

Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?

Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
— Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!

Перо в пустой чернильнице,
Скрипя, заговорило:
— В чернильнице-кормилице
Кончаются чернила.

Я, старое и ржавое,
Живу теперь в отставке.
В моих чернилах плавают
Рогатые козявки.

У нашего хозяина
Теперь другие перья.
Стучат они отчаянно,
Палят, как артиллерия.

Запятые, точки, строчки —
Бьют кривые молоточки.
Вдруг разъедется машина —
Едет вправо половина…
Что такое? Почему? Ничего я не пойму!

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
— Никто по воду не ходит.
Коромысла не берёт.

Стали жить по новой моде —
Завели водопровод.

Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума —
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек
Повернёт одной рукой
Ручку крана, точно ключик,
И вода бежит рекой!

Так сказало коромысло
И на гвоздике повисло.

 В стихотворении было выражение «лампочка в пятьдесят свечей». Это значит, одна лампочка светит также ярко, как и пятьдесят свечей. Ребята, мы с вами познакомились с осветительными приборами, которыми раньше пользовались люди. У всех этих приборов есть недостаток: они могут погаснуть от ветра, от их огня может случиться пожар, они очень быстро сгорают, от них очень мало света. А теперь посмотрите на картинки, на которых изображены осветительные приборы, которые сейчас есть в каждом доме. Назовите их. 

Дети: Люстра, настольная лампа, торшер.

 Восп-ль: У настольной лампы, как и у керосиновой лампы есть абажур. Абажур служит для защиты глаз от яркого света, делает его приглушенным. Ребята, вам понравилось наше занятие?

 Дети:Да, было интересно узнать, как раньше обходились без электричества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Солнце-источник тепла и света»

Задачи.Дать представление о Солнце, как о звезде; познакомить со строением Солнечной системы; закрепить знания о том, как происходит смена дня и ночи, времён года.Развивать логическое мышление, умение...

Конспект познавательного занятия в средней группе на тему: «Мама - слово дорогое, в слове том тепло и свет»

Дать детям понятие, что женщина -мать - солнечный луч в доме каждого доброго человека, труженица, воспитательница, хранительница домашнего очага, живая любовь и нежность. Воспитывать любовь и нежное ч...

Солнце дарит нам тепло и свет

Знакомство со световой энергией...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Весна шагает по дворам в лучах тепла и света…»

Закрепить представления детей о характерных особенностях времени года - весна; формировать интерес и любовь к природе, учить детей замечать изменения в природе; развивать словарный запас и речь детей....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Проект «Тепло и свет в наших домах»

Рассказать как приходит тепло и свет в дома, источники тепла и света, что такое энергия....